От Джафара ибн Мухаммада, тому – от его отца, а тому – от его отца (да будет доволен ими всеми Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
السَّخَاءُ شَجَرَةٌ مِنْ شَجَرِ الْجَنَّةِ أَغْصَانُهَا مُتَدَلِيَاتٌ فِي الدُّنْيَا، مَنْ أَخَذَ بِغُصْنٍ مِنْهَا قَادَهُ ذَلِكَ الْغُصْنُ إِلَى الْجَنَّةِ، وَالْبُخْلُ شَجَرَةٌ مِنْ شَجَرِ النَّارِ، أَغْصَانُهَا مُتَدَلِيَاتٌ فِي الدُّنْيَا، مَنْ أَخَذَ بِغُصْنٍ مِنْهَا قَادَهُ ذَلِكَ الْغُصْنُ إِلَى النَّارِ
«Щедрость – это дерево, корни которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них они (корни) приведут в Рай. Скупость – это дерево, корни которого – в Аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них они (ветви) приведут в Ад». (Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 10875)
Тема денег во многих семьях болезненна. В школах и вузах нас не учат распределять семейный бюджет. Во взрослой жизни мы сталкиваемся с тем, что это серьёзный навык, которым нужно овладевать вовремя, лучше – уже с появления первых карманных денег, а ещё лучше – с первых шоколадок, которые родители покупают детям.
Это идеальный вариант. Но на сегодняшний день всё больше пар страдают из-за неправильного распределения средств. Неправильного с точки зрения обеспечения детей и супруги, то есть тех, кого Всевышний велел обеспечить необходимыми вещами: едой, крышей над головой и т. д.
Есть статья в семейных расходах, которая условно называется обязательными тратами, это те самые обязательные для каждого мусульманина траты на семью. Сюда входят необходимые продукты питания, моющие, чистящие средства, товары для дома и здоровья, оплата транспорта и т. д. Так вот, очень часто они оплачиваются из кошелька супруги.
Одна молодая мать семейства как-то рассказывала: «Муж работает, зарплата у него неплохая. Я сидела дома с маленькими детьми, мой доход был – детские пособия и то, что мама и родственники подарили. Когда я вдруг заявила, что те деньги, которые тратила на еду, на вещи для дома и для детей, на лекарства и прочее, я буду тратить на своё дополнительное образование, муж обалдел. Он даже не совсем мне поверил, а потом столкнулся с тем, что очень многое из необходимого в дом нужно покупать уже из его средств – то, что раньше делала я.
То есть ему казалось, что все эти продукты, лекарства, средства для дома – это всё появляется откуда-то по умолчанию. Но когда я перестала это покупать, он увидел, что это немалые деньги.
Сначала были недопонимания, но сейчас он принял то, что мои деньги – это мои деньги, а не деньги для нашего дома. Сейчас я получаю дополнительное образование, мне нелегко, я экономлю каждую копейку, но я рада, что иду к своей мечте».
Средства на обязательные траты имеют обыкновение стремительно и незаметно заканчиваться, отчего у супруга часто возникает вопрос: «Куда ты деваешь деньги?» Очень хлёстко иллюстрируют эту реалию такие слова: «Пока я был женат, я не понимал, куда жена тратит деньги, а когда развёлся, озадачился: откуда она их вообще брала?»
Нередки ситуации, когда основной статьей расходов мужа является всё, кроме обеспечения непосредственно тех, кого Всевышний велел ему кормить, одевать, обувать. Вместо этого нередко супруг преимущественно тратит средства на необходимое, но не для семьи, а для тех, кто не входит в круг его подопечных – друзьей, просто нуждающихся, тех, у кого долги и кому надо помочь и т. д.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَيْرُ الصَّدَقَةِ مَا كَانَ عَنْ ظَهْرِ غِنًى، وَابْدَأْ بِمَنْ تَعُولُ
«Лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка, начинай расходовать с тех, кого ты обязан содержать». (Имам Ахмад, 9223; Бухари, 1426; Абу Давуд, 1676)
Безусловно, нужно помогать братьям и сёстрам по вере, это одна из красот Ислама, благодаря чему так крепко держится исламская умма – взаимопомощь. Но в тот момент, когда дома нуждаются в помощи жена и дети, такая трата на общественные нужды сродни показухе.
Если есть возможность, помочь нужно своей семье. Они, может, и не будут так горячо благодарить, как посторонние люди, поскольку принимают это как должное, но долг свой мусульманин таким образом выполнит. Тихо, незаметно, оставаясь рядовым мусульманином.
Богослов Мухаммадрасул Гимбатов:
«От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لِأَهْلِهِ، وَأَنَا خَيْرُكُمْ لِأَهْلِي
"Лучший из вас тот, кто лучше для своей семьи, а я лучший из вас для своей семьи". (Ибн Маджах, 1977; Тирмизи, 3895)
Есть такая история, она описана в книге "Сирадж ат-Талибин". Встретились двое. Беседовали о религии, разговор проходил в приятном русле, в воздухе витало ощущение благодати. В конце один из участников беседы сказал другому: "Более приятной беседы в моей жизни, наверное, не было, это одна из лучших встреч". А тот ответил: "Это худшая встреча в нашей жизни".
Его приятель удивился: "Почему? Разве мы не говорили о хорошем?" "Но разве в таких беседах не пытаешься показать себя с лучшей стороны?" – спросил другой. Тем самым он дал ему понять, что на виду у людей в процессе общения мы натягиваем на себя маски и, скрывая свою истинную сущность, показываем себя только с лучшей стороны.
Это фальшь и лицемерие. Поэтому Пророк ﷺ сказал, что лучший – тот, кто лучше всего относится к семье.
В обществе каждый являет себя этаким львом. Но в семье, с женой эти маски слетают. Человек живёт со своей женой много лет, не может же он всё время играть перед ней. Да и ни один мужчина не считает необходимым играть какую-то роль перед женой, она, по мнению многих, "никуда не денется".
Вот так мыслит человек. Когда мусульманин проявляет к своей жене хорошее отношение и благой нрав – это невозможно сыграть, – то в обществе такой человек тем более хорош нравом. Вот в чём мудрость этого хадиса, тонкий намёк на истинную сущность человека.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
دِينَارٌ أَنْفَقْتَهُ فِي سَبِيلِ اللهِ، وَدِينَارٌ أَنْفَقْتَهُ فِي رَقَبَةٍ، وَدِينَارٌ تَصَدَّقْتَ بِهِ عَلَى مِسْكِينٍ، وَدِينَارٌ أَنْفَقْتَهُ عَلَى أَهْلِكَ أَعْظَمُهَا أَجْرًا الَّذِي أَنْفَقْتَهُ عَلَى أَهْلِكَ
"Потратив динар на пути Аллаха, динар на слуг, динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, наибольшую награду ты получишь ты за тот динар, который потратишь на свою семью". (Муслим, 995)
Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كَفَى بِالمَرْءِ إثْمًا أَنْ يُضَيِّعَ مَنْ يَقُوتُ
"Достаточно будет греха на человеке, если погубит он тех, кого должен кормить (обеспечивать)" (Абу Дауд, 1692)».
– Если человек не даёт достаточное обеспечение или вовсе не обеспечивает семью и детей, он имеет право тратить эти средства на что-то другое, к примеру, на друзей, на пожертвования тем категориям людей, для которых обязательна выплата заката?
Богослов Мухаммадрасул Гимбатов:
«Если у мусульманина есть люди, которых он обязан обеспечивать, и он, обходя их нужды, делает какие-то желательные пожертвования, расходует на каких-то других людей, ему это запрещено, для него это грех, потому что он не выполняет самое главное – своё обязательство, такие его действия продиктованы тщеславием».
Самые незащищённые от нас же самих люди – это наши домочадцы. Им мы показываем те грани нашей души, которые надёжно прикрыты в общении с посторонними. Скупость, гневливость, ревнивость, мелочность – все эти качества обнажаются дома, с домочадцами.
Но ведь именно семья — это самые постоянные и любимые гости в приёмной нашей души. Именно они более всего ценят наше внимание и общение, рассчитывают на нашу материальную и иную другую помощь и поддержку.
Айша Тухаева