Аравийский полуостров накануне появления Ислама

7 Сентябрь 2009
6369

Аравийский полуостров накануне появления ИсламаОбзор географического положения и населения

Аравийский полуостров - основная часть земли, населенная арабами, лежит в юго-западной части Азиатского континента; граничит на севере с Иорданией и Ираком, на юге с Индийским океаном, на востоке с Оманским и Персидским заливами, а на западе с Баб-эль-Мандебским проливом и Красным морем; он является колыбелью древних арабских народов, распространившихся в пределах отечества, освоивших земли в Азии и Африке от океана до залива, и так, что это земля считается землей, которую избрал Всевышний для выведения из нее света Ислама, разнесшегося во все уголки планеты и наполнившего ее пользой и миром.

Аравийский полуостров делится на пять частей: Йемен, Тухамат, Хиджаз, Мадж, Иамамат и Бахрейн; это уменьшенная географическая модель родины арабов, окруженная горным кольцом, тянущимся от морей до побережья Хиджаза, а на юге до пролива Хармаз, холмистые равнины, широкие пустыни, что сделало экономическую и общественную жизнь разнообразной. Низменная равнина установила для населения оседлую жизнь, основанную на земледелии, торговле и ремеслах, а в пустыне установилась бедуинская жизнь, которая опирается на скотоводство, кочевание и набеги как средство выживания.

1.1Общественная жизнь на Аравийском полуострове накануне появления Ислама

Под общественной жизнью подразумевается то, что касается отношений между членами общества и их родными, а также между различными племенами. Она охватывает следующее:

а)   племенная система: установилось арабское общество на Аравийском полуострове накануне появления Ислама на основе племенного порядка, причем в каждом племени был глава или старейшина,

обладавший качествами правителя - смелостью, щедростью, благоразумием, справедливостью, мудростью.

Ему помогал совет, состоящий из авторитетных людей племени, и решение принималось согласно прецеденту и преобладающей традиции, и обычно власть наследственной не являлась.

б)  союз: отношения между племенами складывались на основе родственных связей, как внутри

рода, так и на основе союза между ними против другого племени, или на основе шефства, когда небольшое племя просило у большого защиты.

в)     родство: все члены племени изначально считались равноправными, а различались по отличительным качествам – щедрости и смелости.

Кровным родственным связям придавалось огромное значение, поэтому от каждого члена общества требовалось, чтобы он помогал как угнетателю, так и угнетенному.

Арабы полуострова делились на две большие ветви: арабы севера - адениты, и арабы юга - кахтаниты, от которых ответвилось еще несколько племен.

г) арабские традиции и обряды: прежде всего, набеги, обусловленные жизнью в пустыне. Если племя нападало на другое по причине вражды или же слабости последнего, то захватывало его животных и имущество. А побежденное племя готовилось забрать свое обратно при первой же возможности и так далее...

От этого произошла племенная нетерпимость, которая породила обычай брать силой по принципу «помоги брату угнетающему или угнетенному».

Из положительных обрядов и нравов, известны верность бедуинов данному обещанию, их умение прощать при возможности наказать, готовность защищать соседа, помогать ему в нужде.

1.2 Политическое устройство Мекки и Медины накануне появления Ислама

Правители аравийского полуострова подразделялись на два типа:

первый - независимые, подчинявшиеся самому большому из них, второй - главы родов и племен с ограниченной властью, которые не являлись независимыми и иногда следовали за другими правителями.

Одной из прекрасных цивилизаций, существовавших на полуострове, был на юге Аравии Йемен, который нес факел передовых государств, а также Сабейцы, Химйары, но мы особо выделим Мекку и Ясриб (Лучезарная Медина), которые выделялись активной торговлей, и располагались на торговых путях между Йеменом и землями Сирии.

1. Священная Мекка: родина племени курейшитов имеет множество имен - Бакка, Уммул Кура, Балядуль- Амин. Мекка стала религиозным центром, т.к. в ней находились Запретный Дом и Священная Кааба, а также много значило ее расположение.

Арабы приходили в нее отовсюду для поклонения и торговли на рынках, которые располагались вблизи, например, рынок Гуказ. Курейшиты пользовались этими преимуществами в осуществлении активной торговли, и совершали две годичные поездки: зимой в Йемен, и летом в земли Шама (Сирии).

В Мекке накануне прихода Ислама проживало племя Джурхам, которое породнилось с родом нашего прародителя Исмаила, затем, после Джурхам управление Меккой взяло на себя племя Хузаат, и в его время распространились Аднаниты на просторной территории, обосновались в Мекке дети Фахра ибн Малика, курайшита, до Кусайа ибн Киляба, четвероюродного деда Пророка (мир ему и благословение), объединившего их в одно целое; в результате чего стали возможными противодействие Хузаатам и победа в правлении Меккой; затем Кусай взял правление Каабой на себя, а также административную и исполнительную власть, и стал первым из создавших политическую систему в Мекке, проявившейся в следующем:

1.  парламент: место созыва совета лидеров курейшитов для решения важных вопросов и проведения общих дел.

2.   командование: хранение знамени войны и управлении войском.

3.  обслуживание Каабы: открывание дверей Каабы и ее обслуживание.

4.  водоснабжение: наполнение колодцев водой для паломников и угощение сладостями из фиников или кишмиша.

5.  обслуживание: приготовление еды для паломников.

После смерти Кусайа его потомки распределили эти занятия, вследствие чего обслуживание Каабой, командование и парламент перешли к потомкам Абду Дари; к потомкам Абдул Манафа - водоснабжение и обслуживание, которые достались его сыну Хашиму и его потомкам до прихода Ислама.

Курейшиты заключили договор (до Союза) с целью возвращения несправедливости к его хозяевам, когда пришел Ислам, и курайшиты господствовали и были уважаемыми среди арабов.

2 - Ясриб (Лучезарная Медина): второй по важности город Хиджаза, располагавшийся на плодородной равнине, обильной водами и пальмами, на расстоянии 400 миль от Священной Мекки (450 км). Накануне прихода Ислама на ней жили арабы племен Авс и Хазрадж, а по соседству некоторые племена, исповедовавшие иудаизм, которые использовали скрытое орудие и смуту для разделения племен Авс и Хазрадж, разжигали огонь войны и вражды между ними. Но когда узнали старейшины племен и мудрецы об опасности войны и заговоре иудеев против них, пришли к примирению и согласились выбрать лидера Хазрадж (АбдуЛлаха сына Убаййа сына Салула) правителем города, что стало причиной его отказа от участия в войне между ними в день Буас, однако препятствовало прибытию Пророка (мир ему и благословение) из Мекки в Медину, но когда он увидел, что народ не признает его без Ислама, принял его без желания, и остался главой лицемеров до конца.

Экономическая жизнь на аравийском полуострове накануне прихода Ислама

На экономическую жизнь у арабов полуострова влияли условия географической среды, вследствие чего установились два образа жизни:

а)   бедуинская жизнь жителей вынуждала к постоянному передвижению в поисках воды и пастбищ, и жильем для бедуинов были палатки из шерсти.

Их жизнеобеспечение основано на содержании животных и употреблении производного от них: молока, мяса, шерсти.

б)    оседлая жизнь: города располагались в прибрежных районах, дождливых предгорьях, на равнинах и оазисах, где брали свое начало источники, поэтому жители занимались земледелием, ремеслами, торговлей.

2.  Разделы экономической жизни:

а)   земледелие особенно развивалось в прибрежных и орошаемых районах и оазисах, в центре Аравийского полуострова, в Ясрибе и Таифе, где распространилось возделывание зерна и выращивание фруктов.

б)   ремесла: арабы, жившие накануне появления Ислама, оставили торговлю невольниками. Появилось в Йемене, Хире, Машарифе и Сирии новое ремесло, однако у населения Хиджаза оно было несложным, соответствующим состоянию их жизненного уклада, производили только предметы первой необходимости, но продукция была роскошная, а богачи к тому же привозили и из соседних стран.

в) торговля и рынки: арабы Хиджаза прославились торговлей, обусловленной скудостью земель и расположением их стран на путях соединения бассейнов Средиземного моря с Индией и Китаем, там и проходил торговый путь по их знаменитым городам - Мекке и Медине. Мекка особенно прославилась торговлей. Обогащались этим курейшиты, их торговые караваны отправлялись в страны Сирии, они играли роль торгового посредника между севером и югом, вследствие чего образовался слой богатых торговцев.

Существовали у арабов и именитые рынки, куда съезжались со всех уголков и прибывали из большинства мест, и были рынки двух видов:

Первый: постоянные рынки, такие как Басра, Давматуль Джандаль и Санъа.

Второй: сезонные рынки - очень важные - самый известный из которых Гуказ, находившийся вблизи Мекки в сезон Хаджа, прибывали к нему люди со всех уголков полуострова. Но рынок не ограничивался только делами купли-продажи, а был общественным центром, в котором проходили примирения, сватовства, он также был литературным и поэтическим центром, где соревновались поэты и ораторы, которых судил критик в закрепленной особо для него палатке, а лучшие поэмы писались золотом на стенах Каабы такие надписи называются Муалакагы.

г) важные торговые рынки: они выполняли важную функцию:

  1. объединение диалектов арабов в один диалект курейшитов, управителей святилища и лидеров рынка.
  2. формирование арабского общества как единого объединения арабских племен в одном месте и в одно время.
  3. эти рынки устраивались в запретные месяцы (время Хаджа и Умры), когда запрещались убийства, и в месяцы, проходящие один за другим: Зуль-Каида, Зуль-Хиджа и Мухаррам, и отдельно в месяц Раджаб.

Перевод из книги "История арабов и Ислама"

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.