Султан-Мут Тарковский – достойный пример для подражания

17 Февраль 2012
17737

«Посвяти каждое своё слово, каждое действие, каждую мысль служению Всевышнему Аллаху...»

Султан-Мут ТарковскийСултан-Мут не был «созидателем смут», как пишет Б. Узунаев, а был одним из великих сынов Кавказа, чьё имя заслуживает быть вписанным золотыми буквами в летопись истории нашего отечества.

На его примере должно воспитываться подрастающее поколение. Он – носитель идей единения, прогресса и духовности, которые сегодня так необходимы нашему обществу.

Говоря о Султан Махмуде Эндиреевском, нельзя не сказать о том, что он внёс большой вклад в распространение и укрепление Ислама на Северо-Восточном Кавказе. Султан-Мут усиленно вводит законоположения Шариата. Он заставляет многих блюстителей местных обычаев признать верховенство божественных законов над местными.

Свято чтя Коран и Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Султан-Мут заявляет: «Посвяти каждое своё слово, каждое действие, каждую мысль служению Всевышнему Аллаху. Ибо существует лишь одна реальность, одна истина – это Бог. Всё остальное – иллюзия и ненужная суета. Помни это всегда. Когда ты забываешь об этом, ты забываешь самого себя».

 С именем Аллаха воины под предводительством Султан-Мута отправлялись в бой и побеждали врага. И побед этих на счету Султан-Мута было немало. Как утверждает В. А. Потто, в 1594 году при отражении похода Хворостинина горцев «вели муллы с поднятыми над головами свитками и с завыванием (пением. – Б. А.) огненных стихов из Корана».

В вышедшем недавно энциклопедическом словаре «Ислам на территории бывшей Российской империи» отмечается роль Султан-Мута в распространении Ислама на территории Чечено-Ингушетии.

По праву чеченцы назвали великого Султан-Мута именем Ших-Мут, то есть шейхом, отмечая его высокий духовный уровень. Чеченский историк С. Умаров пишет об этом в статье «Ислам и война».

Султан-Мут принимал активное участие в распространении Ислама и в Кабарде. Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, описывая одну из крепостей Большой Кабарды, отмечает: «Комендант этой крепости – Мажар Мухаммед-ага… Кадием же назначен Тухтар Хаджи-Али из кумыков. Вместе с ним (кадием) в этой крепости прочно обосновалось 100 кумыкских молодцов-джигитов. Все они мусульмане-единобожцы толка Шафии. Кадий Тухтар у них определяет посты во все времена года… И вот вследствие того, что эти люди являются мусульманами, правоверными единобожцами, они стали истреблять всех своих свиней… Здесь были устроены: баня, соборная мечеть, квартальная мечеть и постоялый двор. Они стали читать книгу с азбукой «Элиф, бэ…». Таким образом, сей край сделался землёй, достойной похвалы, присоединился к странам Ислама».

Благодаря Султан-Муту Эндирей становится духовным, образовательным и политическим центром Северо-Восточного Кавказа. Здесь обучались мутаалимы из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Карачая, Адыгеи, а также Поволжья (Татарстан) и других регионов. Достаточно назвать известного кабардинского учёного и просветителя Шору Ногмова, знаменитого на Урале и в Поволжье путешественника Тажеддина Ялгыгулова и других, которых судьба приводила в знаменитый Эндирей.

По инициативе Султан-Мута был организован «Маджлисул-улама» (Совет мусульманских богословов), который координировал все дела, связанные с организованными мероприятиями по религиозным вопросам и по вопросам внешней и внутренней политики, экономики подвластного ему государства.

Многие учёные отмечают, что крупным явлением в духовной жизни дагестанцев стало возрождение в конце XVI– начале XVII вв. (именно в период жизни Султан-Мута) средневековой арабоязычной культуры, которое И. Ю. Крачковский называет своеобразным ренессансом (возрождением).

В этот период Мухаммад Аваби Акташи из Эндирея создал известный исторический труд «Дербенд-Наме».

Военный историк Н. Дубровин, описывая прибытие Султан-Мута в Эндирей, пишет: «Прибытие князя, знаменитого своей предприимчивостью, храбростью и умом, со значительным числом ему преданных … было как бы откровение свыше (в деле) правления и власти гражданского, и все они незаметно и без принуждения, покорились ему как слабый сильнейшему, как необразованный просвещённому».

О том, какие разительные перемены произошли в Эндирее после прибытия сюда Султан-Мута, свидетельствуют слова Эвлия Челеби, который гостил у Султан-Мута: «Это город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворённых … его учёные обладают мудростью арабов и великими знаниями, искусные врачи здесь несравненны».

Как видим, прав был Дубровин, когда писал, что «появление Султан-Мута было как бы откровение свыше».

Об усилении роли Эндирея в политической жизни Кавказа свидетельствуют не только русские и восточные, но и ряд западных источников. Так, например, Якоб Рейнегс пишет:

 «Из всех Кавказских народов Андрие (Эндирей) за первейшее почитается, где каждый чужестранец и беглец находит себе защиту и прибежище, и для того стекается сюда великое множество людей из разных народов».

Согласно мнению известного дагестанского историка профессора М.-С. К. Умаханова: «Эндирейское владение в политической жизни Дагестана и Северного Кавказа в XVII веке играло всё возрастающую роль… Эндиреевцы в первой половине XVII века оказывали упорное сопротивление войскам иранских шахов, пытавшихся установить своё господство над Дагестаном».

В войсках Султан-Махмуда находились представители почти всех народов Северного Кавказа: кумыки, кабардинцы, чеченцы, аварцы, даргинцы, балкарцы, карачаевцы, лакцы, ногайцы, ингуши и многие другие. Они сражались, проявляя сплочённость и невиданный героизм. Об интернациональной сущности освободительного движения, возглавляемого Султан-Махмудом, и о всемерной поддержке, оказываемой ему народами Кавказа, говорит следующий факт. Особо приближённые сподвижники Султан-Махмуда приобрели некоторые преимущества и были освобождены от всех повинностей. Они составляли особый класс, первый в народе после князей, ставший известным под именем сала-узденей. Это дворянское сословие было образовано в основном из выходцев именитых родов Кабарды, Крыма, Аварии, Чечни, Балкарии, Карачая, Адыгеи, Кубани, Ногая, и т. д. Таковыми были выходцы из Салатавии: Абдурахмановы, Азнауровы, Канбулатовы, Казибековы (они же Умашевы), Паштовы, Раджаб-Аджиевы, Султановы (они же Ибрагимовы), Умар-Аджиевы и Баммат-Аджиевы из Балкарии, Тутушевы из Крыма, Качалаевы и Боташевы из Кабарды.

В одном из преданий говорится о том, что очень жестоко наказывал Султан-Махмуд тех, кто пытался разделить людей по этническим и расовым признакам. «Ни у кого из нас нет преимущества над другими, – говорил Султан-Махмуд. – Вы можете быть лучше или хуже другого лишь по одному признаку – лишь по тому, насколько лучше служите своему Господу – Всевышнему Аллаху, а во всём остальном это не ваша заслуга, а милость Творца».

В целях укрепления дружественных отношений между народами Султан-Мутом были заключены интернациональные браки. Он был женат на представительницах разных народов Кавказа – дочерях самых влиятельных на Северном Кавказе в то время феодалов: кабардинского князя Мудара Алхасова, аварского хана, кайтагского уцмия и на племяннице Алибека Кази-Кумухского.

Политическая деятельность Сутан-Мута, направленная на усиление общекавказского единства, несмотря на сильное противодействие не заинтересованных в этом великих соседних держав – России и Ирана, была довольно успешной.

Фактически на огромной территории Северно-Восточного Кавказа Султан-Мут создаёт подобие большого государственного образования-союза свободных независимых удельных владений, племён и общин, связанных между собой договорными обязательствами.

Данный союз имел огромное прогрессивное значение. Он способствовал укреплению дружественных, братских отношений между народами Кавказа, усилению содружества в военном отношении, торгово-экономическому сотрудничеству, взаимопроникновению и обогащению культур.

Религия Ислам была главной и основной нитью, связывающей народы в данном союзе.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.