Двойные игры с экстремистами

8 Июль 2010
668

Религиозная грамотность как фактор обеспечения мировоззренческой безопасности молодёжи в условиях глобализации

Ректор Института теологии и международных отношений Максуд СадиковХарактерной особенностью нашего века является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи.

Современный терроризм (экстремизм) представляет собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из определённых международных центров. Терроризм многолик, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией.

Ряд экстремистских организаций действуют под исламскими лозунгами, их руководители выдают себя за последователей Ислама. Но Ислам для них всего лишь средство, инструмент для реализации своих преступных идей. Цель террористов не созидание и духовность, а разрушение и деградация общества. Результатом их деятельности становится разрушение внутреннего единства исламского мира, сеяние конфронтации в сфере межконфессиональных отношений, формирование в мире искажённого представления об Исламе, как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие.

Определённым кругам такое положение вокруг Ислама на руку и они умело используют ситуацию в целях дискредитации Ислама, распространения недоверия людей к его последователям. Поэтому терроризм несёт угрозу, прежде всего, Исламу, мусульманам.

По тому, как комментируют экстремисты, ведущие террористическую деятельность на Северном Кавказе, их цель - вытеснение с территорий компактного проживания мусульман действующей государственной власти и установление там так называемых «законов шариата». А тактика, основанная на террористических актах, убийстве мирных граждан и самоубийстве, экстремисты пытаются оправдывать идеологией «джихада против неверных», к которым они относят, в том числе и мусульман, не разделяющих их взглядов. При этом приводят аяты Корана и сунну, комментируя их бессистемно, фрагментарно и без учёта общепринятых богословских подходов.

Согласно Исламу, джихад делится на два вида: большой (великий) и малый. Самый «Великий джихад» – это усердие верующего в совершенствовании собственных духовных и нравственных характеристик, борьба его с низменными страстями, эгоизмом, алчностью и другими отрицательными качествами характера. А война - это «Малый джихад», что является вынужденной необходимостью, к которой должны прибегнуть лишь в случае её абсолютной неизбежности. В войну могут вступать только в случае отсутствия мирной альтернативы. Иными словами, нельзя начинать войну до тех пор, пока не исчерпаны мирные средства. Исключается военный джихад и тогда, когда у верующих есть возможность жить по Исламу.

Пропагандистское воздействие антироссийских сил настолько изощрённо и эффективно, что позволяет не замечать очевидные и потрясающие своей показательностью факты. Рассмотрим ситуацию в сфере Ислама на примере республики Дагестан, где в настоящее время проживает более 2,5 миллиона человек. Сегодня в Дагестане действуют две с половиной тысячи мечетей. Это 50% мечетей всей России. Ежегодно 15 тысяч паломников совершают хадж из Дагестана. Это 75% всех паломников из России. В республике мощно развита индустрия халяльной продукции, есть свои мусульманские СМИ, эфирное время на телевидении, радио и т.д., то есть созданы все условия для того, чтобы жить по Исламу. Функционируют 12 исламских высших учебных заведений, 18 медресе. Это 85% всех исламских учебных заведений России. В целях координации их работы создан Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки, который является самым крупным исламский образовательным центром России по подготовке высококвалифицированных исламских священнослужителей и теологов. Таким образом, можно отметить, что в Дагестане созданы и имеются основные условия, которые необходимы для жизнедеятельности верующего в рамках базовых параметров Шариата.

Какое же обоснование существует для объявления джихада? Если человек имеет возможность и молиться, жить по Шариату и учиться? Это просто введение людей в заблуждение. Поэтому террористы, рядящиеся в одеяния «служителей веры», вдвойне преступают границы дозволенного Аллахом, ибо совершают насилие и кровопролитие, используя при этом имя Господа и вводя людей в заблуждение. И вред, наносимый экстремистами Исламу и обществу в целом, огромен. Кроме того, те, кто совершают теракты на территории России, если даже искренне убеждены, что они борются за Ислам, оказываются первыми нарушителями Шариата, так как их мишенью становятся мирные люди, женщины, дети, старики, священнослужители, которых Ислам категорически запрещает убивать даже в ходе законной войны. А убийство невинного человека и самоубийство являются величайшим из бесчестий и большим грехом в Исламе. Действия террористов-самоубийц, уносящих за собой жизни сотен невинных людей, равно как и убийство, противоречат установкам Корана.

Об этом постоянно говорили и писали учёные-богословы Дагестана на этапе начала внедрения экстремизма на территории республики, продолжают и сегодня, предостерегая людей от этой опасной социальной болезни. Однако не все и не всегда желают прислушиваться к словам алимов. Кому-то - невыгодно, а кому-то - непонятно, пока сами не окажутся втянутыми в сферу экстремистских идеологов и преступности. Складывается очень опасная ситуация, когда в некоторых регионах и районах субъектов Федерации главы местных администраций и чиновники власти сами пособничают с экстремистами. Мы сталкиваемся с тем, что часть госслужащих, сотрудников органов безопасности ведут двойную игру с экстремистами – помогают, покрывают и оказывают ещё финансовую поддержку, получая эти средства из государственного бюджета. Некоторые главы муниципальных образований, как сообщают СМИ, имеют свои отряды боевиков, которые сотрудничают с экстремистами. Высокий уровень коррупции, особенно в нашей республике, сращивание с экстремизмом создают очень опасную ситуацию. Нас это очень беспокоит. И это требует незамедлительного принятия соответствующих политических и кадровых решений, направленных на нормализацию отношений в системе власти и государственного управления. Без преодоления коррупции и преступности в системе власти невозможно перебороть экстремизм в России.

Самая большая трагедия для любого народа – это его невежество, а невежество в мировоззренческих вопросах, вопросах религии – вдвойне трагично. Сегодня у большинства наших сограждан нет достаточных знаний не только в вопросах религии, но и истории народов, проживающих в России, этнических особенностей и культуре. Это порождает недоверие друг к другу, а где-то даже страх друг перед другом. Кроме того, слабость религиозных знаний становится благодатной почвой для сектантских и других опасных для общества идеологий. Ведь тем боевикам, которые сегодня в отрядах экстремистов, лет десять назад было всего десять - пятнадцать лет. Если бы тогда же, например, в школах они получили знания об основах и сущности Ислама, то многие из них сегодня не стали бы пополнять ряды экстремистов. Поэтому одним из направлений противодействия экстремизму и обеспечения мировоззренческой безопасности молодёжи – это повышение уровня религиозных знаний, знаний по истории, культуре, традиций народов нашей многонациональной страны. Должна быть разработана Концепция государственной политики духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи в многонациональной среде в условиях глобализации.

Особо важна организация слаженной работы государственных и религиозных учреждений на всех уровнях системы государственного и общественного управления. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем управления невозможно перебороть экстремизм, невозможно и воспитание молодёжи в духе патриотизма и религиозности, что необходимо для обеспечения духовной безопасности общества в целом.

Просим Аллаха объединить сердца наших граждан и привести общество к миру и согласию! Амин!

Ректор Института теологии и международных отношений

Максуд Садиков

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.