«Учат в школе, учат в школе…»

7 Январь 2014
2728

За последние годы средняя общеобразовательная система нашей страны какой только критики не испытала на себе. За эти годы многое поменялось. Введены новые учебные программы, опробированы современные методики обучения детей, создаются экспериментальные классы и школы. Всё делается для поднятия уровня образования. И учебники меняются из года в год, даже книги по естественным наукам умудряются выпускать новые, не говоря уже о гуманитарных дисциплинах. Именно новые учебники издаются, не переиздаются, а абсолютно новая история, литература появляются на партах учеников. Скоро и географию «свежую» издадут, наверное.

Хочется сказать, что не всё так плохо, конечно. Среди новых дисциплин появились такие, как «История родного края», изучают местную литературу и культуру, в скором времени будут знакомы наши детки и с мировыми религиями. Всё это не может не радовать, так как очень плохо быть оторванным от своей малой родины, и непорядок, когда ученик лучше разбирается в столетней или пунических войнах, но не знает, кем был Имам Шамиль или Солтанмут. Также не будет человек воспитанным, знающий наизусть сонеты Шекспира и стихи Пушкина, но не ведающий, кто такой Етим Эмин, Махмуд, Батырай, Ирчи Казак. Я сейчас о дагестанцах говорю, но такие же полузабытые классики есть у многих народов, населяющих Россию. И новые программы, в которых изучается всё родное, будь то языки, культура, литература, история, однозначно, вызывают только положительную реакцию. Этому невозможно не радоваться! Однако, как и во всём новом, и тут не обошлось без некоторых нюансов, которые режут ухо, портят общее впечатление.

Я сейчас говорю об учебнике по литературе народов Дагестана для десятиклассников. На днях дочь показала стихи Саида из Кочхюра под названием «Колесо моей судьбы» и спросила, как понять написанное. Там на странице 129 открытым текстом автор богохульствует, повторять дословно его слова мне не хватит решимости. Автор стихотворения Саид жалуется на свою тяжёлую жизнь, на свои несчастья и горести. И в конце очень плохо отзывается о нашем Создателе. Поначалу я не поверил глазам, подумал, может, что-то не правильно понял – перечитал несколько раз. Нет, не ошибся, всё так и есть, написано-то недвусмысленно. Живший в конце XVIII – начале XIX веков народный поэт, видимо, сполна хлебнул лиха и несчастий, что у него не осталось ни на что надежды. Он жалуется на несправедливость, на свою тяжёлую судьбу, не видит ничего положительного, всё плохо, и виноват во всех его бедах (астагфирулла) Сам Всевышний. И это написано не в эпоху воинствующего атеизма, а в патриархальные времена строгости нравов.

Когда прочёл стихи, не посмотрев, кто является автором, я, было дело, подумал, что написавший их родом именно из безбожного времени, когда отрицалась и церковь, и вера. Характерный для эпохи коллективизации и ударного труда первой трети прошлого века стих, написан, однако, за полтора столетия до того. Неверующие люди могли бы сказать, будто автор предугадал будущее, опередив свою современность. Отрицание Бога в нашей истории совсем недавно считалось единственно разумным умозаключением. Вера считалась невежеством и анахронизмом, мешающим прогрессу. В наше время пытливый ум может-таки дойти до понимания существования Бога. Учёные в наше это и доказывают. И моё сейчас негодование и возмущение по поводу прочитанного стиха вовсе не из-за того, что времена на дворе нынче изменились и пора это помнить. Неправильно будет кричать: «Теперь наше время пришло, ату вас, ату!» Нет, дело не в этом, разумеется. Мстить и вспоминать какие-то обиды – это не есть удел мусульманина. Правильнее и ценнее стараться помочь исправить и исправиться.

Во времена атеистов были верующие, и сейчас, когда религия не является запретным, не мало далёких от Бога людей. Были и есть и те, и другие. Как нам кажется, неправильно огульно налево и направо всех обзывать кафирами и неверующими, точно также недопустимо глумление над чувствами верующих. Всё-таки общество научилось быть терпимее к инакомыслию, пытается, по крайней мере, хотя бы выглядеть таковым. И уместно ли сейчас, в наше время, когда мы только-только учимся терпению и пониманию, вытаскивать из атеистического прошлого, из братоубийственных пламенных эпох то, что разделит нас, то, что озлобит нас? У славного ашуга есть и немало других песен-стихов, почему же надо было вносить в программу учебника именно этот? Не думаю, что это злой умысел, скорее всего, не понимание или безответственность. Иначе же так сильно дразнить мусульман не стали бы!

Ещё бы сказал, что составители учебника о детях подумали как-то не особенно много. Представьте, дома ученик прилежно совершает намаз, держит пост, свято верит в атрибуты Всевышнего Аллаха, а в школе на уроках ему талдычат, что человек произошёл от обезьяны. Школа – это источник знаний бесспорных, дом – непогрешимый очаг правды и чистоты. И каково будет школьнику потом: чему верить, в чём ему разочароваться? Через урок – основы религии, а до этого – теория дарвинизма по биологии. Не раздвоиться бы юному уму-разуму.

Однако надеемся, что всё будет хорошо и попытки обогатить знаниями о своей культуре и истории подрастающее поколение не будут тщетными и принесут свои плоды. И нам надо постараться не быть в стороне. Вот и обращаемся к Министерству образования республики Дагестан: примите, пожалуйста, наше замечание, не печатайте больше в учебниках таких богопротивных стихов. Мы же не в Нидерландах живём, где наряду со свободной торговлей наркотиков, узаконенной проституцией и однополых браков, недавно по закону разрешили и богохульство.

 

 

 

 

 

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.