Ты постишься или голодаешь?

4 Май 2021
2619

Месяц Рамадан – это не только ограничения в еде, но и ограничения для нафса.

Когда мы постимся весь день, мы отказываем себе в удовольствии поесть, попить, но не всегда отказываемся от сомнительных радостей пообсуждать кого-то. Не всегда мы отказываемся от пережёвывания деталей чужого поведения, внешности. Ну, и куда уж без «десерта» –  мы не обходимся без обсуждения чужой личной жизни, даже находясь в мечети на таравих-намазе.

Это удивляет, потому что только каменное изваяние способно не испытать всей радости, наполненности счастьем, чистотой и красотой происходящего на коллективных таравих-намазах в мечети. Дни стойкого терпения голода и вроде как борьбы с нафсом можно считать потерянными, если вы не отказываете себе в лишних разговорах. Ведь обсуждение третьего лица – грех, даже если вам кажется, что в этом нет ничего такого. Хоть запротоколируйте свою речь и отдайте на суд филологу, но нельзя обсуждать людей ни в какой форме, завуалированной, явной, письменной или устной.

Благонравие дарит своему обладателю покой, говорят праведники. Покой сердца в месяц Рамадан и не только достигается не одним лишь контролем своего аппетита, но и языка, и даже мыслей.

Мухаммад Магомедов, заместитель имама Центральной джума-мечети г. Махачкалы:

«Месяц Рамадан – это не только воздержание от пищи, воды, еды, но и воздержание от всего того, что может лишить нас вознаграждения за пост. Как говорит имам Аль-Газали, нужно оберегать от запретного все части твоего тела: глаза, уши, руки, ноги.

Например, язык нужно оберегать от сплетен, от злословия, от обсуждения людей, потому что это лишает нас вознаграждения за пост. Как говорил Пророк в таком случае: "От нашего поста остаётся лишь голод и жажда, и ничего более мы за этот пост не получаем".

Имам аль-Газали говорит: "Во время поста нужно ограничивать себя даже в таких вещах, которые доставляют тебе увеселение, какое-то удовольствие, удовлетворение. Это месяц, когда ты должен быть полностью погружён в поклонение Аллаху, и очень хорошо в это время предаваться размышлению, думать над тем, что происходило с тобой. Над тем, что было, что будет, над тем, что ты собираешься делать после месяца Рамадан. Вот такими мыслями и думами об Ахирате человек должен себя занимать".

То есть нужно отказаться не только от запретных действий, но и от дозволенных, которые приносят какое-то удовольствие».

Поскольку постятся в месяц Рамадан практически все мусульмане, пост ещё и уравнивает всех. Но тем, кто в Рамадан не просто голодает, а постится в полном смысле этого слова или хотя бы старается, нужно ограждать ещё и свой слух от греховных слов, исходящих из уст других людей. Согласитесь, легче просто не присутствовать там, где шушукаются о ком-то из мусульман, чем пытаться приструнить злословящих и стать в глазах окружающих аждахой, букой и также предметом обсуждения.

Мухаммад Магомедов поясняет: «Тот, кто слушает – соучастник того, кто говорит.  То, что запрещено говорить, запрещено и слушать. Но если человек оказался в кругу, где кого-то обсуждают, ведут непристойные беседы и те разговоры, которые запрещены, то, исходя из хадиса Пророка: "Тот из вас, кто увидит запретное, порицаемое…", (передал имам Муслим) пусть вмешается в это, изменит это действием, а если не получается действием, то словами, если и словами не получается, то хотя бы сердцем, и это самая низкая степень имана (веры)».

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар» пишет: «Слова хулы запрещено не только произносить, но и слушать, равно как и соглашаться с ними. Тому, кто услышит, как один человек хулит другого запретным образом, следует удержать его от этого, если нет оснований опасаться, что его попытка определённо ему причинит вред. Если основания для подобных опасений имеются, он должен выразить порицание этому сердцем и по возможности покинуть такое место. Если же человек может выразить порицание вслух или заставить хулителя умолкнуть, начав говорить о чём-нибудь другом, он обязан поступить так, иначе его бездействие будет греховным.

Если человек вынужден остаться там, где произносят слова хулы, и не имеет никакой возможности покинуть это место, ему запрещается прислушиваться к этим словам и внимать им. В подобном случае ему следует поминать Аллаха Всевышнего либо вслух и сердцем, либо только сердцем или размышлять о чём-нибудь другом, чтобы отвлечься, и тогда – то есть если он будет слышать, но не станет внимать – это не повредит ему».

«Голодный и злой», – так иногда оправдывают своё раздражение те, кто голоден. Но не будем забывать, что мы находимся в обществе таких же, как и мы. Мы все взаимосвязаны, и наше настроение влияет на близких, поэтому ради их благополучия стоит быть сдержаннее. Но что же делать с откровенными провокаторами, ухмыляющимися и поддевающими? Как быть с возмутителями и откровенными троллями?

Мухаммад Магомедов говорит: «Если кто-то провоцирует на спор, на конфликт, Пророк советовал сказать такому: "Я пощусь"».

Если и это не помогает, то нужно просто уйти оттуда, где находится человек-раздражитель. В любом случае людей, которые пытаются спровоцировать вас на конфликт, вызвать ваше раздражение, немало – они есть и будут.

Бывает и такое, что работа связана с интенсивным общением с людьми. Те, кто занят на такой работе, специально берут отпуск на период Рамадана, чтобы оградить себя от споров, конфликтных ситуаций, понимая, что полностью избежать ненужных разговоров не удастся, они берут отпуск, чтобы заняться своим поклонением и избежать лишних споров.

Начинаются самые особенные дни благословенного месяца Рамадан, когда и воздаяние за благое, и наказание за греховное увеличиваются, и мы надеемся, что советы богослова помогут нашим читателям и зрителям получить прекрасное вознаграждение за качественно соблюдённый пост.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Айша Тухаева

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle