Дайте солдату помолиться

18 Сентябрь 2012
1545

Дайте солдату помолитьсяКак-то в редакцию пришло письмо, где говорилось о проблеме совершения богослужения в местах лишения свободы. Мы попытались отреагировать, как смогли, в меру своих сил и возможностей. Деликатно попытались объяснить тем, от кого это зависит, важность соблюдения религиозных обрядов, чтобы те не только не мешали, а даже способствовали созданию условий для отправления обязанностей верующего. Думали и надеялись, что с помощью Всевышнего проблема будет решена. Тем более что в большинстве помещений пенитенциарной системы созданы надлежащие условия для осуждённых, где они могут выполнять свои религиозные обязанности. Однако, как оказалось, заключённые не единственные, кто нуждается в понимании и поддержке: такая же проблема существует не только в тюрьмах и лагерях.

Не обошла стороной эта «дискриминация» и военнослужащих. Хотя многие служившие в армии родственники и знакомые не жаловались на отсутствие возможности совершать намаз или соблюдать пост в воинских частях, всё же такие неприятные сигналы в редакцию поступили. И их было несколько. Не указывая адресов этих частей, скажем, что там призывникам и контрактникам не разрешается совершать намаз. Командир части «…не очень религиозный человек». Солдаты-мусульмане тайком молятся, встают ночью и «паровозиком», один за другим восполняют пропущенные намазы. Их просьбы остаются без ответа, более того, ослушавшихся ждёт строгое наказание. Не зная, как быть, ребята обратились за помощью в редакцию. Мы попробуем объяснить, уговорить командира не мешать солдатам выполнять их религиозные обязанности. Напишем письмо, попробуем убедить. Поможет ли – не знаем…

Прежде чем запрещать, попытаться разобраться, что собираешься запретить, – не судьба, конечно. Известно, что армия отличается своей повышенной консервативностью – всякие перемены, пусть даже самые положительные, здесь воспринимаются в штыки. Но всё же хотя бы ради расширения кругозора или для того, чтобы понять, с кем имеешь дело (а в армии сейчас очень много верующих), можно было навести справки, даже прочитать книгу.

И тогда наверняка узнали бы, что мусульманин не имеет права, например, совершать насилие (зульму). Он не отнимет у другого ни денег, ни еды, ни одежды с обувью. Более того, верующий, мусульманин, и другим не позволит совершать такой, как сейчас модно говорить, беспредел. Как рассказывал наш друг Абубакр, до службы в армии окончивший медресе, в их части было всякое ¬– стычки, драки, унижение слабых, дедовщина. Он по характеру человек справедливый, не позволяющий себе малейшего неуважения к людям. И, как мы поняли, к сослуживцам он относился достойно, прошёл экзамен на человечность. Однако его характера, пусть даже сверхположительного, вряд ли было достаточно, чтобы так благородно вести себя при сложных и даже крайних обстоятельствах. А армия сплошь из них и состоит. Ислам помог ему: имеющий религиозное образование Абубакр прекрасно знал этику поведения мусульманина, знал, как себя вести с людьми: мусульманами, христианами, атеистами, сослуживцами, командирами. И для себя он не делал скидок из-за «экстремальности» своего положения. Сказано помогать товарищу – значит, так и есть: помогал, порой и защищал даже, иногда от своих же земляков.

Чтобы понять и уж тем более принять такое, военные чины должны пересмотреть весь свой внутренний устав, поменять мышление.

А пока им следует хотя бы относиться к подчинённым как к людям, у которых свой менталитет, убеждения, вера. Увидеть в солдате человека, наверное, тоже нелёгкая задача.

Порой случай может сильно изменить отношение к своим «заклятым друзьям».

Младший брат, служа в сапёрной части (где вроде бы не место личной неприязни), говорил, что командир их роты люто «любил» кавказцев. Делал что мог, чтобы их служба не казалась им курортом. И вот однажды судьба, то есть военный приказ, забросил его в Дагестан в качестве «покупателя» рекрутов-новобранцев. Проведя целый день в трудах и суете, измотавшись и устав, командир роты, не зная, куда деться и где отдохнуть, поспать и принять ванну, не говоря уже об ужине, собрался было в гостиницу. Но тут ему местный работник военкомата, которого он сегодня впервые и увидел: «Какая гостиница? Ты что, друг! Ты сегодня мой гость-кунак!» – и за руку потащил к себе домой. А там дагестанский хинкал, тёплый приём, домашняя обстановка. И всё, от былого «дружелюбия» следа не осталось. Вернулся он к своим подчинённым, вчерашним «чуркам», как самый лучший благодетель и большой друг. Командира будто подменили.

Такое уважение тому бы командиру части, что запрещает совершать солдатам намаз! Или для этого надо попросить его прибыть в гости на Кавказ? И всех таких можно к нам на профилактическое гостеприимство…

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.