
В статье дано описание старопечатных арабских книг библиотеки Шахшаевых из сел. Батлаич Хунзахского района. Коллекция представляет интерес сохранившимися редкими сочинениями дагестанских учёных и широким тематических разнообразием каирских, стамбульских и казанских изданий сочинений авторитетных учёных мусульманского Востока.
Селение Батлаич Хунзахского района в историческом прошлом представлял собой один из центров книжной культуры Дагестана. Этот малоизвестный факт подтверждается сохранившимися в селении частными собраниями арабских рукописей и старопечатных книг. Количество выявленных нами на сегодня батлаичинских арабских книжных коллекций 14. Известны имена учёных-арабистов, которые создавали эти уникальные библиотеки и передавали свои знания последующим поколениям [1]. Они сохранились благодаря бережному отношению потомков владельцев библиотек, которые в большинстве своём были преемниками своих отцов. В Батлаиче имеются тухумы учёных и кадиев. К ним относится и род Шахша-кади, известного в Дагестане муфтия [2] Аварии, участвовавшего в сражениях имама Шамиля. Он погиб в боях за Гергебиль в 1848 г., об этом сказано в сочинении Мухаммад-Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» [3]. Его сын Кади имел хорошее образование, был сведущ в арабских науках. Внук Шахша-кади Садрудин имел глубокие знания в арабистике, сохранил и пополнил для потомков богатую библиотеку деда и отца. Он родился 2-го рамазана 1314/5 февраля 1897 г. (запись на арабском языке в сборной рукописи №69 из библиотеки Шахша-кади). Арабскому языку и наукам он обучался у отца алима Кади, дальше продолжил образование у дагестанских алимов в Карахе, Цудахаре. Работал дибиром в сел. Моксох, Итля, Кудутль и Батлаич. Он изучил и переписал множество арабских сочинений, не был лишён и поэтического дара, писал стихи. Садрудин Шахшаев был связан дружескими отношениями с известным востоковедом-арабистом Магомед-Саидом Саидовым и народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадасой. В домашнем архиве хранятся фотографии, где он запечатлён с ними, фотографии с членами комиссии по составлению нового алфавита (23.05.1937 г.), в работе которой он принимал участие. Некоторые из этих снимков опубликованы Ш. М. Мухидиновым в книге «Батлаич и батлаичинцы» [4]. Библиотека Шахшаевых относится к одной из ценных и хорошо сохранившихся библиотек арабских сочинений в Батлаиче. Её отличительной особенностью является наличие большого количества печатных изданий, что не свойственно дагестанским книжным коллекциям. По наблюдению известного востоковеда М.С. Киктева доля арабских печатных книг в дагестанских библиотеках обычно колеблется в пределах 15–17% и очень редко поднимается выше 20% [5]. К исключению из правил можно отнести коллекцию Шахшаевых, в которой старопечатные арабские книги составляют почти половину библиотеки, количество печатных изданий – 79. В библиотеке хранятся книги, изданные в дагестанских, казанских, каирских и турецких типографиях. Книги характеризуются широким тематическим разнообразием, представлены сочинения богословской, научной и художественной направленности. Представляют интерес и маргинальные записи в старопечатных книгах: исторические, дарственные, о купле-продаже, владельческие и записи бытового характера. На примере этой книжной коллекции мы можем говорить не только о репертуарном спросе и интеллектуальных предпочтениях отдельных владельцев, но и об уровне образования и науки в дагестанском обществе в целом. Представляет интерес и вопрос комплектации библиотек арабских рукописей и старопечатных книг. Мы видим традиционные и продиктованные новым временем пути формирования книжных собраний [6].
Ниже мы приводим описание части старопечатных книг батлаичинской библиотеки Шахшаевых, изданных в дагестанских типографиях, а также привезённых из Казани, Бахчисарая, Египта и Турции.
Дагестанские издания
№5 Мухтар ас-Сихах مختار الصحاح – сокращённый вариант словаря арабского языка «Тадж ал-лугат ва сихах ал-‘арабиййа» تاج اللغة و صحاح العربیّة , известного под кратким названием «ас-Сихах» Абу Насра Исма‘ила бин Хаммад ал-Джавхари (ум. в 1002 г.) ابو نصر اسماعیل بن حمّاد الجوهری. Сокращение составлено Мухаммадом бин Аби Бакр бин Абд аль-Кадир ар-Разиمحمّد بن ابی بکر بن عبد القادر الرّازی . Составление словаря «Мухтар ас-Сихах» завершено в 760/1358–59. Издан в 1912 г. в Темир-хан-Шуре, в типографии «ал-Матба‘а ал-исламиййа» Мухаммада Мирзы Мавраева [7]. Первое издание.
№14 (сборник) 1. Диван ал-Маджнун دیوان المجنون(на шмуцтитуле – Диван ал-Кайс бин ал-Мулаввах دیوان القیس بن الملوّح ) – сборник стихов ал-Кайса бин ал-Мулаввах бедуинского поэта из племени бану Амир (ум. ок. 700 г.). Комментировал сочинение Абусуфьян Акаев. Переписал Газимухаммад, сын Мухаммада Али из Уриба [8].
2. Навабиг ал-калам نوابغ الکلام – сочинение Махмуда бин ‘Умар аз-Замахшари (ум. в 538/1144), محمود بن عمر الزّمخشری по грамматике арабского языка. Сборник издан в Темир-хан-Шуре, в типографии «ал-Матба‘а ал-исламиййа» Мухаммада Мирзы Мавраева, в 1329/1911 г. на средства Абусуфьяна Акаева. Имеются записи: Из книг Садрудина, сына Кади из Батлаича. Купил эту книгу в Шуре в 1332/1913 г. за 10 шахи [9].
№15 (сборник) 1. Тахмис ал-Хамзиййа تخمیس الهمزیّة – пятистишие шейха ‘Абд ал-Баки ал-Фаруки شیخ عبد الباقی الفاروقیна «ал-Касидат ал-хамзиййа фи мадх аль-хайр аль-бариййа» القصیدة الهمزیّة فی مدح الخیر البریّة известного египетского поэта Мухаммада бин Са‘ид ал-Бусири محمّد بن سعید البوصیری (ум. в 1296 г.). Касыда посвящена восхвалению достоинств Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
2. Тахмис ал-Хамзиййа تخمیس الهمزیّة – пятистишие шейха Салиха ат-Тамими شیخ صالح التّمیمیّна касыду, посвящённую восхвалению достоинств праведного халифа Али. Обе касыды переписаны в месяце джумада-л-ахир 1328/июнь 1910 г. Хасаном ад-Дагистани ал-Казаниши. Сборник издан в Порт-Петровске, в типо-литографии А.М. Михайлова при посредстве Мухаммада Хусейна Асадова.
№27 Фатава ал-Чухи فتاوی الچوخی– сочинение по вопросам шариата Мухаммада Али, сын Мухаммада Мирзы, сына Мухаммада Али, сына Хаджи Али, сына Маври ад-Дагистани ал-Чухи ан-Нахибаши ал-Маврави (1833–1888). Второе издание сочинения отца Мухаммада Мирзы Мавраева. Переписал Абдулатиф, сын Нурмухаммада из Накитля. Издано в Темир-хан-Шуре, в типографии «ал-Матба‘а ал-исламиййа» Мухаммада Мирзы Мавраева в 1326/1908–09 г.
№52 Динкузи دینقوذی – комментарий Ахмада бин Динкузи ар-Руми احمد بن دینقوذی الرّمی «Шарх Марах ал-арвах» شرح مراح الارواحк сочинению по грамматике арабского языка Ахмада бин Али бин Мас‘уд احمد بن علی بن مسعود «Марах ал-арвах». На полях помещён супракомментарий Давуда ал-Усиша к указанному сочинению – Хашийат Давуд ‘ала Шарх ал-Марах. Переписал Мухаммад, сын Хаджи Урдаш ал-Куллави (с. Коло)الکلوی 21 зу-л-ка‘ида 1328/25 ноября 1910 г. Книга издана в типографии «ал-Матба‘а ал-исламиййа» Мухаммада Мирзы Мавраева на средства купца Курбана, сына Абд аль-Кадира ал-Инхи الانخی. Запись: Книга передана в вакф мечети и медресе с. Батлаич матерью покойного Мухаммада, сына Кади Рукият.
№63 Вафийа фи шарх аш-Шафийа وافیة فی شرح الشّافیة – Комментарий Ахмада бин Мухаммад бин Абу Бакр бин Мухаммадبن محمّد احمد بن محمّد ابی بکر к сочинению по морфологии арабского языка «аш-Шафийа фи-т-тасриф» الشّافیة فی التّصریف Ибн ал-Хаджибаابن الحاجب (ум. в 1248 г.). Второе издание с супракомментариями Хасана из Кудали на полях. Переписал Муртазаали бин Мухамад аш-Шодроди ал-‘Убуди (Обода) 17 джумада-л-увла 1223/27 июня 1808 г. Книга издана в Темир-хан-Шуре, в типографии «ал-Матба‘а ал-исламиййа» Мухаммада Мирзы Мавраева, 26-го раби‘ ал-аввал 1333/28 января 1915 г.
Без номера (сборник) 1. Муссил ат-туллаб موصّل الطلّاب – комментарий шейха Халида бин Абдуллах ал-Азхари شیخ خالد بن عبد الله الازهری(ум. в 1499 г.) к сочинению о правилах спряжения арабских глаголов «Кава‘ид ал-и‘раб» قواعد الاعراب шейха Абу Мухаммад Абдаллах бин Йусуф (ум. в 1360 г.) شیخ ابو محمّد عبد الله بن یوسف (известного как Ибн Хишам ан-Нахвиййи ابن هشام النّحوی). Сочинение переписал Хасан из Большого Казанище [10] в месяце зу-л-хиджа 1330/ноябрь 1912 г. Книга издана в Темир-хан-Шуре, в типографии «ал-Матба‘а ал-исламиййа» Мухаммада Мирзы Мавраева, 1330/1912 г. на средства учёного Джалалуддина, сына Булата ат-Таргули ад-Дагистани. Первое издание. Владельческая запись – Из книг Мухаммада, сына Исхака ал-Моксохи. Затем эта книга перешла в собственность хромому Мухуме, сыну Гимбата, сына Чунка из Батлаича, когда он был кадием с. Моксох после её покупки за 20 курушей [11] в месяце раджаб 1338/ март 1920 г.
Бахчисарайское издание:
№17 (сборник) 2. Маса’ил ва ’аджвиба фи-н-нахв مسائل و اجوبة فی النّحو – вопросы и ответы по синтаксису арабского языка Мухаммада Али, сына Мухаммада Мирзы ад-Дагистани ал-Чухи. Переписал Абусуфьян, сын Кади Акай из Казанище в 1320/1902 г. Сочинение издано в Бахчисарае, в типографии «Тарджуман», 12 ноября 1902 г. Издатель – Мухаммад Мирза Мавраев. (Дозволено цензурою Санкт-Петербурга 5 августа 1902 г.). Запись: Из книг Садруддина из Батлаича.
Казанское издание:
№76 Рисалат байан ат-тарикат ан-накшбандиййа ал-ахмадиййа رسالة بیان الطّریقة النّقشبندیّة الاحمدیّة – сочинение о накшбандийском тарикате. Редактор – Шакир-джан ал-Хамиди ат-Тукави شاکرجان الحمیدی التکوی. Издано в Казани, в типографии братьев Каримовых, 1902 г. (Дозволено цензурой Санкт-Петербурга 6 марта 1902 г.)
Каирские издания:
Лексикография:
№4 (1) Лата’иф ал-лугат لطائف اللغة – тематический словарь арабского языка. Составитель – Ахмад бин ал-Лабабиди ад-Димашки احمد بن اللبابیدی الدّمشقی . Дата окончания словаря – мухаррам 1311/июль 1893. Словарь издан в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-‘амира аш-шарифа», оттиск печати типографии. Издаётся с разрешения шейх ал-ислама Джамала-афанди. В книгу вложены стихи, сочинённые сыном Йунуса из Батлаича на арабском языке 12 января 1893 г.
№122 (2, 4) ал-Камус ал-мухит القاموس المحیط– вторая и четвёртая части знаменитого словаря арабского языка шейха Мадждуддина Мухаммада бин Йа‘куб ал-Фийруз-абади аш-Ширазиمجدالدین محمّد بن یعقوب الفیروزابادی الشّیرازی (1326–1414). Словарь издан в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа». Год издания не указан.
Логика:
№12 (сборник) 1; Без номера (сборник) 1. Хаваши ‘ала Шарх ал-’Исагуджи حواشی علی شرح الایساغوجی– супракомментарий шейха Йусуфа бин Салим ал-Хафнави شیخ یوسف بن سلیم الحفنوی на комментарий «Шарх Исагуджи» شرح الایساغوجیЗакария ал-Ансари زکریا الانصاری к сочинению по логике Асируддина Муфаддал бин ‘Умар ал-Абхари اثیرالدّین مفضّل بن عمر الابهری «Исагуджи». На полях дан указанный комментарий. Йусуф ал-Хафнави завершил сочинение в пятницу, 14-го ша‘бана 1171/25 марта 1758 г. Издан в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-хайриййа», 1306/ 1888–89 г.
Без номера (сборник) 2. Хашийа ‘ала ас-Суллам фи фанн ал-мантик – حاشیة علی السلّم فی فنّ المنطقсупракомментарий шафиитского учёного, автора многочисленных трудов по догматике, праву, логике шейх ал-ислама Ибрахима ал-Баджури ابراهیم الباجوری(1783–1861) к комментарию Ахмада ад-Даманхури احمد الدّمنهوری (ум. в 1778 г.) на сочинение по логике «ас-Суллам ал-муравнак фи-л-мантик» السّلّم المرونق فی المنطق ‘Абдуррахмана ал-Ахдари عبدالرّحمن الاخضری (1512–1575). На полях имеются пояснения к тексту шейха Мухаммада ал-Анбаби. Издан в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-хайриййа» в 1306/1888–89 г. Запись: Из книг Кади, сына Пирбудага из Батлаича.
Тафсиры:
№4 (2), №46, без номера (3, 4) Хашийа ал-Футухат ал-илахиййа حاشیة الفتوحات الالهیّة – 4 части супракомментария шейха Сулеймана ал-Джамала سلیمان الجمل (ум. в 1790 г.) к комментарию к Корану двух Джалалов –шафиитского факиха Джалалуддина Мухаммада бин Ахмад ал-Махалли (ум. в 1459 г.) и его ученика Джалалуддина ас-Суйути (ум. в 1505 г.) «Тафсир ал-Джалалайн» в 8-ми томах. Полное имя автора супракомментария – шейх Сулейман бин ‘Умар бин Мансур ал-‘Уджайли ал-Азхари аш-Шафи‘и, известный как ал-Джамал شیخ سلیمان بن عمر بن منصور العجیلی الازهری الشّافعی المشهور بالجمل Полное название супракомментария – ал-Футухат ал-илахиййа битавдих тафсир ал-Джалалайн ли дака’ик ал-хафиййа الفتوحات الالهیَة بتوضیح تفسیر الجلالین للدَقائق الخفیَة. Дата написания – конец месяца зу-л-хиджжа 1196/ноябрь 1782 г. Первая и вторая части изданы в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-‘амира аш-шарифа», в 1302/1902 г. Первое издание. Записи: Из книг Хаджи (двух святынь) Мухаммада, сына Мухаммада из Батлаича. Затем она перешла в собственность Мухаммада, сына Газиява из Батлаича после ее покупки за 20 курушей. Имеется оттиск владельческой печати. Третья и четвёртая части изданы в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-‘амира», в 1303/1885–86. На полях 3-й части дан супракомментарий Сулеймана ал-Джамала к «Тафсир Ибн ‘Аббас», к комментарию к Корану ‘Абдаллаха б. ал-‘Аббас ал-Хашими (ум. в 68/687 г.), сына дяди Пророка (мир ему и благословение).
Фикх:
№45 (1, 2, 3, 4, 5) Хашийа шейх Сулейман ал-Джамал حاشیة شیخ سلیمان الجمل – супракомментарий шейха Сулеймана ал-Джамала к комментарию «Шарх ал-Минхадж» شرح المنهاجЗакария ал-Ансари زکریا الانصاری в 5-ти частях на сочинение по мусульманскому праву «Минхадж ат-талибин» منهاج الطّالبین крупного факиха и мухаддиса Йахйи бин Шараф Мухйиддин ан-Навави یحیی بن شرف محیی الدّین النّووی (1233–1278). На полях дан указанный комментарий. Вторая часть сочинения переписана в воскресенье 15-го раби‘ ал-аввал 1179/3 сентября 1765 г., третья и четвёртая – 12 джумада-л-увла 1184/5 октября 1770 г. Книги изданы в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа», в месяце ша‘бан 1305/апрель 1888 г.
№48 (1, 2) ал-Анвар ли а‘мал ал-’абрар الانوار لاعمال الابرار– сочинение известного азербайджанского учёного Йусуфа бин Ибрахим ал-Ардабили یوسف بن ابراهیم الاردبیلی (ум. в кон. ХIV в.) по мусульманскому праву с комментариями Хаджи Ибрахима на полях в двух частях. В книге содержится комментарий «Хашийа ал-Кумасра» حاشیة الکمثری к сочинению Йусуфа ал-Ардабили. Книги изданы в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа» Ахмада ал-Баби ал-Халаби, в месяце раби‘ ас-сани 1310/октябрь 1892 г., имеется оттиск печати типографии с датой 1306/1888 г. Записи: из книг Мухаммада, сына Кади из Батлаича.
Без номера (1, 2, 3, 4) Хашийа ал-Калйуби ва шейх ал-‘Умайра ‘ала Шарх ал-Махалли ‘ала-л-Минхадж حاشیة القلیوبی و شیخ عمیرة علی شرح المحلّی علی المنهاح– супракомментарий египетского учёного шейха Шихабуддина Ахмада бин Мухаммад ас-Салам ал-Мисри ал-Калйуби المصری القلیوبی شیخ شهاب الدّین احمد بن محمّد السّلام(ум. в 1659 г.) и шейха ал-‘Умайра شیخ عمیرة в 4-х частях к комментарию ал-Махалли ابو عبدالله محمّد بن احمد المحلّی (ум. в 1459 г.) «Канз ар-рагибин» کنز الرّاغبین на сочинение по мусульманскому праву «Минхадж ат-талибин» منهاج الطّالبین Мухйиддина Абу Закария Йахйи бин Шараф ан-Нававиمحیی الدّین ابو زکریا یحیی بن شرف النّووی (ум. в 1277 г.). В начале каждой страницы дан супракомментарий ал-Калйуби, в конце – супракомментарий шейха ал-‘Умайра . На полях сочинения дан указанный комментарий. Книги изданы в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа» в 1306/1888–89 г.
Без номера ал-Джуз’ ал-’аввал мин Тухфат ал-мухтадж ли Шарх ал-Минхадж – الجزء الاوّل من تحفة المحتاج لشرح المنهاجпервая часть комментария Ибн Хаджара ابن حجر(ум. в 1565 г.) (Шихабуддин Ахмад бин Мухаммад бин Мухаммад бин ‘Али бин Хаджар ал-Хайтамиشهاب الدّین احمد بن محمّد بن محمّد بن علی بن حجر الخیتمی) на «Минхадж ат-талибин» منهاج الطّالبین сочинение по мусульманскому праву Мухйиддина Абу Закария ан-Навави. Книга издана в 1303/1885–86 г.
Молитвы, заговоры:
№1 Фатх ал-малик ал-маджид فتح الملک المجید – сочинение о талисманах и заговорах египетского учёного шейха Ахмада ад-Дайраби аш-Шафи‘и شیخ احمد الدّیربی الشافعی, на полях дано сочинение «ал-Муджаррабат» المجرّبات (молитвы,) шейха Абу ‘Абдуллаха Мухаммад бин Йусуф ас-Сануси ал-Хасани شیخ ابو عبدالله محمّد بن یوسف السّنوسی الحسنی (1428–1490). Издано в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа» Мустафы ал-Баби и его братьев в конце мухаррама 1320/начало мая 1913 г., имеется оттиск печати типографии с датой 1306/1888–89 г. Записи: Из книг Умара, сына Дибира ад-Дагистани ал-Хунзахи.
№64 Рисала ад‘ийе – сборник молитв на турецком языке. Издан в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-‘амира» в 1287/1870 г.
Хадисы:
№62 (1, 2, 3) Сахих ал-Бухари صحیح البخاری1–3 части знаменитого собрания хадисов Абу ‘Абдуллаха бин Исма‘ил бин Ибрахим ал-Бухари ابو عبدالله بن اسماعیل بن ابراهیم البخاری. Конец сочинения отсутствует. Книги изданы в Каире, в 1289/1872–73 г.
№42 (1, 2) Иршад ас-сари Шарх ас-Сахих ал-Бухари ارشاد الساری لشرح صحیح البخاری – 1–2 части комментария известного хадисоведа и факиха Шихабуддина Ахмада бин Мухаммад бин Абу Бакр бин ‘Абд ал-Малик ал-Хатиб ал-Касталани (851–923) شهاب الدّین احمد بن محمّد بن ابی بکر بن عبدالملک الخطیب القسطلانی на сборник хадисов ал-Бухари. На полях «Шарх ан-Навави» – комментарий шейха ан-Навави на «ас-Сахих» имама Муслима. Шестое издание. Издана в Каире, в Булакской типографии «ал-Матба‘а ал-кубра ал-’амира» в 1304/1886 г.
№92 Мухтасар Тазкират ли-л-имам Аби ‘Абдиллах ал-Куртуби مختصر تذکرات للامام ابی عبدالله القرطوبی с комментариями Абу ал-Лайса ас-Самарканди ابو اللیث السّمرقندی – хадисы и предания о пророке Мухаммаде. В тексте сказано, что шейх ‘Абдалваххаб аш-Ша‘рани الشّعرانی عبدالوهّابсоставил извлечение из сочинения имама Абу ‘Абдаллаха Мухаммада бин Ахмад бин Абу Бакр ал-Ансари ал-Андалуси аль-Хазраджи ал-Куртуби ابو عبدالله محمّد بن احمد بن ابی بکر الانصاری الاندلسی الخزرجی القرطوبی (известный испанский учёный-хадисовед и толкователь Корана). На полях книги помещено сочинение «Куррат ал-‘уйун ва муфрих ал-калб ал-махзун» مفرح القلب المحزون قرّة العیون و ханафитского законоведа имама Абу ал-Лайса ас-Самарканди. Сочинение издано в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-хайриййа ал-‘амира», в месяце рамазан 1310/март 1893 г.
№121 (1, 3) ас-Сирадж ал-мунир би Шарх ал-Джами‘ ас-сагир السّراج المنیر بشرح الجامع الصّغیر – 1-я и 3-я части комментария египетского учёного, шейха ‘Али бин Ахмад бин Нуруддин Мухаммад бин Ибрахимشیخ علی بن احمد بن ал-‘Азизи ал-Булакиالبولاقی نورالدّین محمّد بن ابراهیم العزیزی к хадисам Джалалуддина ‘Абдуррахман бин Абу Бакр ас-Суйути بن ابی بکرالسّیوطی جلال الدّین عبدالرّحمن «ал-Джами‘ ас-сагир» الجامع الصّغیر. «Ал-Джами‘ ас-сагир» является сокращённым вариантом «ал-Джами‘ ал-кабир». На полях даны супракомментарии шейха Мухаммада бин Салим ал-Халватиشیخ محمّد بن سالم الخلوتی , известного как ал-Хафаниالحفنی . Книги изданы в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа», в 1312/1894 г.
Без номера ал-Джуз’ ал-’аввал мин Джам‘ ал-васа’ил фи шарх аш-шама’ил الجزء الاوّل من جمع الوسائل فی شرح الشّمائل– первая часть комментария шейха имама ‘Али бин Султан Мухаммад ал-Кари ал-Харави ал-Ханафи علی بن سلطان محمّد القاری الهروی الحنفی на сочинение «Шама’ил ан-наби» شمائل النّبی ((صلعم имама ал-Хафиза Абу ‘Иса Мухаммад бин ‘Иса бин Саврат бин Муса ат-Тирмизи الامام الحافظ ابی عیسی محمّد بن عیسی بن سورة بن موسی التّرمذی – описание благородных черт Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Сочинение снабжено комментариями шейха ‘Абд ар-Ра’уфа ал-Манави ал-Мисри شیخ عبدالرّؤوف المناوی المصری (1545–1621 г.). Редактор – Ибрахим бин Хасан ал-Файуми. Книга издана в Каире, в типографии Мустафы ал-Баби ал-Халаби и его двух братьев, в начале месяца зу-л-ка‘ида 1318/февраль 1901 г.
Богословие, суфизм:
№9 Хашийа шейха ‘Абдуллаха бин Ибрахим ал-Хиджази аш-Шаркавиعبدالله بن ابراهیم الحجازی الشرقاوی حاشیة شیخ – супракомментарий авторитетного египетского учёного-богослова нач. ХIХ в. на комментарий шейха Мухаммада бин Мансур ал-Худхуди شیخ محمّد بن منصور الهدهدیк сочинению по догматическому богословию «ас-Санусийа ас-сугра» السنوسیّة الصغری (другое его название – «Умм ал-барахин»امّ البراهین ) имама Абу ‘Абдаллаха Мухаммада бин Йусуфа ас-Сануси ابو عبدالله محمّد بن یوسف السنوسی (ум. в 1490 г.), известного богослова маликитского толка. Издан в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа», (оттиск печати египетской типографии с датой – 1306/1888–89 г.), в месяце раджаб 1321/сентябрь 1903 г. Редактор – известный египетский учёный, комментатор, автор богословских сочинений шейх Мухаммад аз-Зухри ал-Гамрави شیخ محمّد الزّهری الغمراوی.
№32 ‘Араис ал-вадихат ал-гарар الواضحة الغرار العرائس – комментарий египетского учёного, муфтия шейха ‘Абд ал-Хади Наджа ал-Абйари شیخ عبدالهادی نجا الابیاری (ум. в 1887 г.) к поэтическому сочинению «Джалийат ал-кадр» جالیة الکدر Сайида Джа‘фара ал-Барзанджи سیّد جعفر البرزنجی о героях битв при Бадре и Ухуде. Сочинение издано в Каире, в типографии «ал-Матба‘ ал-мисриййа ал-бахиййа» Мухаммада-афанди Мустафы, в нач. месяца раджаб 1299/19 мая 1882 г. Редактировал Ахмад бин Мустафа ал-Мактаби.
№41 (1, 2, 3, 4) Ихйа‘ ‘улум ад-дин احیاء علوم الدّین – 1-я четверть сочинения, 2-я, 3-я части сочинения Имама Абу Хамида Мухаммада бин Мухаммад бин Мухаммад ал-Газали بن محمّد الغزالی امام ابو حامد محّمدпо богословию. На полях сочинение «‘Авариф ал-ма‘ариф ли-л-‘ариф» عوارف المعارف للعارف шафиитского правоведа Шихабуддина Абу Хафс ‘Умар бин ‘Абдуллах ас-Сухравардиشهاب الدّین ابی حفص عمر بن عبدالله السّهروردی . В 4-й части содержатся комментарии из книг «Та‘риф ал-Ихйа’» تعریف الاحیاءшейха Мухйиддина ‘Абдулкадира бин шейх ‘Абдуллах محیی الدّین عبد القادر بن شیخ بن عبدالله и «‘Авариф ал-ма‘ариф» имама ас-Сухраварди. Книги изданы в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа» её владельцами Мустафой ал-Баби ал-Халаби и его братьями Бакри и Исой. Записи: Запись о том, что Садрудин купил этот третий том за 10 курушей в июле 1962 г. с помощью Усмана, сына Али Дибира из Кудутля.
№61 ал-Джуз‘ ал-’аввал мин китаб ал-Мизан ал-кубра аш-Ша‘раниййа الشّعرانیّة االکبری الجزء الاوّل من کتاب المیزان – первая часть сочинения египетского учёного ‘Абдулваххаба бин Ахмада аш-Ша‘рани عبد الوهّاب بن احمد الشّعرانی по мусульманской догматике. Дата написания – 966/1558 г. На полях даётся сочинение имама Мухаммада бин Абдуррахман ад-Димашкиالامام محمّد بن عبدالحمن الدمشقی «Китаб рахмат ал-’уммат фи ихтилаф ал-а’имат» فی اختلاف الائمّة کتاب رحمة الامّة. Редактор – ас-саййид Хаммад ал-Файуми. Издана в Каире, в типографии «ал-Матба‘а ал-‘амира», 15 джумада-л-увла 1306/18 января 1889 г.
№97 (1, 2, 3) ’И‘анат ат-талибин ‘ала хилли ’алфаз Фатх ал-му‘ин اعانة الطّالبین علی حلّ الفاظ فتح المعین – первая, вторая и четвёртая части субкомментария египетсткого учёного Абу Бакра Мухаммада аш-Шата ад-Димйати ابوﺒﮑرمحمّد الدّمیاطیّ الشّطا к сочинению «Фатх ал-му‘ин» по фикхи. «Фатх ал-му‘ин» является комментарием к сочинению «Куррат ал-‘айн би мухиммат ад-дин» قرّة العین بمهمّات الدّین. Автор двух названных сочинений – Зайнуддин бин ‘Абдулазиз ал-Малибари аш-Шафи‘и (ум. в кон. ХVI в.) زین الدّین بن عبدالعزیز الملیباری الشّافعی. На полях дано комментируемое сочинение. Первая часть завершена 29 зу-л-ка‘ида 1299/15 октября 1882 г., вторая и четвёртая – 12 ша‘бана 1299/2 июля 1882 г. IV издание. Книги изданы в Каире, 1-я и 2-я части – в типографии «ал-Матба‘а ал-майманиййа», 4-я – в типографии «ал-Матба‘а ал-’амириййа», в месяце раби‘ ал-аввал 1319/июнь 1901 г.
Турецкие издания
Таджвид:
№17 (сборник) Тухфат ал-’ихван تحفة الاخوان – сочинение ‘Абдулазиза ан-Накшбанди ал-Агташи عبد العزیز النّقشبندی الاغطاشی о правилах чтения Корана. Издано в Стамбуле, в типографии Хаджи Мухаррама-афанди ал-Буснави в конце месяца ша‘бан 1280/февраль 1894 г. Редактор – Хаджи Мустафа.
Логика
№10 ал-Фава’ид ал-Фанариййа الفوائد الفناریّة– комментарий Шамсаддина Мухаммада бин Хамза ал-Фанариمحمّد بن حمزة الفناری شمس الدّین (1360–1430) к «Эйсагоге» – сочинению по логике Асируддина Абхари. Издан в Стамбуле в типографии «ал-Матба‘а ал-‘усманиййа» компанией «Ширкат сахафийе ‘усманийе», директор типографии – Хаджи Ахмад Хулуси.
№87 Шарх ал-Исагуджи شرح الایساغوجی– комментарий турецкого учёного حاجّی علی بن محمّد الادیرنوی الرّومی الحنفیХаджжи ‘Али бин Мухаммад ал-Эдирнави ар-Руми ал-Ханафи, известного как Искиджи-заде اﺴﮑیجی زاده к сочинению по логике (переработка сочинения греческого автора Порфирия (VIв.) «Эйсагоге» Асируддина ал-Абхари). Издан в Стамбуле, в типографии «ал-Матба‘а ал-‘усманиййа», в 1310/1892–93. Запись: Из книг Кади, сына Пирбудага из Батлаича.
Без номера (2) Танбих ал-гафилин تنبیه الغافلین – автор шейх Абу-л-Лайс Наср бин Мухаммад бин Ибрахим ас-Самаркандиشیخ ابو اللیث نصر بن محمّد بن ابراهیم السمرقندی , сочинение по этике. На полях книги сочинение того же автора «Бустан ал-‘арифин»بوستان العارفین . Редактор – Абу Музхар ал-Хаджи ал-Хафиз Ахмад Тахир ал-Кунави ابو مظهر الحاجّی الحافظ احمد طاهر القنوی, бывший преподаватель университета Султана Абу Йазида. Издано в Стамбуле, в типографии «ал-Матба‘а китабхане-йе джахан», 13 зу-л-ка‘ида 1325/1907 г. Издатель – ар-Рашид-афанди الاوفجه وی.
№71 (сборник) 1. Сборник, состоящий из вирдов, мунаджат (ночные молитвы), касыд, частей Корана. Сборник издан в Стамбуле, в типографии «ал-Матба‘а ал-‘усманиййа» 1308/1890–91 г.
№57 (сборник) ал-Джилд ал-аввал мин Хашийа ас-Сайаликути ‘ала ал-Хаййали الجلد الاوّل من حاشیة السّیالکوتی علی الحیّالی – первый том супракомментария ‘Абдалхакима бин Шамсуддина ас-Сайаликути عبدالحکیم بن شمس الدّین السّیالکوتی супракомментарий Ахмада бин Муса ал-Хаййали на «Шарх ал-‘Ака’ид» ат-Тафтазани. Автором «ал-‘Ака’ид» – сочинения о тавхиде (наука о единобожии) является Наджмуддин Абу Хафс ‘Умар бин Мухаммад ан-Насафи. Записи: Из книг ученика ‘Али Хаджиява ал-Авари ал-Батлаичи. Издан в Стамбуле, в типографии издательской компании «Сахафийе-йе ‘усманийе», издатели Ахмад Джавдет и Мухаммад Амин.
Литература и примечания
1. См.: Мухидинов Ш. Батлаич и батлаичинцы. Махачкала, 2006. С. 34–58.
2. Муфтий – высшее духовное лицо, наделённое правом выносить решения (фетвы) по религиозно-юридическим вопросам на основе шариатских установлений.
3. Мухаммад-Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилёвских битвах. Махачкала, 1990. С. 44.
4. Мухидинов Ш. Батлаич и батлаичинцы. Махачкала, 2006. С. 37.
5.Киктев М.С. О каирских старопечатных книгах в дагестанских рукописных собраниях // Pax islamica. М., 2009. №2(3). С. 202.
6. Изучением арабской печатной книги в Дагестане успешно занимается востоковед-арабист М.Н. Османова. См.: Османова М.Н. Арабская печатная книга в Дагестане в конце ХIХ – начале ХХ века. Махачкала, 2006; Она же. Каталог печатных книг на арабском языке, выпущенных дагестанскими издателями в России и за рубежом в начале XX века (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН - Ф.15.Оп.1, Фонд М.-С. Саидова). Махачкала, 2008.
7. О нём см.: Исаев А.А. Магомедмирза Мавраев – первопечатник и просветитель Дагестана. Махачкала, 2003.
8. О нём см.: Исаев А.А. Замечательный катиб и переводчик из Дагестана: Газимухаммад из Уриба // Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала, 2011. Выпуск 2. С. 118–123.
9. Шахи – иранское по происхождению название монеты достоинством в 5 копеек.
10. Ныне – сел. Нижнее Казанище Буйнакского района.
11. Куруш – местное название денежной единицы достоинством в один рубль.
Патимат Алибекова
снс отдела литературы ИИЯЛИ ДНЦ РАН