Некоторые особенности исламской модели экономики.
Роль религии в современном мире трудно переоценить. И она имеет значение не только в духовно-нравственном воспитании человечества, но и в жизнедеятельности социума, государства. Основу благосостояния населения любой страны определяет стабильность её экономической системы. А потому учёные и политические деятели прилагают большие усилия к тому, чтобы разработать такую эконо-мическую модель, которая могла бы отвечать всем требованиям цивилизации и обеспечить стабильное благосостояние и процветание населения всего мира.
Учитывая современные тенденции в мировом экономическом сообществе и поиск совершенно новых методов её развития, многие российские и зарубежные авторы обращаются к практике исламской экономики, выделяя её в отдельное научное направление. Ислам, как религия и как мировоззрение, предполагает создание сильной и развитой экономики. Процветание максимально большего числа людей, социальную защищённость можно обеспечить только в экономически стабильном государстве.
У экономиста, незнакомого с содержанием понятия «исламская экономика», может возникнуть вопрос о корректности придания экономической системе определения «исламский». В связи с этим, у некоторых исследователей могут появиться сомнения: не правильнее ли было бы употреблять термин «исламская экономика» в кавычках?
Речь идёт именно об альтернативной модели, а не о том, что здесь изобретено новое «колесо», новый «велосипед». Это просто способ организации хозяйственной жизни, это именно альтернативный подход к развитию.
Исламская экономика, или исламская экономическая модель, представляет собой систему хозяй-ствования, в основе которой лежат нормы и принципы мусульманского права. Однако, в отличие от мусульманского права, которое регулирует отношения преимущественно в среде мусульман, исламская экономическая модель адресована всему человечеству, а не только мусульманам или представителям других монотеистических религий - иудаизма и христианства, где, как известно, также, как и в Исламе, запрещён ссудный процент. Основной целью исламской экономики является поиск альтернативного решения для актуальных проблем современности, прежде всего - в сфере финансов.
Согласно исламскому вероучению, в основе получения материальных ресурсов (в том числе де-нег) лежит труд. Это позволяет сделать убедительный вывод, что работа, выполняемая человеком, но не имеющая результатов, как то - деньги, продукты, материальные блага - запрещена Шариатом. Это обусловлено и канонами Ислама, поскольку считается, что бесполезный труд приводит к неверию. Безусловно, речь в данном случае идёт о работе, которая не связана с чем-то криминальным, противоречащим как светским, таки и религиозным законам.
Не поощряется не только сознательное, но и вынужденное безделье, к чему принуждает сущест-вующая сегодня в большинстве стран мира, в том числе и высокоразвитых, система дотаций и пособий неработающему населению. Это порождает иждивенческие настроения в обществе и приводит, в конечном итоге, к экономическому спаду, поскольку государство теряет массовые объёмы производства ввиду простоя мощностей из-за безработицы. В противовес этому Ислам предполагает обязательное предоставление со стороны государства возможностей заработать средства к существованию всем дееспособным гражданам с учётом их пожеланий. Экономический эффект от такой борьбы с безработицей подсчитать не трудно…
Богатство ради самого богатства осуждаемо Шариатом как алчность, а материальные ресурсы верующего не должны использоваться для причинения другим людям вреда. Всеобщее равенство в имуществе и уюте – даже если оно идеальное – не сулит безоблачного благополучия. С точки зрения и философии и психологии, сохранение различия в обеспеченности отвечает интересам человечества.
История человечества свидетельствует, что всякие шаги вперёд и обнаружение способов сделать жизнь более удобной были порождены конкуренцией и стремлением к лучшему, а также благодаря раз-личиям между богатством и бедностью. Поэтому каждая прогрессивная цивилизация и здоровая куль-тура должны были накладывать на людей определённые обязанности (например, выплату налогов, за-прещение угнетения и обмана) и поощрять определённые добровольные действия (например, благотво-рительность и расход средств на угодные дела), сохраняя при этом среди своих представителей боль-шую степень свободы мысли и действий, чтобы каждый человек мог извлекать пользу для себя, своей семьи и общества в целом. Это – неотъемлемый принцип Ислама.
Главное концептуальное отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет мусульманским экономистам вместо такого инструмента, как "цена денег", подверженного воздействию огромного числа субъективных и сугубо спекулятивных факторов, ввести более приемлемую категорию "эффективности капитала". Ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком.
Финансирование за счёт собственных средств или мобилизация средств через прямое участие в капитале - основа исламской экономической системы. В последнее время всё чаще высказывается мне-ние, что именно за финансированием за счёт собственных средств - будущее корпоративных финансов - в противоположность чуждому Исламу долговому финансированию (через традиционный банковский кредит). Это ещё раз доказывает необходимость тщательного изучения модели исламской экономики, особенно в условиях влияния этических ограничителей человеческой деятельности на процессы глобализации мировой экономики.
По мнению ряда мусульманских исследователей, в исламской "смешанной" экономике преодо-лены многие недостатки, присущие социалистической и капиталистической системам, а также создан-ным на их основе экономическим моделям. Ислам признаёт частную, государственную и кооператив-ную виды собственности. Более того, считает их экономически и социально правильными, но при условии, что основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. А что касается последнего, то тут во главу угла ставится не просто его наличие, а эффективное использование во благо себе, своей семье и окружающим.
Вопрос функционирования исламской экономики давно перешёл из разряда абстракции к реаль-ному обсуждению возможности внедрения основных её постулатов в существующие экономические модели. Многие страны, где Ислам – официально установленная религия, а Основной закон страны продиктован Шариатом, прилагают огромные усилия, чтобысоздать подлинную исламскую экономику. Кроме того, во внимание следует принимать, что Ислам не определяет - и не диктует тем более! - тип экономической формации и государственного устройства. Вклад Ислама в развитие общества и государства более обширен, поскольку Шариат даёт определённый набор основных правил поведения в экономике. Эти правила рассматриваются как независимые от времени и специфичные для Ислама.
В целом, анализируя принципы исламской экономики, приходим к выводу, что Ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, ес-ли ей управляют правильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Но необходимо помнить о концепции «бараката», когда Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех, как дар Аллаха.
Вместе с тем, имеются существенные различия между исламской концепцией экономики и рын-ком. В то время, как рыночная идеология в существующем сегодня виде не всегда предполагает ду-ховные и моральные основы, порой пренебрегая ими, они, тем не менее, являются важнейшими эле-ментами исламской концепции экономики.