Тип с неустойчивой религиозной ориентацией

13 Декабрь 2010
579

Социология обличает лицемеров.

Тип с неустойчивой религиозной ориентациейВ 1996-97 годах мне довелось принять участие в работе группы, которая собирала социологические данные для составления демографического прогноза в Новгородской области. В рамках большого интервью с семьями (отдельно опрашивался каждый член семьи) был и блок вопросов о религиозности. В начале работы никто не сомневался, что из числа тех, кто определит себя верующим, большинство укажут свою принадлежность к Христианству, причём к православной его ветви. Подтвердилась взаимосвязь: в семьях верующих родителей (даже если верующим являлся один родитель) – как правило, есть дети (два и более), устойчивы связи с родственниками, намного меньше таких причин для конфликтов и разводов, как пьянство.

Сюрпризы начались, когда в обсчёт поступили анкеты детей-школьников, старших школьников, студентов из этих семей. Более 70 процентов из них однозначно относили себя к верующим. Они же отмечали преимущества жизни в семье с верующими родителями, выражали готовность ухаживать за своими отцами и матерями, когда придёт их старость. Но сценарии построения своих собственных семей для молодых людей и девушек допускались разные: «надо пожить вместе какое-то время, потом жениться (выходить замуж)»; «мнение родителей важно, но не решающее при выборе невесты (жениха)»; «развод допустим».

Из выборки анкет старшеклассников следовали более чем контрастные данные. В этой когорте верующими себя определили более 70 процентов. Из них более 60 процентов считали допустимым… добрачные половые связи; примерно столько же допускали прерывание беременности (аборт). Регулярно посещали богослужения из анкетируемых не более 10 процентов.

Поколение тех, кому было 16-18 лет в середине 1990-х, выросло. Это они сегодня молодые матери и отцы, они – самая активная производительная сила, на их потребности откликается рынок производства и воспроизводства чего угодно.

В некоторой степени можно понять и оправдать метания в головах детей и подростков в конце прошлого века. Не каждому взрослому хватало духа, стойкости не пойти на поводу соблазнов, не позволить внешним влияниям размыть свои религиозные устои.

А как оцениваются показатели религиозности в молодёжной среде сегодня? Откроем журнал «Социологические исследования» (в профессиональной среде он хорошо известен как «Социс»), №9 за 2010 год. В разделе «Социология религии» опубликована интереснейшая статья «Религиозность студенческой молодёжи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян». Авторы – доктор философских наук, профессор Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) Л.А. Андреева и доцент этого же вуза Л.К. Андреева. Исследовательницы поставили задачу сравнить показатели религиозности студентов МГУТУ с общероссийскими опросами, определить тип религиозности студенчества.

Не буду останавливаться на предваряющих понятиях, которые обязательны в научной публикации. Авторы отмечают, что «основным критерием была выбрана личная вера, вера в Бога и загробную жизнь, в качестве вспомогательных – вера в дьявола и ангелов, существование Рая и ада». Согласимся, применительно к столпам религий Единобожия «необходимый минимум» религиозного сознания представлен.

Учитывались также признаки религиозного поведения (частота посещения богослужений, молитва, участие в религиозных праздниках). Третий критерий – включенность индивида в религиозные отношения (в частности, отношение к светским общностям и ценностям).

Конечно, необходимо постоянно иметь в виду, что «средние цифры» в сфере, касающейся свободы совести и вероисповедания, всё равно, что «средняя температура по больнице». Не до конца остаются ясными и различия в религиозности молодёжи и общества в целом в регионах, где проживают народы, «традиционно исповедующие Ислам». Но нам важно знать тенденции, их характер, знакомить с ними широкий круг общественности. С каких только трибун не говорится о пролитых потоках пота во имя возрождения духовности и нравственности. Так ли это? По каким замерам можно подтвердить (или опровергнуть) тезисы общего порядка?

Авторы статьи корректно констатируют: «Социологические опросы свидетельствуют: уровень православной самоидентификации россиян чрезвычайно широк. Назвали себя православными 84,2 %, 10,2% – атеистами или неопределившимися, 4,6% – мусульманами, 0,9% – буддистами. …среди определивших себя как атеисты или неопределившиеся мужчины составляют 90%. В студенческих семьях неверующие отцы составляют (внимание! – Л.М.) 10%, матери – 1,8%.».

Читаем внимательно далее: «…к православным отнесли себя, по данным опроса в МГУТУ, 7,6% лично не верующих и 23 процента не верящих в Бога или затрудняющихся ответить на это вопрос». Феномен? Конечно. Социологи, культурологи, религиоведы давно знают о распространённом явлении – сближении и наложении национальной и религиозной принадлежности. Как тут не вспомнить выражение «этнические мусульмане»?

А каковы «составляющие веры» студенческой молодёжи на фоне российских данных? Российские выборки взяты на основе опросов, проведённых Центром Юрия Левады в 2008 году. Итак: в загробную жизнь верят 45% россиян и 48,2% студентов МГУТУ; в существование дьявола верят 40% россиян и 52% студентов; в существование ада – 52 % россиян и 52,8% респондентов МГУТУ; в существование Рая – 45% россиян и 54,6% студентов».

Примем как факт, что в публикации не приводятся данные о признании-непризнании догматов по группам вероисповедания опрошенных. Однако общий вывод – не менее 40 процентов людей, причисляющих себя к верующим, не представляют сути религиозных учений! Скорее описано нерелигиозное сообщество, в массовом сознании которого декларация общего порядка не обоснована целостным учением.

Логично обращение исследовательниц к показателям религиозной практики: «Никогда не посещают богослужения 59% россиян и 27,8% студентов. Однако большинство студентов (62,8%) посещают храмы только по большим праздникам, что сопоставимо с данными по их родителям (58,3%)». Так какими духовными ценностями напитан подобный «типичный верующий»? Какого бога и где он исповедует?

Понимаю, что есть и другие люди – сильные молитвенники, есть общины, которые наполняют свои храмы. Но баланс, соотношение общих показателей таково, что не стоит удивляться, на какой почве процветают магия и шарлатанство, поставленные на индустриальные рельсы. При подобной «религиозности» человек может допускать и творить самые отвратительные с религиозной точки зрения мерзости. Когда нет ни страха Божьего, ни тяги в Божий дом, можно тусоваться где угодно и с кем угодно.

В статье приводится сравнение: по критерию посещаемости храмов российская институциональная религиозность находится на одном из последних мест в Европе (среднеевропейский показатель – 31%). Столь глубокий разрыв между состоянием религиозного сознания, религиозной практикой и внешней идентификацией россиян требует продолжения исследований. Что ж это за народ, который то ли ленится, то ли боится, то ли принципиально саботирует… собственную религию? Но очень уж напоминает ситуацию, когда в единственной политической партии во времена СССР состояло 17 миллионов (!) человек, но массовой «коммунистической сознательности» так и не вызрело.

Становится неудивительным, почему более 60 процентов «верующих» студентов поддерживают использование противозачаточных средств, оправдывают откладывание создания семьи и рождение детей ради карьеры, а успешность и высокий заработок отмечают в числе главных жизненных приоритетов.

Авторы статьи используют определение «тип с неустойчивой религиозной ориентацией» применительно к выраженному религиозному типу студентов МГУТУ. Опять же, только профессиональной сдержанностью, корректностью учёных можно объяснить подбор столь лояльных терминов для коллективного портрета людей, которым важнее назваться, чем быть и действовать в соответствии с вероучением.

Политикам и чиновникам, которые цинично используют «религиозный фактор», пора одуматься. Ведь и им, сильным мира сего, придётся неизбежно отвечать в Последний День. Как-то тихо прозвучали комментарии чиновников от образования по поводу того, что предпочли родители школьников в регионах, где начат экспериментальный курс факультативов на выбор: основы религий, основы мировых религиозных культур или светская этика. В «традиционно православных» регионах до 52-58 процентов родителей предпочтение отдали …курсу светской этики.

Но не отменяется необходимость и в позитивном взгляде на ситуацию. Для проповеди Единобожия нива остаётся огромной. Есть множество людей, которые живут рядом с нами, у которых еще есть шанс узнать веру и начать жить по вере.

Как прекрасно сказано в Коране: «Нет никого лучше того, кто уверовал, подчинился Создателю и искренно совершает благодеяния ради Аллаха и следует религии Ибрахима (аляйхи-с-салям) Поистине, Аллах избрал Ибрахима (аляйхи-с-салям) другом!» (сура «Женщины», аят 125).

Этим уверовавшим, подобно Ибрахиму (аляйхи-с-салям), может стать каждый – сегодняшний рассеянный студент или студентка, их отцы и матери, услышавшие разъяснения о Прямом Пути. Это ли не причина для радости Самого Всевышнего, и для удивления уважаемых учёных?!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.