Ничто так не утомляет, как ожидание поезда, особенно когда ты лежишь на рельсах. (Дон Аминадо)
Двадцать первый век и технологический прогресс подарили человечеству кучу инноваций, упростивших нашу жизнь практически во всех её сферах. Однако «оборотная сторона медали» оказалась далеко не такой яркой и положительной, какой многие её себе представляли. Масса новшеств, пришедших в наш мир с развитием технологий, чревата порой очень серьезными проблемами, о которых до поры до времени принято было умалчивать, аккурат до тех пор, пока урон не стал слишком уж очевиден. Тогда либерально-вальяжное общество начинает бить тревогу и привычно искать виноватых.
Одно из таких «ноу-хау», казавшееся на первый взгляд абсолютно безобидным, и хотелось бы проанализировать в нашей сегодняшней статье чуть глубже обычного. Корни этой беды имеют даже медицинский термин – «лудомания» (болезненное пристрастие к всякого рода компьютерным играм). Однако разбирать в полной мере тему компьютерных игр и их влияния на человека мы сегодня не станем, переместив вместо этого свой прицел на одну из многочисленных ветвей игромании – ARG (игры в альтернативной реальности), наделавших в последнее время немало шума по причине трагического конца её участников.
Итак, смело заваривайте чай с валерианой и устраивайтесь поудобнее – поехали!
Инсайд Стивена Спилберга
Именно с именем харизматичного голливудского кинорежиссёра, как ни странно, и связано появление «игр, изменяющих реальность» (одна из вольных трактовок переводит аббревиатуру ARG именно так).
Сняв в 2001 году очередной фильм с интригующим названием «Искусственный интеллект», Спилберг решил вопрос раскрутки своего «детища» весьма оригинальным способом. Команда интеллектуалов во главе с писателем-фантастом Шоном Стюартом явила миру нечто новое, удивившее даже опытных интернет-пользователей.
Игра (если её можно так назвать), призванная раскрутить премьеру предстоящего фильма, представляла собой синтез разного рода головоломок, завуалированных заданий и действий, выходящих далеко за пределы привычного представления об игре.
«This is not a game» — «Это не игра»
Именно этот слоган использовали разработчики игры в качестве заглавного. Суть первой АRG состояла в первую очередь в жёсткой конспирации «мозга» игры, то есть админов. Участникам на протяжении игры внушалось сомнение даже в самом факте их существования, не говоря уже о том, насколько засекречены были их личные данные.
Попасть в игру, конечно, тоже было делом непростым. Для этого необходимо было уметь ловить «25-й кадр» приманок, спрятанных в контексте чего угодно. Им мог быть секретный код, зашифрованный в трейлере к фильму, намёк в рекламном плакате, «ключ» в интервью актеров фильма и т.д. Получив возможность войти в игру, её участники погружались в некий киберпанк фантазии программистов, открывавший возможность якобы шагнуть за грань реальности. Тема злого гения Стюарта, втянувшего в этот промо-фейк около трёх миллионов пользователей всемирной паутины по всему миру, пошла на ура, всколыхнув всё интернет-сообщество.
Неудивительно, что ARG произвела эффект разорвавшейся бомбы на просторах виртуального мира: продолжение данного жанра было лишь вопросом времени.
Пропустив описание эволюции ARG, мы перейдем к той стадии, на которой участие в этом интерактивном безумии стало представлять реальную угрозу жизни её наивных участников…
Первый факел
В ноябре 2015 года некая Рина Паленкова (в простонародье Рената Камболина), ученица средней школы города Уссурийска, совершила типичное для ребят её поколения самоубийство. Всё сопровождалось глупыми «себяшками» до самого последнего момента, а именно – пока поезд не разлучил голову Рины с её.
Достоверно неизвестно, насколько этот нелепый поступок был связан с АRG, взятой на вооружение так называемыми «группами смерти» (интернет-сообщества потенциальных самоубийц) и состояла ли она вообще в них. Но невидимые админы данных сообществ решили использовать смерть Рины по максимуму в своих целях.
Истории этих групп весьма запутаны и оставляют больше вопросов, нежели ответов, поэтому рассмотрим только то, что было по факту.
Первое, что следует учесть – это то, что не все из этих групп на самом деле принуждали подростков к суициду. Были среди модераторов и админов и те, кто понял, что игра реально вышла из-под контроля и что не страдающие избытком интеллекта подростки восприняли все всерьёз – решили свернуться и начали вести что-то наподобие антисуицидных блогов, пытаясь отговорить своих вчерашних адептов от последнего шага.
Синий кит Филиппа Лиса
«Есть люди, а есть биомусор. Это те, кто не представляет никакой ценности для общества и несёт или принесёт обществу только вред. Я чистил наше общество от таких людей». (Филипп Лис)
Одним из кураторов такого сообщества оказался некий Филипп Лис, ставший впоследствии главным фигурантом уголовного дела, возбуждённого после серии самоубийств, произошедших на территории РФ. Филипп Будейкин (настоящая фамилия), молодой звукорежиссёр из Солнечногорска, появившийся на просторах социальных сетей в 2013 году. Посредством самопиара и интриг он сплотил вокруг себя некое закрытое сообщество детей и подростков, которым давалось 50 дней, в ходе которых не нашедшим себя в жизни тинэйджерам предстояло выполнять различные «полуоккультные» задания, венцом которых должно было стать самоубийство, зафиксированное на камеру.
Сам Филипп неоднократно инсценировал собственную смерть, служившую, вероятно, поднятию рейтинга и боевого духа будущих самоубийц. По официальным данным, несостоявшемуся звукорежиссеру из Солнечногорска инкриминируют обвинение по меньшей мере в 10 случаях доведения молодых людей до суицида.
В данное время Филипп Лис задержан следственным комитетом и уже четвёртый месяц находится под следствием.
Кто виноват и что делать?
Примеров того, как запутавшиеся в себе подростки глупо заканчивали жизнь, огромное количество. Подобно тому, как неизвестна до конца причина того, почему огромнейший представитель фауны (синий кит) выбрасывается на берег.
Причин может быть несколько: это и нереализованность себя как личности, и нехватка внимания, и отсутствие моральных принципов, и... стоп!
Главная причина того, что подросток решается на такой шаг, лежит на поверхности. Как можно заметить из «коллажа» самоубийц, среди них нет ребят, одетых в лохмотья или с телефоном модели десятилетней давности, что полностью исключает то, что суицид был совершён на почве каких-либо материальных проблем и т.п.
Это дети из вполне благополучных семей, потерявших (вернее, так и не нашедших) жизненные ориентиры в этом изменчивом и равнодушном мире. Это и есть главная причина, приведшая к такому бесславному финалу. Элементарное пренебрежение родителей, больше обеспокоенных тем, чтобы их дети имели вещи не хуже, чем у сверстников, напрочь забывая о том, что в определенном возрасте подросток нуждается в простом доверительном общении намного больше, чем в дорогой одежде и трендовой атрибутике. Вполне вероятно, что их никто и никогда не учил тому, что мнение «няшной» толпы, количество лайков под селфи и число подписчиков – не главное в их юной и светлой жизни.
Волна суицидов, прокатившаяся по Казахстану, Украине и некоторым другим странам СНГ, дошла уже и до нашей двери. Известны инциденты с подобной подоплёкой, произошедшие в Ингушетии, Чечне и Дагестане, что должно стать для каждого родителя поводом задуматься о взаимоотношениях со своим ребенком.
Пусть Всевышний даст нашим юношам достаточно разума, дабы не следовать слепо за толпой, равнодушной к чужой боли.
Камал Магомедов
Смотрите также:
Как привить нашим детям защиту от вредных игр и соцсетей | Видео
Научно-технический прогресс. В нем польза или зло?