Совершение талкина усопшему

9 Апрель 2018
2722
Вопрос: 
Является ли нововведением чтение талкина над усопшим после захоронения?

Один из немаловажных аспектов похоронного обряда, к которому, к сожалению, некоторые мусульмане относятся халатно, не уделяя ему должного внимания, является вопрос о талкине.

Талкин в отношении усопшего – это практика, во время которой мусульманин становится (присаживается) у изголовья могилы покойного после его захоронения и обращается к нему, напоминания о свидетельстве, что нет бога (достойного для поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. А также он напоминает о некоторых столпах веры: смертьэто истина, Райэто истина, что Всевышний Аллах воскресит всех людей, что будет допрос ангелов Мункара и Накира в могиле и остальные постулаты Ислама.

قال ابن حجر في كتابه تحفة المحتاج

В своем известном труде «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет:

ﻭﻳﺴﺘﺤﺐ ﺗﻠﻘﻴﻦ ﺑﺎﻟﻎ ﻋﺎﻗﻞ ﺃﻭ ﻣﺠﻨﻮﻥ ﺳﺒﻖ ﻟﻪ ﺗﻜﻠﻴﻒ ﻭﻟﻮ ﺷﻬﻴﺪا ﻛﻤﺎ اﻗﺘﻀﺎه ﺇﻃﻼﻗﻬﻢ ﺑﻌﺪ ﺗﻤﺎﻡ اﻟﺪﻓﻦ ﻟﺨﺒﺮ ﻓﻴﻪ ﻭﺿﻌﻔﻪ اﻋﺘﻀﺪ ﺑﺸﻮاﻫﺪ ﻋﻠﻰ ﺃﻧﻪ ﻣﻦ اﻟﻔﻀﺎﺋﻞ

«Желательно совершать талкин в отношении совершеннолетнего, разумного, или умалишенного, который ранее был в здравом рассудке, и даже в отношении шахида, как на это указывают высказывания ученых, делается это из-за хадиса, указывающего на это, а его слабость подкрепляется рядом других свидетельств, обосновывающих, что это относится к побуждаемым действиям».

ﻓﺎﻧﺪﻓﻊ ﻗﻮﻝ اﺑﻦ ﻋﺒﺪ اﻟﺴﻼﻡ ﺇﻧﻪ ﺑﺪﻋﺔ ﻭﺗﺮﺟﻴﺢ اﺑﻦ اﻟﺼﻼﺡ ﺃﻧﻪ ﻗﺒﻞ ﺇﻫﺎﻟﺔ اﻟﺘﺮاﺏ ﻣﺮﺩﻭﺩ ﺑﻤﺎ ﻓﻲ ﺧﺒﺮ اﻟﺼﺤﻴﺤﻴﻦ «ﻓﺈﺫا اﻧﺼﺮﻓﻮا ﺃﺗﺎه ﻣﻠﻜﺎﻥ» ﻓﺘﺄﺧﻴﺮه ﺑﻌﺪ ﺗﻤﺎﻣﻪ ﺃﻗﺮﺏ ﺇﻟﻰ ﺳﺆاﻟﻬﻤﺎ

(ج3 ص 207).

«Тем самым отклоняется [мнение] ибн Абдуссаляма о том, что это – новшество (бид’а). И выбранное ибн Салахом мнение о том, что талкин читается до того, как покойного засыплют землей, отвергается хадисом, приведенным в обоих сборниках достоверных хадисов [аль-Бухари, Муслим]: “Когда они [люди, хоронившие человека] уйдут, к нему придут два ангела”. Поэтому откладывание чтения талкина до полного захоронения ближе к допросу ангелов».

[См. «Тухфат аль-мухтаж», том 3, стр. 207]

و قال أحمد بن عبد العزيز المليباري في فتح المعين

Также ибн АбдульАзиз аль-Малибари в своей книге «Фатх аль-Муин» пишет:

ﻗﺎﻝ ﺷﻴﺨﻨﺎ: ﻭﻳﺴﻦ ﺗﻜﺮاﺭه ﺛﻼﺛﺎ ﻭاﻷﻭﻟﻰ ﻟﻠﺤﺎﺿﺮﻳﻦ اﻟﻮﻗﻮﻑ ﻭﻟﻠﻤﻠﻘﻦ اﻟﻘﻌﻮﺩ

(ج١ /ص٢٢٨)

«Наш шейх ибн Хажар говорит следующее: “Желательно повторять (талкин) три раза над умершим, и будет предпочтительнее присутствующим стоять во время чтения талкина, а читающему сидеть”»

[См. «Фатх аль-Му’ин», том 1, стр. 228].

حديث أبي أمامة في التلقين . رواه أبو بكر عبد العزيز في " الشافي " ص 175 . ضعيف . أخرجه الطبراني في " الكبير " عن سعيد بن عبد الله الأودي قال : " شهدت أبا أمامة الباهلي وهو في النزع فقال : إذا أنا مت فاصنعوا بي كما أمر رسول الله  صلى الله عليه وسلم...

«Хадис Абу Умамы о талкине, который привел Абу Бакр Абдуль Азиз в книге “Аш-Шафи”, стр. 175, является слабым. Этот хадис передал Табарани в “Кабире” от Саида бин Абдуллаха Аль-Авади, который пишет: “Я присутствовал рядом с Абу Умамой, когда он, лежа на смертном одре, завещал: “Когда я умру, то сделайте в отношении меня то, что повелел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) …”».

قال النووي فى كتابه المجموع

 Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-маджму’» сказал:

ﻗﻠﺖ ﻓﻬﺬا اﻟﺤﺪﻳﺚ ﻭﺇﻥ ﻛﺎﻥ ﺿﻌﻴﻔﺎ

ﻓﻴﺴﺘﺄﻧﺲ ﺑﻪ ﻭﻗﺪ اﺗﻔﻖ ﻋﻠﻤﺎء اﻟﻤﺤﺪﺛﻴﻦ ﻭﻏﻴﺮﻫﻢ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﺴﺎﻣﺤﺔ ﻓﻲ ﺃﺣﺎﺩﻳﺚ اﻟﻔﻀﺎﺋﻞ ﻭاﻟﺘﺮﻏﻴﺐ ﻭاﻟﺘﺮﻫﻴﺐ ﻭﻗﺪ اﻋﺘﻀﺪ ﺑﺸﻮاﻫﺪ ﻣﻦ اﻷﺣﺎﺩﻳﺚ ﻛﺤﺪﻳﺚ " ﻭاﺳﺄﻟﻮا ﻟﻪ اﻟﺜﺒﻴﺖ " ﻭﻭﺻﻴﺔ ﻋﻤﺮﻭ ﺑﻦ اﻟﻌﺎﺹ ﻭﻫﻤﺎ ﺻﺤﻴﺤﺎﻥ ﻭﻟﻢ ﻳﺰﻝ ﺃﻫﻞ اﻟﺸﺎﻡ ﻋﻠﻰ اﻟﻌﻤﻞ ﺑﻬﺬا ﻓﻲ ﺯﻣﻦ ﻣﻦ ﻳﻘﺘﺪﻯ ﺑﻪ ﻭﺇﻟﻰ اﻵﻥ.

(ج ٦/ص ٣٠٩)

«Этот хадис, хоть и является слабым, но его можно привести как дополнительный аргумент. В частности, ученые - мухаддисы и другие дозволяют послабления относительно хадисов о дополнительных [желательных] достойных делах и по отношению хадисов, побуждающих к благому и устрашающих [отводящих] от порицаемого. Также этот хадис подкрепляется другими свидетельствами, как, например, хадисом: “Просите для него (т.е. покойного) стойкости” и завещанием Амру бин Аса. Эти оба предания являются достоверными. И жители Шама выполняли это действие со времён тех, за кем можно было следовать и следуют этому до сих пор».

[См. «Аль-маджму’», том. 6, стр. 309]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Желательно совершать талкин в отношении совершеннолетнего, разумного, или умалишенного, который ранее был в здравом рассудке.

• Талкин совершается после полного захоронения тела.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: [email protected]

Канал в Телеграмм: https://t.me/fatawadag

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.