Что значит любить свою Родину

11 Май 2022
3662

Понятие любви

Любовь – это природное, врождённое чувство, драгоценная суть в человеческом бытие. Именно она указывает человеку на всё полезное и хорошее, она является причиной жизни.

Если бы Аллах не вложил любовь к Себе в сердца рабов, никто не поклонялся бы Ему. Без любви человека к себе не было бы жизни, без любви к детям и семье не было бы потомства, без любви к работе никто не сдвинулся бы с места, без любви к Родине никто не защищал бы её.

Поистине, арена любви очень обширна. И как бы многочисленно ни было количество любимых, в сердце человека найдётся место всем. Любовь к Создателю, религии, пророкам, праведникам, семье, работе, народу, языку и Родине может без труда вместиться в одном сердце, и необязательно, чтобы между ними происходили столкновения и вражда, если сердце здоровое.

Вполне допустимо, чтобы некоторые объекты любви превосходили другие в качестве, очерёдности и степени чувства к ним. Тем не менее, все они живут в одном сердце в гармонии между собой. Так, любовь к Аллаху занимает самое первое и главное место, но она не противоречит любви человека к себе и своей семье.

 

Любовь к своей семье

Семья – это самые близкие родственники человека, с которыми он связан кровными или брачными узами. Эти узы занимают особое место в жизни человека. Любовь к семье является одной из самых важных, особенно любовь между родителями и детьми, так как она является основой семьи.

Ислам уделил важное место семейным ценностям и родственным отношениям. Шариат установил рамки и границы в отношении семьи и родственников, запретив переходить их. Всевышний Аллах облагодетельствовал нас, наделив жёнами, детьми и внуками.

В Коране говорится:

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً

(смысл): «И к Его знамениям, которые свидетельствуют о Его величии и могуществе, относится то, что Он создал для вас (о мужчины) из вас самих же (из людей, а не из другого вида) подобных вам женщин, чтобы вы жили с ними в любви. И Он устроил между вами (мужьями и жёнами) любовь и милость». («Сафват ат-Тафасир», сура Ар-Рум: 21)

Праведная семья и потомство для человека – это источник радости и счастья, в которых он находит наслаждение и помощь в исполнении своих нужд, а также надежда на сохранение фамилии, продолжение рода в этом мире и на мольбу детей за него после смерти в мире вечности.

Подобных детей и потомков Аллах восхвалил в Коране, сказав:

حَتَّى إِذَا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَبَلَغَ أَرْبَعِينَ سَنَةً قَالَ رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَى وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَصْلِحْ لِي فِي ذُرِّيَّتِي

(смысл): «Мать продолжает заботиться о ребёнке, утомляясь и терпя трудности, пока он не достигнет крепости (предела умственной и телесной силы) и не достигнет возраста сорока лет, тогда же он [обращается с мольбой к Аллаху]: "Господи, внуши мне вечную благодарность Тебе за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, когда они воспитывали меня ребёнком; сделай меня таким, чтобы я всегда совершал праведные деяния, которыми Ты доволен, устрой для меня благое в моём потомстве"». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Ахкаф: 15)

Человек должен надеяться получить праведное потомство, а если получил, то благодарить Всевышнего за Его милость. Поистине, блага увеличиваются по мере нашей благодарности.

Вполне естественно, чтобы человек любил свою семью, своих родственников и земляков больше остальных людей. Нет в этом ничего запретного и непристойного. Поистине, запретно враждовать с другими и завидовать им, проявляя ненависть.

Так, для дагестанца естественно любить дагестанцев больше других, пока они достойны любви, для чеченца естественно любить чеченцев больше других. Но никому не дозволено испытывать ненависть к другим народам, завидовать, унижать и переходить границы в их отношении без права на то.

Поистине, верующие являются братьями в религии и перед Аллахом они отличаются друг от друга только в зависимости от их степени богобоязненности и количества благих дел. Человек человеку брат, нравится ему это или нет.

 

Любовь и принадлежность к Родине

Поистине, наша любовь и принадлежность к Родине исходит из нашей принадлежности к Исламу и любви к нему. Ислам обязал нас любить Родину и призвал к действиям для её развития. И это неудивительно для религии, которая не оставила без разъяснения ни одной возможности совершить добро.

Родина — это место религиозных и мирских интересов человека. И если кто-то захочет напасть на Родину, это непременно приведёт к угрозе существования человека, его семьи и потомства.

Тот, кто обладает хоть частичкой веры и достоинства, не допустит халатности в отношении даже кусочка родной земли, потому что это приведёт к небрежности и халатности в отношении жизни человека, его семьи и имущества. Именно поэтому мусульманам легко жертвовать своей жизнью и имуществом ради сохранения Родины.

Любовь к Родине в Исламе – это не просто человеческие чувства и склонность сердца, это ещё и обязательный долг, за исполнение которого награждают, а за неисполнение наказывают.

Когда стоит выбор между любовью к Родине, к себе и семье, выбирают любовь к Родине. Человек жертвует собой и семьёй ради спасения и сохранения Родины. Рассмотрим доводы из Корана, сунны и здравого смысла, подтверждающие вышесказанное.

 

Доводы из Священного Корана

1. Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَأَخْرِجُوهُمْ ‌مِّنْ ‌حَيْثُ ‌أَخْرَجُوكُمْ

 (смысл): «И изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас (из Мекки)».  («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Бакара: 191)

Доводом, указывающим на обязательность любви к Родине, является то, что в этом аяте Аллах повелевает Пророку и его сподвижникам сражаться с врагами из-за того, что они выгнали мусульман из их домов. И если бы дома и Родина не были объектами человеческой любви, Аллах не повелел бы сражаться за них.

2. Также Аллах в Коране сказал:

وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَكُمْ لَا تَسْفِكُونَ دِمَاءَكُمْ وَلَا تُخْرِجُونَ أَنفُسَكُم مِّن دِيَارِكُمْ

(смысл): «И вот взяли Мы договор с вас, о потомки Исраила, что вы не будете проливать вашу кровь (одни из вас не будут убивать других из вас) и изгонять друг друга из жилищ и с родных мест». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Бакара: 84)

Здесь Всевышний запретил убийство друг друга и запретил выгонять друг друга из жилищ. Аллах уподобил грех вражды с человеком греху вражды с его домом.

3. Также Аллах сказал:

لا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ

(смысл): «Не запрещает Аллах вам, о верующие, благодетельствовать и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за вашей веры и не изгоняли вас из ваших жилищ». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Мумтахана: 8)

Здесь неверующие удостоились доброго отношения к себе из-за того, что не воевали и не изгоняли мусульман из домов.

Эти тексты священного писания прямо указывают на значимость Родины и обязанность её оберегать.

 

Доводы из пречистой сунны

1. Одним из ярких доказательств любви к Родине является душевное состояние Пророка когда он, покидая Мекку, обернулся к ней и сказал:

وَاللَّهِ إِنَّكِ، لَخَيْرُ أَرْضِ اللَّهِ، وَأَحَبُّ أَرْضِ اللَّهِ إِلَيَّ، وَاللَّهِ لَوْلَا ‌أَنِّي ‌أُخْرِجْتُ ‌مِنْكِ، ‌مَا ‌خَرَجْتُ

«Клянусь Всевышним, ты – лучшая среди земель Аллаха и самая любимая для меня из земель Аллаха, клянусь Всевышним, если бы меня не изгнали отсюда, я ни за что бы не ушёл». (Ибн Маджах, 3108)

В той версии этого хадиса, которую передают имам Ахмад и Тирмизи, сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

وَاللَّهِ إِنَّكِ لَخَيْرُ أَرْضِ اللَّهِ، وَأَحَبُّ الْأَرْضِ إِلَى اللَّهِ، وَلَوْلَا ‌أَنِّي ‌أُخْرِجْتُ ‌مِنْكِ ‌مَا ‌خَرَجْتُ

«Клянусь Всевышним, ты – лучшая среди земель Аллаха и самая любимая Аллахом…» (Имам Ахмад, 678; Тирмизи, 3925)

Мекка – это родной город Пророка , его Родина, место его рождения и место, где он провёл большую часть своей жизни. Она дорога и любима ему, и его изгнание из Мекки – это большой грех, но переселение на пути Аллаха облегчается.

В другой версии хадиса, которую передаёт Тирмизи, Ибн Хиббан и другие от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обеими Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха сказал Мекке:

مَا أَطْيَبَكِ مِنْ بَلَدٍ، وَأَحَبَّكِ إِلَيَّ، وَلَوْلَا ‌أَنَّ ‌قَوْمِي ‌أَخْرَجُونِي مِنْكِ مَا سَكَنْتُ غَيْرَكِ

«Нет города прекраснее и любимее для меня. Если бы мой народ не изгнал меня, то я не поселился бы в другом месте». (Тирмизи, 3926)

Это свойство всех людей. Не покинет человек Родину без нужды и необходимости, поистине, любовь к Родине живёт в глубине человеческой души.

2. Когда многобожники Мекки пошли с войной на Медину, Посланник посоветовался со сподвижниками, и Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) порекомендовал вырыть ров вокруг города для защиты от врага.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что мухаджиры и ансары (да будет доволен ими Аллах) принялись копать ров вокруг Медины, они переносили землю на своих спинах, говоря:

نَحْنُ الَّذِينَ بَايَعُوا مُحَمَّدَا  عَلَى الْإِسْلَامِ مَا بَقِينَا أَبَدَا

«Мы − те, кто поклялся Мухаммаду, что будем верны Исламу, пока живы».

Что же касается Пророка , то он отвечал им такими словами:

اللَّهُمَّ إِنَّهُ ‌لَا ‌خَيْرَ ‌إِلَّا ‌خَيْرُ ‌الْآخِرَهْ. فَبَارِكْ فِي الْأَنْصَارِ وَالْمُهَاجِرَهْ

«О Аллах, поистине, нет блага, кроме блага мира вечного, благослови же ансаров и мухаджиров». (Бухари, 2835; Муслим, 1805)

Мусульмане вырыли ров вокруг города, чтобы не допустить врага внутрь и защитить Родину ансаров. Поистине, человек не поймёт ценности и значения Родины, пока не потеряет её.

 

Логические доводы

Нет сомнения в том, что здоровый и разумный человек подтвердит и примет обязательность любви к Родине, так как там находится его семья, имущество и всё, что ценно для него.

Пренебрежение к этой любви приведёт человека к потере благ в мирской и вечной жизни. Поэтому любовь к Родине гармонично сочетается со здоровым разумом и мыслями в сердцах видных учёных мужей, государственных деятелей и поэтов.

Наш народ повидал много захватчиков и прошёл через большое количество войн. Тысячи и тысячи наших земляков погибли в этих конфликтах, и все они отдали свои жизни ради сохранения своей свободы, идентичности, нации, культуры – ради родной земли.

Али Омаров

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.