Бен Али и Мубарак ушли… кто следующий?

16 Февраль 2011
555

Цепная реакция.

«Те, кто делает мирную революцию невозможной, сделают насильственную революцию неизбежной». Ж. Ф. Кеннеди, 1962.

«Двое ушли, кто следующий...?»

Бен Али и Мубарак ушли… кто следующий? Похоже, что арабские страны испытывают некий период революций. Видимо, люди этих стран в значительной степени недовольны руководством их авторитарных правительств. Столь же очевидно, что они хотят смены правительств или лидеров.

Революция удалась в Тунисе и, как мы теперь видим, в Египте тоже. Где будет продолжение: в Алжире, Йемене или Иордании? В этих переворотах Иран не был замешан, а аль-Кайда не взорвала ничего, не опубликовала своё видео, Хезболла не собрала миллионов. Тем не менее, почти через месяц после начала протестов проамериканские режимы в этих регионах были свергнуты. Никогда нельзя предугадать прогноз событий на Ближнем Востоке.  То, что лидеры, поддерживавшие самые тесные связи с Белым Домом, были свергнуты - яркое тому подтверждение.  

Первым ушел Зайнуль Абидин бин Али, у которого были хорошие связи с американцами. Бин Али принёс секуляризацию и образование в страну. Однако, разочарование и гнев жителей заставили его покинуть правительство и страну. 

Вторым на очереди оказался Хосни Мубарак, который клялся, что не покинет правительство и страну. Египетский президент никогда не поворачивался спиной к американцам, даже отправил свои войска воевать на их стороне  в первой войне в заливе. Все годы правления он поддерживал мирный договор с Израилем, несмотря на войны и столкновения в этом регионе.

Следующим президентом, пошедшим на уступки народу, был Президент Йемена Али Абдуллах Салех, который сразу же объявил, что не будет больше претендовать на президентство, заканчивающееся через 2 года. Более того, он обещал, что не собирается правление страной передавать сыну. Президент, который находится у власти на протяжении 32 лет, оппозицией также обвиняется в тесных связях с Америкой.

Если эти революции будут успешными, значит, будут и новые правительства. Но стоит помнить, что перемены не всегда бывают в лучшую сторону. Тем, кто склонен к проведению преобразований, целесообразно иметь хотя бы некоторое представление о том, какое они хотят иметь правительство. В противном случае они могут получить такое правительство, от которого так усердно старались избавиться. Так происходит от того, что большинство лидеров после достижения цели меняется и забывает про свои обещания, борьбу и жертвы, с помощью которых и пришли к власти. Власть развращает и, как говорится, портит человека, а абсолютная власть портит его абсолютно.

Возможно, во избежание новой диктатуры, будет выбрана демократия. Одним из принципов демократии являются свободные выборы и наличие политических партий. Демократический лидер может быть заменён посредством голосования.

Но и в такой системе возможны злоупотребления. Либо избранный лидер будет "устраивать" выборы, чтобы укорениться в своём положении, или у власти будет ряд неэффективных правительств, каждое из которых люди будут отвергать. Это приведёт к нестабильности. Стране от этого лучше не будет.

Чтобы избежать такого развития событий, электорат не должен позволять собою манипулировать. Люди должны исполнять свои избирательные права рассудительно. Возможно, это будет что-то новое для них, и они не смогут быть достаточно опытными в осуществлении их права, права выбора.

Новое правительство никогда не должно забывать людей, которые так мужественно восстали против предыдущего правительства. Они сделали это потому, что ожидают лучшего от власти, которая будет заботиться о народе. Говорят, что высокий уровень безработицы является одной из основных причин недовольства населения. Решение этой задачи должно быть приоритетом, иначе отставки не избежать и новому правительству. Это потребует более эффективного управления экономикой, в особенности необходимо создавать большее количество рабочих мест.

Коррупция в администрации должна быть, если неискоренена полностью, то хотя бы уменьшена. Решительные меры будут необходимы. Для этого для новых правящих элит, в частности, для лидера, самое главное (не важно, каким образом они избраны) продемонстрировать, что они не коррумпированы.

Навыки в управлении администрацией должны быть модернизированы так, чтобы правительство было в состоянии выполнять свои обещания и  управлять лучшим образом.

К сожалению, на сегодняшний день ни одна мусульманская страна не классифицируется как развитая. Почти всегда это связано с некомпетентностью правительства. Мы видим некоторую надежду в успехах, достигнутых Турцией. Но даже Турция далека от развитых стран.

Некоторые мусульмане говорят, что развитие не важно в Исламе.  По их мнению государству важно быть исламским в соответствии с их интерпретацией учения Ислама.

Это ошибочно. Мы знаем, что причина притеснения мусульманских стран и дискриминации в отношении мусульман, которую мы видим сегодня, состоит в том, что они неразвиты и слабы. Им навязывают имидж террористов. У них нет никакой способности защитить себя. Они навсегда зависимы от внешней помощи обычно сильных стран. И когда сильные страны дают помощь, то делают это не бесплатно. Они должны подчиняться требованиям, определёнными донорами.

Разве Ислам учит нас быть слабыми и бедными, нищими и неспособными защитить себя? Конечно, нет. Поэтому то, что мы стремимся стать развитой страной, не идёт против учения Ислама. Действительно то, что мы будем делать - это для восстановления доброго имени Ислама и противостояния пропаганде, согласно которой  Ислам - причина бедности и некомпетентности мусульман. Защищать Ислам и мусульман, возвращать уважение к религии не может противоречить Исламу.

Будем надеяться, что те, кто заменит свергнутые правительства, будут стараться хорошо управлять странами. И не дай Бог, чтобы борьба и жертвы, принесённые демонстрантами, оказались напрасными.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.