Халиф Аль-Му’тасим би-Ллах в последние дни Багдада

12 Декабрь 2016
2267

Дорога в Багдад. Часть 4

В то время правителем этого укрепленного города, в котором осталось очень мало настоящих мужчин-воинов, и всего мусульманского халифата был тридцать седьмой и последний багдадский халиф из династии Аббасидов Аль-Му’тасим би-Ллах. Он был не только самым могущественным светским правителем исламского мира, но являлся также верховным духовным лидером всех мусульман на земле.

В биографических книгах, таких как «Тарих аль-хулафаъ» (автор Джалалуддин ас-Суюти) и «Аль-Бидая ва ан-нихая» (автор Ибн Касир) халиф Аль-Му’тасим би-Ллах характеризуется как достойный человек и справедливый правитель.

И в действительности, он был хорошим человеком, но допустил ошибку, которую не должен был допустить ни один мусульманский правитель. Он выпустил из своих рук бразды правления и тем самым потерял контроль над огромным мусульманским халифатом. Следовательно, в самый нужный момент он не смог объединить исламскую умму против самого опасного врага.

Для спасения уммы не было достаточно усердного выполнения халифом всех обрядов религии, проявление любви к неимущим и т.д., помимо этого, было необходимо бороться против тех, кто ослабил государство и армию. К сожалению, этот шанс был упущен. Он ошибочно предполагал, что весь исламский мир от Багдада до Магриба в Северной Африке, как один человек, поднимется на защиту своего халифа, и что он не позволит неверным захватить Багдад. Ни Аллах, ни правоверные мусульмане не позволят Багдаду попасть в руки гяуров.

Положение государственных органов в последние дни Багдада

Государственный аппарат был болен и так же слаб, как и армия. Правящая элита представляла собой просто силуэты тех или иных визиров и амиров, у которых не было других целей, кроме увеличения личного благосостояния, расширения власти и распространения своего влияния на как можно большее количество людей. Их не волновало развитие государства, ибо они были заняты своими делами и могли перегрызться друг с другом из-за участка земли, дома, должности, даже из-за одной простой невольницы.

Во главе этих бесполезных, порочных деятелей стоял главный визирь – предатель, продавший свою страну и граждан, вступив в сговор с врагами уммы. Этот аппарат визирей и амиров был, скорее, мечом, поднятым над головами мусульман, а не против врагов государства, ибо они поступали с народом так плохо, как не поступает самый жестокий хозяин со своими рабами.

Положение народа в последние дни Багдада

Как видно, в те дни положение народа – жителей Багдада и всего мусульманского государства – было незавидным. Однако нельзя сказать, что жители Багдада подвергались притеснениям со стороны халифа, хотя правящий класс с ними не церемонился.

На то время население Багдада, не считая жителей сел, расположенных в окрестностях города, составляло более трех миллионов человек, и Багдад по праву считался самым большим по численности населения городом во всем мире. Жители Багдада жили в роскоши и привыкли к удобствам, тишине и спокойствию, ибо у них не возникало особых проблем в связи с тем, что они проживали в столице огромного мусульманского халифата.

Никого из них не волновало сложившееся в городе и во всей стране положение. Кто придерживался религии, ограничился приобретением теоретических знаний, посещением коллективных намазов в мечети, чтением Корана и забыл, что кроме этого, у него имеются ещё обязанности перед Всевышним Аллахом и обществом, в котором он живет. А кто не придерживался религии, и это была большая часть жителей Багдада, жили ради своих страстей, наслаждений и в своё удовольствие: потребляли разнообразную еду, носили красивую одежду, держали при себе огромное количество прислуги, жили в больших дворцах, отдыхали в красивых садах.

Отдалившись от тех, кто читает Коран, жители Багдада слушали запретную музыку и песни, многие из них употребляли вино, воровали чужое имущество, притесняли слабых рабов Аллаха. Более того, на протяжении сорока лет они жили, не обращая внимания на те беды, которые постигли их братьев-мусульман в Афганистане, Узбекистане, Туркмении, Персии, Азербайджане и в других областях мусульманского мира из-за нашествия монголов. В Багдаде знали обо всем этом, но никто не делал даже попытки помочь своим братьям.

Они сидели спокойно, подобно человеку, у которого по соседству горит дом, и он думает, что пожар не перекинется на его дом, надеясь на деревянный забор. Исходя из всего этого, можно сказать, что жители Багдада заслуживали именно такую власть и таких визирей, а нашествие монголов на них выглядело, как наказание Аллаха (кара божья).

Наказание не заставило долго себя ждать, наступил час расплаты за пренебрежение бедами братьев-мусульман. Многочисленная армия монголов с присоединившимися к ним мусульманскими отрядами стояла у ворот Багдада. До этого Багдад своим бездействием помогал монголам против мусульман, а теперь эти же мусульмане помогают монголам под стенами города. Народ, который не думал ни о чём ином, кроме куска хлеба, и не заслуживал иного. Как говорят: пришла беда – отворяй ворота…

Это было для мусульманской уммы великим испытанием от Всевышнего Аллаха, как приводится в одной известной притче:

«Дочь предводителя монгол Хулаго однажды обходила Багдад (после его падения) и увидела группу людей, которые собрались вокруг одного человека. Она спросила о нем, и ей сказали, что это один из мусульманских ученых. Тогда она повелела привести его к ней.

Когда он предстал перед ней, она спросила его:

- Разве вы не веруете в Аллаха?

- Да.

- Разве вы не утверждаете, что Аллах оказывает поддержку победой тем, кому пожелает?

- Да.

- Разве Аллах не помог нам одолеть вас?

- Да.

- Разве это не означает, что мы любимее для Него, чем вы?

- Нет.

- Почему?

- Ты знаешь, кто такие пастухи овец?

- Да.

- Разве со стадом не бывают собаки?

- Бывают.

- Что делает пастух, когда некоторые овцы разбегаются и выходят из-под его подчинения?

- Насылает на них своих собак, чтобы вернуть их обратно и снова подчинить ему.

- Как долго эти собаки атакуют овец?

- Пока они разбегаются.

- Так вот, вы являетесь собаками Аллаха на Его земле, и пока мы, мусульмане, будем разбегаться от пути Аллаха и от подчинения Ему, вы будете за нашими спинами, чтобы мы вернулись к Нему, Всемогущ Он и Велик».

Все так и произошло: вскоре мусульмане вернулись к Всевышнему Аллаху – впервые монголы были наголову разбиты в битве при Айн-Джалуте.

Смотрите также:

Дорога в Багдад. Часть 1

Дорога в Багдад. Часть 2

Дорога в Багдад. Часть 3

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.