Поступки, из-за которых Рай становится запретным для мусульманина

23 Май 2022
5559

Ни для кого секрет, что главной целью верующего является спасение от огня Ада. Точно так же самой заветной целью верующего, вершиной его успеха и вечным счастьем для него является попадание в райскую обитель.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَـاعُ الْغُرُور

(смысл): «Каждая душа неизбежно вкусит смерть, и вам сполна будут даны ваши награды (или наказания) за ваши деяния в День воскрешения. И кто будет отдалён от огня Ада и введён в Рай, тот добился успеха (получил вечное счастье и наслаждение). А земная жизнь является только наслаждением, обольщением (преходящим миром, которым наслаждается только глупец)». («Сафват ат-тафасир», сура Али Имран, 185)

Чтобы добиться успеха в Ахирате и получить счастье и наслаждения в Раю, верующий, осознав, что этот мир является временным наваждением и обольщением, должен совершать деяния, которые приближают его к Всевышнему Аллаху, и отказаться от грехов, которые отдаляют его от Всевышнего и из-за которых Рай становится запретным для него.

Грехи, которые совершает человек, отличаются друг от друга своей тяжестью, а также тем, прощает ли их Всевышний Аллах и когда прощает. Среди них особо отличаются такие грехи, которые, как говорил Посланник Аллаха сделают Рай для человека запретным, даже если он был мусульманином.

Однако наиболее аргументированным является мнение, с которым согласны абсолютное большинство учёных-богословов. Согласно ему грешник, который умер мусульманином, не потеряв свою истинную веру при смерти, в конце войдёт в Рай, отбыв своё наказание в Аду. И даже, возможно, Всевышний Аллах в Судный день простит все его грехи, и он сразу войдёт в Рай.

Учёные-богословы, комментируя хадисы Пророка о деяниях, из-за которых Рай для мусульманина становится запретным, говорят, что эти грехи не лишают навечно Рая того, кто умер мусульманином, а указывают на тяжесть и мерзость этих грехов.

В любом случае верующий должен избегать этих деяний независимо от того, войдёт он в Рай после того, как будет подвергнут наказанию за них, или останется в Аду. Таких тяжких и мерзких грехов следует избегать и исправлять их покаянием, если они уже совершены.

В этой статье мы расскажем о некоторых проступках, из-за которых Рай становится запретным для мусульманина:

 

1. самоубийство;

От Джундаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:

كَانَ بِرَجُلٍ جِرَاحٌ قَتَلَ نَفْسَهُ، فَقَالَ اللهُ: بَدَرَنِي ‌عَبْدِي ‌بِنَفْسِهِ، ‌حَرَّمْتُ ‌عَلَيْهِ ‌الْجَنَّةَ

«Один человек со множеством ранений сам лишил себя жизни, и тогда Аллах сказал: “Раб Мой опередил Меня по собственной воле (решил поторопить события и сам лишил себя жизни), и поэтому Я сделал Рай запретным для него”». (Бухари, 1364; Муслим, 113)

Когда человеку невыносимо трудно или он тяжело болен, он должен обращаться к Всевышнему мольбами, просить об облегчении и исцелении, терпеть, вести себя достойно, но ни в коем случае не прибегать к самоубийству.

 

2. обман паствы;

От Ма‘киля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал:

مَا مِنْ وَالٍ يَلِي رَعِيَّةً مِنَ الْمُسْلِمِينَ، ‌فَيَمُوتُ ‌وَهُوَ ‌غَاشٌّ ‌لَهُمْ، ‌إِلَّا ‌حَرَّمَ ‌اللهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ

«Аллах обязательно сделает Рай запретным для любого правителя (руководителя), который будет править мусульманами и умрёт, обманывая свою паству». (Бухари, 7151; Муслим, 142)

 

3. присвоение чужого имущества с помощью ложной клятвы;

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

‌مَنِ ‌اقْتَطَعَ ‌حَقَّ ‌امْرِئٍ ‌مُسْلِمٍ ‌بِيَمِينِهِ، ‌فَقَدْ ‌أَوْجَبَ ‌اللهُ ‌لَهُ ‌النَّارَ، ‌وَحَرَّمَ ‌عَلَيْهِ ‌الْجَنَّةَ فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: وَإِنْ كَانَ شَيْئًا يَسِيرًا يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: وَإِنْ قَضِيبًا مِنْ أَرَاكٍ

«Человека, который с помощью ложной клятвы присвоит то, что по праву принадлежит другому мусульманину, Аллах обязательно ввергнет в Огонь Ада и сделает для него запретным Рай». Один человек спросил: “А если это будет что-нибудь незначительное, о Посланник Аллаха?” – и Пророк сказал: “Даже если это будет прутик арака (растения, ветки которого используются в качестве для чистки зубов)”». (Муслим, 137)

 

4. порывание родственных уз;

От Са’ида ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:

مِنْ أَرْبَى الرِّبَا الِاسْتِطَالَةُ فِي عِرْضِ الْمُسْلِمِ بِغَيْرِ حَقٍّ، وَإِنَّ هَذِهِ الرَّحِمَ شَجْنَةٌ مِنَ الرَّحْمَنِ، ‌فَمَنْ ‌قَطَعَهَا ‌حَرَّمَ ‌اللهُ ‌عَلَيْهِ ‌الْجَنَّةَ

«Поистине, наихудшее ростовщичество (риба) – это посягательство на честь мусульманина без всякого права на это. И поистине, слово “рахим” (родство) происходит от имени Аллаха Ар-Рахман, а тому, кто разрывает родственные узы, Аллах запрещает Рай». (Имам Ахмад, 1651; Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 6284)

Также от Джубайра бин Мут‘има (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

لَا ‌يَدْخُلُ ‌الْجَنَّةَ ‌قَاطِعُ رَحِمٍ

«Не войдёт в Рай тот, кто порывает родственные связи». (Бухари, 5984; Муслим 2556; Абу Давуд, 1696; Тирмизи, 1909)

 

5. высокомерие;

От Абдуллаха Ибн Масʻуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Пророк сказал:

‌لَا ‌يَدْخُلُ ‌الْجَنَّةَ ‌مَنْ ‌كَانَ ‌فِي ‌قَلْبِهِ ‌مِثْقَالُ ‌ذَرَّةٍ ‌مِنْ ‌كِبْرٍ قَالَ رَجُلٌ: إِنَّ الرَّجُلَ يُحِبُّ أَنْ يَكُونَ ثَوْبُهُ حَسَنًا وَنَعْلُهُ حَسَنَةً، قَالَ: إِنَّ اللهَ جَمِيلٌ يُحِبُّ الْجَمَالَ، الْكِبْرُ بَطَرُ الْحَقِّ، وَغَمْطُ النَّاسِ

«Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк ответил: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, высокомерие же – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим, 91; Абу Дауд, 4091; Ибн Маджах, 59; Тирмизи, 1999)

 

6. причинение вреда соседу.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

لَا ‌يَدْخُلُ ‌الْجَنَّةَ ‌مَنْ ‌لَا ‌يَأْمَنُ جَارُهُ بَوَائِقَهُ

«Не войдёт в Рай человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла». (Муслим, 46)

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:

«Относительно смысла слов Пророка : "Не войдёт в Рай…" имеется два ответа, которые подходят для всех подобных вопросов. Первый – эти слова касаются человека, который считает дозволенным причинение вреда (другие поступки, из-за которых Рай становится запретным), зная, что это запрещено (харам). Такой человек становится неверным и никогда не войдёт в Рай.

Второй – его наказанием будет отказ от Рая в то время, когда входят те, кто добился успеха в момент открытия врат Рая. Его вход в Рай откладывается, может быть, он будет наказан, может быть, будет прощён и сразу войдёт в Рай.

Мы привели здесь эти два толкования, потому что ранее упомянули, что согласно мазхабу людей истины положение того, кто умер в тавхиде (в истинной вере) и часто совершал тяжкие грехи, мы оставляем на волю Всевышнего. Если Аллах пожелает, Он простит его и сразу введёт в Рай, а если пожелает, то накажет его и только потом введёт в Рай. Аллах знает лучше».

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.