Каждый год количество паломников из Дагестана – рекордное среди всех регионов России. Официальным хадж-оператором республики является компания «Марва-Тур», которая уже много лет получает благодарные отклики от паломников.
В интервью порталу ISLAMDAG.RU генеральный директор «Марва-Тур» Булат Курбанов рассказал об онлайн-оформлении поездки в хадж, о том, что такое хадж будущего, и как коррелируются хадж и туризм.
- Вы рассказывали о планах компании на введение онлайн-заявок на хадж. Каким образом это разгрузит офис компании, в котором в этот период каждый день собирается огромное количество народа?
- Вот буквально сегодня, чтобы выйти из своего кабинета и попасть к вам на интервью, мне пришлось пробираться через толпу. С одной стороны, это радует, поскольку люди стремятся выполнить обряды поклонения, с другой стороны, именно эта перегруженность стала одной из причин перехода в онлайн-формат.
В целом это будущее взаимоотношений организаций с людьми. Эта форма предполагает, что человек, не покидая свой дом, обратится к нам, отправит заявку, заключит договор и произведёт оплату. Это освободит наш офис и разгрузит сотрудников.
Большая часть работы будет происходить автоматизировано. Мы уже анонсировали этот проект и опубликовали ссылку, по которой можно перейти и оформить заявку на хадж или умру.
- Компания «Марва-Тур» – аккредитованный хадж-оператор. В России их всего десять. По каким параметрам получали аккредитацию, и сложно ли было?
- История «Марва» началась в 2010 году, когда сенатор от Дагестана в Совете Федерации Сулейман Керимов высказал намерение отправлять паломников в хадж за свой счёт. И компания «Марва-Тур» создавалась именно для организации этого бесплатного хаджа от Сулеймана Керимова.
С 2014 года компания перешла на коммерческую основу, а благотворительная программа была на некоторое время приостановлена. Организация заслужила доверие. Муфтият РД уже не первый год поручает эту работу именно нашей компании. Мы уполномочены организовывать паломничество.
Если вдаваться в юридические подробности, в России паломничество не является туризмом. То есть, если до недавнего времени паломник был туристом, то сегодня, в связи с новыми изменениями в законе, паломник – это уже юридический статус.
- Зависит ли от сезона хаджа стоимость услуг, которые получают паломники?
- Хадж имеет ещё доисламскую историю – жители Аравийского полуострова и близлежащих государств совершали паломничество в Мекку. Экономическое положение Мекки таково, что основную прибыль жители этого города получают именно в сезон хаджа.
Так устроены все рыночные услуги Мекки. Все, кто связан с паломничеством, получают основную прибыль в этот период. Именно поэтому цены на услуги в сезон хаджа значительно повышаются.
Буквально недавно у меня состоялся разговор с одним арабом, жителем Мекки, ещё его деды и прадеды рассказывали, что когда в семье планировались серьёзные траты, связанные с женитьбой, замужеством, крупными приобретениями, они всегда ждали хаджа. В сезон хаджа люди решали крупные финансовые вопросы, эта картина сохраняется и сейчас. Многие отели работают 20–25 дней в году. Всё остальное время они закрыты. Но за эти 20–25 дней они получают выручку, которой достаточно, чтобы прожить в течение года.
- Мы все сталкивались с неприятными ситуациями из-за того, что на многие российские банки наложены санкции. Как в связи с этим в компании «Марва-Тур» изменилась технология оплаты? Вы взаимодействуете с банком, который свободен от санкций, и все расчёты проводятся по курсу этого банка, верно?
- Да. Эти санкции касаются нас прямым образом. Я впервые говорю об этом открыто, но даже в прошлом году хадж был под большим вопросом. Был риск срыва, когда оставались считаные недели до вылета. Санкции не давали возможность провести транш в Саудовскую Аравию – оплатить все услуги, чтобы хадж состоялся. Чтобы не шокировать и не пугать паломников, мы делали всё возможное и ждали решения проблемы. Хвала Всевышнему, получилось – сложными путями, но вопрос решили.
В принципе, для паломника ничего не поменялось, он, как и прежде, приходит оплачивать хадж в офис компании. Все сложности по доведению оплаты до места назначения ложатся на наши плечи. Здесь хочу поблагодарить руководство хадж-миссии России и Муфтият РД за огромный вклад в решение этого вопроса.
- Паломник приносит оплату, но по курсу банка, который не попал под санкции. Не возникает ли у паломников вопрос: а почему не по тому курсу, что на сайте ММВБ?
- Да, у многих возникает такой вопрос. Закон о валютном регулировании РФ запрещает производить и принимать оплату в любой другой валюте, кроме российского рубля. Несмотря на то, что услуги оплачиваются в долларах на территории другого государства, мы обязаны брать оплату с паломников в рублях, соответственно, мы вынуждены учитывать курс валюты в стране.
С 2014 года, когда курс стал нестабильным, он меняется в течение года несколько раз, и итоговая стоимость путёвки для паломника тоже меняется. Сейчас, в условиях санкций, мы работаем с очень ограниченным количеством банков и устанавливаем курс опираясь на биржевой курс этих банков.
Закон позволяет организации устанавливать внутренний курс, мы его устанавливаем с учётом тех рисков, которые несём в момент конвертации российского рубля в иностранную валюту и при перечислении дальше с оплатой всех комиссий.
Но если сравнивать наш курс с курсом отдельного банка, он максимально близок к Сбербанку. В целом нет такого понятия, как официальный курс, у каждого банка, у каждой биржи, у каждой организации он свой. И сейчас мы опираемся на курс тех банков, которые пока ещё не под санкциями.
- Может быть такое, что один человек внёс оплату по курсу, через некоторое время курс поменялся, и другой человек платит уже другую сумму?
- Такое происходит достаточно часто. Сейчас всё больше людей понимают это, потому что они сталкиваются с проблемами с валютой и банковскими карточками при выезде за границу. Была даже такая ситуация с двумя братьями: утром один оплатил по одному курсу, в течение дня курс подскочил, и вечером того же дня другой брат оплатил свой хадж с огромной разницей в стоимости.
- Вы сами часто бываете в Мекке и Медине?
- Много раз бывал. Может даже, несколько десятков раз, как и все работники нашей компании. Но мы никогда не были там в качестве только паломников, мы работаем, и между работой выполняем паломничество, мы там находимся только для того, чтобы помогать другим совершать обряды. Объём работы в период хаджа очень большой.
- Сохраняется новизна ощущений при посещении тех мест? То чувство от встречи с Каабой, которое вы испытали в первый раз, посещает?
- Когда мозг свободен от рутинной работы, когда удаётся переключиться на объект рядом, вот тогда это чувство посещает. Но сказать, что каждый раз – как в первый, будет не совсем верно. Может быть, потому что параллельно много других задач, которые постоянно крутятся в голове, и не можешь расслабиться. Но Кааба этим и особенна, что любой человек рядом с ней захвачен ею, вокруг неё особенная аура.
- Сколько квот в этом году выделено?
- Впервые с момента пандемии возвращена первоначальная квота – 25 тысяч мест для всей Российской Федерации. Как правило, от нашей компании вылетает 40 % паломников от общей российской квоты. Я не думал, что в этом году будет так много желающих совершить хадж, с каждым годом их количество только растёт. Возраст паломника всё ниже и ниже – сейчас много молодых людей отправляются в хадж.
- Каким будет хадж в будущем?
- Саудовская Аравия приняла закон об открытии туристических виз. До 2019 года туристу туда невозможно было въехать. Туристические визы – это покушение на святыни Ислама. Уже сейчас мы часто встречаем в Мекке и Медине людей, которых абсолютно не интересует ни Кааба, ни мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И в будущем паломничество и туризм будут смешаны, это всё будет объединено. К сожалению, это то, к чему стремится Саудовская Аравия.
Беседовала Айша Тухаева