Исламская экономика глазами обывателя…

17 Июль 2009
1545

Ислам, экономика, банки (Islam, economy, banks)Многие российские и зарубежные авторы обращаются к теме развития исламской экономики, выделяя ее в отдельное научное направление. Цикл статей по данной тематике – это попытка обобщить накопленный научный опыт в этой отрасли.

Роль религии в современном мире трудно переоценить. И она имеет значение не только в духовно-нравственном воспитании человечества, но и в построении жизнедеятельности социума, государства. Основу благосостояния населения любой страны определяет стабильность ее экономической системы. А потому ученые и политические деятели прилагают большие усилия, чтобы разработать такую экономическую модель, которая могла бы отвечать всем требованиям цивилизации и обеспечить стабильное благосостояние и процветание населения всего мира.

Развитие исламской финансовой системы поражает высокими темпами. Новейшая история становления исламских финансовых учреждений отсчитывается с 1975 года. Конечно, в большинстве своем они расположены в основном в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (при этом крупнейшими центрами являются Бахрейн и Малайзия), то есть странах с официальной религией – Ислам, но создаются также в Европе и США.

Начало дискуссий о том, как может сочетаться доктрина Ислама с практическими моделями экономики, относится к концу 50-х-началу 60-х гг. С конца 70-х гг. концепция исламской экономики развивается во взаимозависимости с проектами хозяйственных преобразований во всем мусульманском мире. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям. В 80-е гг. Иран, Пакистан, Судан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики). В разработке модели мусульманской экономики участвовали теологи из Пакистана, Египта, Саудовской Аравии. Попытки создания исламской экономики или ее отдельных элементов предпринимались в рамках Организации Исламская конференция (ОИК), а также на неправительственной основе.

Ислам заинтересован в создании сильной и развитой экономики. Процветание максимально большего числа людей, социальную защищенность можно обеспечить только в экономически стабильном государстве. Концепция исламского экономического порядка и вытекающие из нее права в сжатом виде содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. 15):

1) в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества;

2) все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (шариатом);

3) каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов;

4) бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную «закятом» и выделяемую в соответствии с Законом;

5) все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;

6) для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы;

7) в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не нарушают исламские законы и ценности».

Согласно исламскому вероучению в основе получения материальных ресурсов (в том числе денег) лежит труд. Однажды Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какое из приобретений является лучшим?» Он сказал: «То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля». Любая непродуктивная работа запрещена шариатом. Более того, считается, что бесполезный труд приводит к неверию. Не поощряется не только сознательное, но и вынужденное безделье. Поэтому для общества лучше не давать подачки бедным в виде пособий и дотаций, а предоставить им возможность заработать самим средства к существованию с учетом их пожеланий. Это особенно актуально в регионах, где наблюдается безработица, к которым относится и Республика Дагестан. Согласитесь, это разумное решение проблемы.

Богатство ради самого богатства осуждаемо шариатом (исламское законодательство), как алчность. Богатство в Исламе рассматривается как испытание для верующего: Ислам заинтересован в создании сильной и развитой экономики. Процветание максимально большего числа людей, социальную защищенность можно обеспечить только в экономически стабильном государстве.«Для каждой общины людей предусмотрено испытание, испытание для моей общины – богатство». Материальные ресурсы верующего не должны использоваться для причинения другим людям вреда. А там, где между людьми существует имущественное неравенство, создается почва для эксплуатации человека человеком, что недопустимо с точки зрения ислама. Кроме того, в целях ограничения богатства и установления справедливого порядка распределения общественного продукта исламом предусмотрены обязательные сборы и налоги (закят, джизья), а также те, выплата которых оставлена на усмотрение владельца собственности (инфак).

Концепция «баракат» – это своего рода материальный и одновременно духовный побудитель для верующего совершать правильные поступки (в том числе и в экономической сфере). Стремление получить «баракат» применимо не только к индивиду, но и ко всей умме. Коран призывает верующих соревноваться в совершении добрых дел. Это своего рода экономическая конкуренция, основанная на честности и порядочности.

Деньги должны постоянно находиться в обороте. Владельцу избыточных средств следует обратить внимание на нужды общества, чтобы умело и с пользой для уммы употребить свой капитал.

Главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет мусульманским экономистам вместо такого инструмента, как «цена денег», подверженного воздействию огромного числа субъективных и сугубо спекулятивных факторов, ввести более приемлемую категорию «эффективности капитала». Ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком.

Финансирование за счет собственных средств или мобилизация средств через прямое участие в капитале – основа исламской экономической системы. В последнее время все чаще высказывается мнение, что именно за финансированием за счет собственных средств будущее корпоративных финансов – в противоположность чуждому Исламу долговому финансированию (через традиционный банковский кредит). Поэтому мусульманская экономическая теория, еще в VII в. сформулировавшая данный постулат, бесспорно, заслуживает тщательного изучения, особенно на фоне усиления в последнее время влияния этических ограничителей человеческой деятельности на процессы глобализации мировой экономики.

По мнению ряда мусульманских исследователей, в исламской «смешанной» экономике преодолены многие недостатки, присущие социалистической и капиталистической системам, а также созданным на их основе экономическим моделям. Ислам признает частную, государственную и кооперативную собственность. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. А что касается последнего, то тут во главу угла ставится не просто его наличие, а эффективное использование во благо себе, своей семье и окружающим.

Вопрос функционирования исламской экономики давно перешел из разряда абстракции к реальному обсуждению возможности внедрения основных ее постулатов в существующие экономические модели. Многие страны, где Ислам – официально установленная религия, а конституция продиктована шариатом, прилагают огромные усилия и стремления создать подлинную исламскую экономику. кроме того, во внимание следует принимать, что Ислам не определяет и не диктует тем более тип экономической формации и государственного устройства. Вклад ислама в развитие общества и государства более обширен, поскольку шариат дает определенный набор основных правил поведения в экономической области. Эти правила рассматриваются как вневременные и специфичные для Ислама.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить основные правила исламской концепции экономики:

– право владения в Исламе носит ограниченный характер и выполняет, в сущности, социальную функцию. Все имущество принадлежит Аллаху, и право индивидуума сводится к праву на использование;

каждый мусульманин должен работать, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому любая форма прибыли без личного вклада в виде работы или риска запрещена.

проценты – «риба», запрещены. Приращение к первоначальной сумме ссуды допускается только тогда, когда оно не является предопределенным или не выражается в постоянном количестве;

деньги выполняют лишь функцию обмена;

материальные и духовные блага сопровождают друг друга. Материальные блага – это потребление товаров и услуг, а духовные – это предписания Корана, например, о подаче милостыни и проявлении солидарности с бедными людьми. Увеличение материальных благ за счет духовных противоречит духу Ислама.

В общем, Ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, если ей управляют правильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех, как дар Аллаха.

Вместе с тем, имеются существенные различия между исламской концепцией экономики и рынком. В то время как в рыночной идеологии не выражены в ясной форме моральные суждения. Социальные и моральные аспекты являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.

Из отношений между материальными и духовными благами следует, что Ислам, например, не допускает экономического прироста за счет социальных и моральных прав бедных слоев. Ислам устанавливает нижний предел жизненного уровня граждан, и до тех пор, пока он не будет достигнут, подрядчикам не разрешается действовать свободно. А от государства ожидают, что оно вмешается для перераспределения средств от богатых бедным. Таким образом, моральные аспекты представляют собой существенный элемент отличия между рыночной и исламской концепциями экономики.

На наш взгляд, следование этим правилам позволяет создать не просто экономически сильное государство, но и нравственно обогатить его.

Продолжение следует…

(При подготовке статьи использовались материалы ряда исследователей по данной тематике)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.