Ни для кого секрет, что главной целью верующего является спасение от огня Ада. Точно так же самой заветной целью верующего, вершиной его успеха и вечным счастьем для него является попадание в райскую обитель.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَـاعُ الْغُرُور
(смысл): «Каждая душа неизбежно вкусит смерть, и вам сполна будут даны ваши награды (или наказания) за ваши деяния в День воскрешения. И кто будет отдалён от огня Ада и введён в Рай, тот добился успеха (получил вечное счастье и наслаждение). А земная жизнь является только наслаждением, обольщением (преходящим миром, которым наслаждается только глупец)». («Сафват ат-тафасир», сура Али Имран, 185)
Чтобы добиться успеха в Ахирате и получить счастье и наслаждения в Раю, верующий, осознав, что этот мир является временным наваждением и обольщением, должен совершать деяния, которые приближают его к Всевышнему Аллаху, и отказаться от грехов, которые отдаляют его от Всевышнего и из-за которых Рай становится запретным для него.
Грехи, которые совершает человек, отличаются друг от друга своей тяжестью, а также тем, прощает ли их Всевышний Аллах и когда прощает. Среди них особо отличаются такие грехи, которые, как говорил Посланник Аллаха ﷺ сделают Рай для человека запретным, даже если он был мусульманином.
Однако наиболее аргументированным является мнение, с которым согласны абсолютное большинство учёных-богословов. Согласно ему грешник, который умер мусульманином, не потеряв свою истинную веру при смерти, в конце войдёт в Рай, отбыв своё наказание в Аду. И даже, возможно, Всевышний Аллах в Судный день простит все его грехи, и он сразу войдёт в Рай.
Учёные-богословы, комментируя хадисы Пророка ﷺ о деяниях, из-за которых Рай для мусульманина становится запретным, говорят, что эти грехи не лишают навечно Рая того, кто умер мусульманином, а указывают на тяжесть и мерзость этих грехов.
В любом случае верующий должен избегать этих деяний независимо от того, войдёт он в Рай после того, как будет подвергнут наказанию за них, или останется в Аду. Таких тяжких и мерзких грехов следует избегать и исправлять их покаянием, если они уже совершены.
В этой статье мы расскажем о некоторых проступках, из-за которых Рай становится запретным для мусульманина:
1. самоубийство;
От Джундаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
كَانَ بِرَجُلٍ جِرَاحٌ قَتَلَ نَفْسَهُ، فَقَالَ اللهُ: بَدَرَنِي عَبْدِي بِنَفْسِهِ، حَرَّمْتُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ
«Один человек со множеством ранений сам лишил себя жизни, и тогда Аллах сказал: “Раб Мой опередил Меня по собственной воле (решил поторопить события и сам лишил себя жизни), и поэтому Я сделал Рай запретным для него”». (Бухари, 1364; Муслим, 113)
Когда человеку невыносимо трудно или он тяжело болен, он должен обращаться к Всевышнему мольбами, просить об облегчении и исцелении, терпеть, вести себя достойно, но ни в коем случае не прибегать к самоубийству.
2. обман паствы;
От Ма‘киля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا مِنْ وَالٍ يَلِي رَعِيَّةً مِنَ الْمُسْلِمِينَ، فَيَمُوتُ وَهُوَ غَاشٌّ لَهُمْ، إِلَّا حَرَّمَ اللهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ
«Аллах обязательно сделает Рай запретным для любого правителя (руководителя), который будет править мусульманами и умрёт, обманывая свою паству». (Бухари, 7151; Муслим, 142)
3. присвоение чужого имущества с помощью ложной клятвы;
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنِ اقْتَطَعَ حَقَّ امْرِئٍ مُسْلِمٍ بِيَمِينِهِ، فَقَدْ أَوْجَبَ اللهُ لَهُ النَّارَ، وَحَرَّمَ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: وَإِنْ كَانَ شَيْئًا يَسِيرًا يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: وَإِنْ قَضِيبًا مِنْ أَرَاكٍ
«Человека, который с помощью ложной клятвы присвоит то, что по праву принадлежит другому мусульманину, Аллах обязательно ввергнет в Огонь Ада и сделает для него запретным Рай». Один человек спросил: “А если это будет что-нибудь незначительное, о Посланник Аллаха?” – и Пророк ﷺ сказал: “Даже если это будет прутик арака (растения, ветки которого используются в качестве для чистки зубов)”». (Муслим, 137)
4. порывание родственных уз;
От Са’ида ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
مِنْ أَرْبَى الرِّبَا الِاسْتِطَالَةُ فِي عِرْضِ الْمُسْلِمِ بِغَيْرِ حَقٍّ، وَإِنَّ هَذِهِ الرَّحِمَ شَجْنَةٌ مِنَ الرَّحْمَنِ، فَمَنْ قَطَعَهَا حَرَّمَ اللهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ
«Поистине, наихудшее ростовщичество (риба) – это посягательство на честь мусульманина без всякого права на это. И поистине, слово “рахим” (родство) происходит от имени Аллаха Ар-Рахман, а тому, кто разрывает родственные узы, Аллах запрещает Рай». (Имам Ахмад, 1651; Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 6284)
Также от Джубайра бин Мут‘има (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ قَاطِعُ رَحِمٍ
«Не войдёт в Рай тот, кто порывает родственные связи». (Бухари, 5984; Муслим 2556; Абу Давуд, 1696; Тирмизи, 1909)
5. высокомерие;
От Абдуллаха Ибн Масʻуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Пророк ﷺ сказал:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ فِي قَلْبِهِ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ قَالَ رَجُلٌ: إِنَّ الرَّجُلَ يُحِبُّ أَنْ يَكُونَ ثَوْبُهُ حَسَنًا وَنَعْلُهُ حَسَنَةً، قَالَ: إِنَّ اللهَ جَمِيلٌ يُحِبُّ الْجَمَالَ، الْكِبْرُ بَطَرُ الْحَقِّ، وَغَمْطُ النَّاسِ
«Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк ﷺ ответил: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, высокомерие же – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим, 91; Абу Дауд, 4091; Ибн Маджах, 59; Тирмизи, 1999)
6. причинение вреда соседу.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ لَا يَأْمَنُ جَارُهُ بَوَائِقَهُ
«Не войдёт в Рай человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла». (Муслим, 46)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Относительно смысла слов Пророка ﷺ: "Не войдёт в Рай…" имеется два ответа, которые подходят для всех подобных вопросов. Первый – эти слова касаются человека, который считает дозволенным причинение вреда (другие поступки, из-за которых Рай становится запретным), зная, что это запрещено (харам). Такой человек становится неверным и никогда не войдёт в Рай.
Второй – его наказанием будет отказ от Рая в то время, когда входят те, кто добился успеха в момент открытия врат Рая. Его вход в Рай откладывается, может быть, он будет наказан, может быть, будет прощён и сразу войдёт в Рай.
Мы привели здесь эти два толкования, потому что ранее упомянули, что согласно мазхабу людей истины положение того, кто умер в тавхиде (в истинной вере) и часто совершал тяжкие грехи, мы оставляем на волю Всевышнего. Если Аллах пожелает, Он простит его и сразу введёт в Рай, а если пожелает, то накажет его и только потом введёт в Рай. Аллах знает лучше».
Муслим Абдулаев