Пером на бумаге… об Исламе

5 Январь 2011
808

Отражение Ислама в литературе.

Отражение Ислама в литературе. «Поджалуста, поджалуста, не нада, не нада!»

Сегодня лермонтовская Бэла говорит уже без акцента. И не только по-русски. Но перестала ли она быть жертвой своих и чужих одновременно? И кого считать своим?! Князь-отец умер от горя. Брат Азамат подался в абреки. А Печорину дикая черкешенка просто надоела.

Чёрные «Caucasians»

В Нальчике убивают каждый день. Населению всё равно, кого убили – муфтия, террориста или милиционера… Лес по дереву не плачет - все готовятся к Новому году. На этом пиру во время чумы - юбилей Бетала Куашева выглядит скорее нелепо, чем торжественно.

Что привлекательного можем мы сегодня найти в строках поэта-современника Сталина? Мы любуемся комбинациями слов, среди которых очень много неповторимых. Но это россыпи цветов, не собранные в букет по вкусу цветовода. Сюжеты поэта уже непривлекательны для наших избалованных свободой умов. Тем более, что Куашев также непереводим на русский, как Мандельштам – на еврейский.

Самое знаменитое произведение поэта – поэма «Два Джона» отражает расовую дискриминацию в США. Ку-клукс-клан убивает положительного чёрного Джона. Белый Джон торжествует, защищённый демократичной полицией. Поэму можно спокойно отложить до следующего юбилея поэта, если ты не «чёрный».

По иронии судьбы, Америкой сегодня правит… чёрный Джон. Но кто – мы? Белая раса, называющая себя «caucasian» - буквально «кавказская» - идентифицирует нас с собой. А в братской семье народов от Прохладного до Москвы… нас зовут «чёрными»?!

Как правильно резать барана?

Как поэт антирелигиозной системы, Бетал Куашев оставил немало атеистических стихов. Стихотворение «Медина» сегодня звучит более, чем актуально. Поэт рассматривает образ города, как неправильно понятый символ.

Твой блеск меркнет,

Лучезарная Медина! …

Уже нет глупцов,

Которые будут тебе послушны,

Не замечая твоих действий.

В 1950 году, когда были написаны эти стихи, ваххабизм занимал в Саудовской Аравии такие же успешные позиции, какие он надеется иметь завтра на российском Кавказе. Вряд ли поэт писал эти стихи с целью обличения террористов. Но по закону искусства, великие произведения потому и велики, что в них можно найти культивируемые человечеством ценности в любую эпоху. Поклонник Хайяма и Хафиза, Куашев был слишком разносторонне одарённой личностью, чтобы отрицать что-то радикально. Тем не менее, у него есть строки, которые по сегодняшней терминологии можно назвать исламофобией. Будь они переведены, из них можно было бы сделать плакаты или надписи на автомобилях, которые участвовали в Москве в акции протеста против строительства мечетей. Есть одно адыгское выражение, служащее эквивалентом невыполнимого требования: «Я с тобой не развожусь - но чтобы дома я тебя не видел!». В таком же духе наши любимые певцы и актёры из телевизора встали на защиту эстетических прав москвичей в День Жертвоприношения. Удручённые видом молящихся на морозе парней, они начали культурную атаку, плодами которой можно любоваться последние дни в Москве. Певцам не обязательно быть культурными. Им всё равно, кого бить – женщин во время съёмок или парней вместо овец.

Рассказывают, что собака Куашева посещала его могилу вплоть до собственной смерти. Наверно, она лучше знала цену своему хозяину. И мы, действительно, заслуживаем быть принесёнными в жертву этой великой культуре, которая дала нам образование, и отняла идентификацию с собой. А ключи от школы, обучающей, где и как правильно молиться и резать барана… - потеряла.

«Салам, мои балкарские братья!»

Куашев был одним из первых, кто приветствовал балкарцев, вернувшихся в родные места после депортации. Советское время также поощряло дружбу народов, как сегодняшняя российская демократия поощряет толерантность. Поэт обращается к Дагестану в одноимённом произведении:

Мы – сыновья одной земли.

Мы оба знаем русский язык.

В произведениях классиков русской литературы кавказцы преимущественно именуются «татарами». Сегодня нас чаще зовут «дагестанцами». Но с кем будет идентифицировать себя будущий россиянин, у которого мать – русская, дед - балкарец, а бабушка – черкешенка? Кого он будет считать «нашими»? Балкарцев, уже не голодающих на Манежной площади? Или черкесов, которые наивно надеются вернуться на свою Родину? Где уютнее будет чувствовать себя человек с толерантной кабардино-балкарской фамилией «Черкесов»? В Москве или на Кавказе?! В советское время нас учили не называть фашистов - немцами. Так мы узнали, что фашизм и немецкое происхождение - не одно и то же. Кто, как и на каком языке объяснит сегодняшним российским школьникам, что мусульманин и террорист – антонимы, а не синонимы? И что кавказофобия – не патриотизм?

Я - гражданин страны!

На днях мусульмане отметили День Ашура («Десятый день»). Это день, когда пророк Ной вышел из корабля после потопа. Классик египетской поэзии Ахмад Шауки, которого называли «царём поэтов», был потомком черкесских мамлюков. У него есть замечательные стихи о корабле Ноя. Пока длился потоп, волк мирно уживался с овцой, кошка – с собакой, мышь – с кошкой. Все противоположности исчезли, пока длилась опасность. Но когда корабль остановился, и животные вышли наружу - каждый вернулся к своей природе. На Десятый День приходится очень много знаменательных событий, произошедших в разные эпохи. Фараон – враг Пророка Моисея - утонул. Пророк Иона вышел из чрева кита. Пророк Иосиф - из тюрьмы. Пророк Иаков встретился с пропавшим сыном. Пророк Иов исцелился. Пророк Мухаммад (аляйхиму-с-саляту васалям), который сказал, что нет (полноценной) веры у того, кого боится сосед - в этот день вошёл в Медину.

Мудрые рассказывают, что Пророк Моисей однажды обратился к Богу с вопросом, как отличить его довольство подданными - от Его гнева? «Когда Я доволен вами, Я посылаю вам правителей, которых вы любите, – был ответ.- Если Я вами недоволен – и правители ваши вам ненавистны». У Бетала Куашева есть несколько стихотворений, в которых он прославляет Сталина:

Жертва находит избавление благодаря твоему слову.

Пока стоит мир, не ошибётся тот, кому повезло быть рядом с тобой.

Я - гражданин страны!

Миллионы таких, как я, для тебя – великие люди.

Хорошо, что эти стихи не привлекли внимания профессиональных переводчиков. Мандельштам по тому же адресу в оригинале отправил другие:

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

Сегодня несвобода говорить сменилась… невозможностью услышать. Тогда надо научиться… молчать. По примеру Мандельштама, чьи стихи сохранились только благодаря тому, что у его жены была хорошая память. Единственная тетрадь, в которой Бетал Куашев писал «свои стихи», не сохранилась. Так что лучше читать Мандельштама - и молчать. Это молчание легче услышать, потому что именно оно будет символизировать крик.

Марианна Керимова.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.