Как довольствоваться малым
Бедность похвальна. У неё есть преимущества перед богатством, иначе большинство обитателей Рая не были бы бедняками, как это понимается из слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые передаются от ‘Имрана ибн Хусайна (да будет доволен им Аллах):
اطّلَعْتُ في الجَنّةِ فَرَأيْتُ أكْثَرَ أهْلِها الفُقَرَاءَ
«Я заглянул в Рай и увидел, что большинство его обитателей − бедняки». (Муслим, 2737; Бухари, 3241; Тирмизи, 2603)
Однако превосходство бедного над богатым возможно, только если он доволен своей бедностью, безразличен к богатству и имуществу окружающих, не стремится к накопительству любыми путями и обладает таким качеством, как умение довольствоваться малым.
Приобрести это качество помогут средства, которые перечисляет имам Аль-Газали (да помилует его Аллах) в книге «Возрождение религиозных наук». Мы упомянем их вкратце, по воле Аллаха.
Таких средств – пять.
Первое: умеренность в имуществе и расходах.
Желающему приобрести умение довольствоваться малым следует закрыть дверь к лишним расходам и ограничиться самым необходимым. Если он живёт один, то ему следует ограничиться одним комплектом одежды (или необходимым минимумом) и отказаться от излишества в еде. Если же он имеет семью, то следует приучить домочадцев к умеренности. Умеренность и экономия и есть основа умения довольствоваться малым.
От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا عَالَ مَنِ اقْتَصَدَ
«Не обеднеет тот, кто экономит» (Имам Ахмад, 4269; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 10118; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 6149)
В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн Сарджиса (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
السَّمْتُ الحَسَنُ، وَالتُّؤَدَةُ وَالِاقْتِصَادُ جُزْءٌ مِنْ أَرْبَعَةٍ وَعِشْرِينَ جُزْءًا مِنَ النُّبُوَّةِ
«Благообразие, спокойствие и умеренность – одна из двадцати четырёх частей пророчества». (Тирмизи, 2010)
Второе: уверенность в обещании Аллаха.
Если нет проблем с зарабатыванием на пропитание, то верующему не стоит сильно беспокоиться о будущем, а поможет ему в этом отказ от надежд и уверенность в том, что он непременно получит пропитание, предопределённое ему, даже если он не стремился к нему. Надо быть уверенным в обещании Аллаха:
وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا
(смысл): «И нет ни одного живого существа на земле, пропитание которого не взял бы на себя Аллах». («Сафват ат-тафасир», сура Худ: 6)
Шайтан пугает человека нищетой и побуждает к скверне, говоря ему: «Если ты не будешь копить, а потом заболеешь и станешь немощным, то будешь вынужден терпеть унижения, прося у других». Он не отстаёт от него, заставляя его утруждать себя в поисках пропитания, а сам в стороне смеётся над тем, как тот мучается.
Однажды оба сына Халида вошли к Посланнику Аллаху ﷺ, и он сказал им:
لَا تَيْأَسَا مِنَ الرِّزْقِ مَا تَهَزَّزَتْ رُءُوسُكُمَا، فَإِنَّ الْإِنْسَانَ تَلِدُهُ أُمُّهُ أَحْمَرَ، لَيْسَ عَلَيْهِ قِشْرٌ، ثُمَّ يَرْزُقُهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ
«Не отчаивайтесь насчёт пропитания, пока ваши головы двигаются, ведь человек рождается без ничего, а затем Всевышний Аллах наделяет его пропитанием». (Ибн Маджах, 4165)
Человеку никогда не избавиться от страсти к имуществу, пока он не будет уверен в безупречном распределении пропитания Аллахом между рабами.
Третье: осознание величия довольства малым и низости жадности и стяжательства.
Осознав это, человек будет стремиться к довольству малым, так как в любви к имуществу заключаются тяготы и унижения, а в довольстве малым – лишь боль терпения при отказе от желаний и излишков. Об этой боли знает только Аллах, а унижение заметно окружающим.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
عِزُّ الْمُؤْمِنِ اسْتِغْناؤُهُ عَنِ النَّاسِ
«Величие верующего заключается в отсутствии нужды в людях» (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 2978)
Один мудрец сказал: «Избавься от нужды в ком-либо, и ты станешь ему подобным, станешь нуждающимся в ком-либо, и ты станешь его пленником, проявишь благодетель к кому-либо, и ты станешь его предводителем».
Четвёртое: сравнение.
Сравнение представляет собой размышление сначала о наслаждениях людей низкого поведения и глупцов, у которых нет веры и разума, а потом о поведении пророков (мир им), любимцев Аллаха, сподвижников и их последователей, ознакомление с их биографией и прекрасным образом жизни, а затем предоставление разуму выбора между тем, чтобы быть похожим на людей низкого общества или подражать и следовать за лучшими рабами Аллаха. Это облегчит человеку терпение при довольствовании малым.
Пятое: постоянное осознание опасности, сопутствующей богатству.
Богатство приносит человеку постоянный страх потери имущества по причине воровства или грабежа, а также страх умереть, не успев насладиться этим богатством, в то время как в малом имуществе кроется спокойствие, безопасность, свобода и возможность войти в Рай на пятьсот лет раньше богатых, согласно хадису, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и согласно которому Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَدْخُلُ فُقَرَاءُ الْمُسْلِمِينَ الجَنَّةَ قَبْلَ أَغْنِيَائِهِمْ بِنِصْفِ يَوْمٍ وَهُوَ خَمْسُمِائَةِ عَامٍ
«Бедные мусульмане войдут в Рай на полдня раньше богатых, что составляет пятьсот лет». (Ибн Маджах, 4122; Тирмизи, 2354)
В дополнение ко всему человеку стоит посмотреть на тех, кто беднее него. Ведь шайтан всегда обращает наше внимание на тех, кто выше нас, говоря: «Что ж ты так равнодушен к мирскому, в то время как другие наслаждаются едой и одеждой и т. д.».
Затем шайтан переводит наше внимание на тех, кто в религиозном отношении ниже и говорит: «Зачем ты себя ограничиваешь и боишься Аллаха, в то время как некто, более знающий, чем ты, не боится Аллаха, да и все люди заняты умножением благосостояния, так почему же ты хочешь отличаться от них?».
В этом случае следует воспользоваться советом Посланника Аллаха ﷺ:
إِذَا نَظَرَ أَحَدُكُمْ إِلَى مَنْ فُضِّلَ عَلَيْهِ فِي المَالِ وَالخَلْقِ ، فَلْيَنْظُرْ إِلَى مَنْ هُوَ أَسْفَلَ مِنْهُ
«Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделён более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто в этом отношении ниже него». (Имам Ахмад, 2963; Бухари, 6490; Муслим, 2963)
Все вышеприведённое поможет верующему обрести хорошее качество – умение довольствоваться малым, основой которого является терпение и отказ от надежд на будущее. Для этого ему придётся максимум терпеть считаные дни жизни в этом мире ради вечного наслаждения в мире ином, подобно больному человеку, терпящему горечь лекарства в ожидании скорейшего исцеления.
Да поможет нам Всевышний Аллах довольствоваться малым в течение коротких дней этого мира, дабы не потерять многое в мире вечном, аминь!
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Шихмагомедов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».