Последний Аббасидский халиф

7 Сентябрь 2022
11695

Вам наверняка довелось слышать о «несчастливой» цифре 13, которую в массах принято называть «чёртовой дюжиной» и которая на протяжении уже многих столетий обрастает всевозможными легендами. Естественно, это не более чем суеверие, предрассудок и пустое поверье, а это запрещено Исламом.

Но в исламской истории XIII век и вправду оказался трагичным. В 1258 году монгольские полчища разрушили цветущий, почти сказочный Багдад, а вместе с ним и последний арабский халифат. В этой резне по самым скромным подсчётам погибло до одного миллиона мусульман.

Таких громадных потерь Ислам ещё не знал, это было сродни цунами или землетрясению. Жителям Багдада это казалось концом света и концом всего, что им было привычно в этой жизни. Упавшее знамя Ислама подняли мамлюки, а затем и тюрки-османы, но падение Багдада навсегда останется черным днём в исламском календаре, кошмарным сном наяву.

Во главе последнего арабо-мусульманского халифата в то смутное время находился представитель Аббасидской династии ‘Абдуллах аль-Муста‘сим. Ему было суждено тщетно оборонять обречённый Багдад и стать последним Аббасидским халифом.

‘Абдуллах аль-Муста‘сим пришёл к власти в 1242 году, став преемником своего отца аль-Мустансира и 37-м халифом Аббасидов. На тот момент новоиспечённому халифу было около 30 лет. Аль-Муста‘сим, как и все халифы Аббасидов, относился к курайшитам-хашимитам по линии дяди Пророка ﷺ ‘Аббаса ибн Абдульмуталиба (да будет доволен им Аллах).

Недоброжелатели аль-Муста‘сима активно занимались профанацией его образа в глазах людей. Они обвиняли его в деспотизме и приписывали ему аж 700 женщин (наряду с наложницами) и 1000 слуг.

Для опровержения этой сказочной истории далеко ходить не надо, достаточно информации из Википедии. Но недалёкому человеку тяжело это объяснить, такие люди быстро заражаются фейками и живут ими. C тех далёких времён практически ничего не изменилось.

Моральный облик халифа аль-Муста‘сима был почти безупречным. Он был хафизом Корана, в чтении которого он усердствовал. Очевидцы говорят, что он своевременно совершал обязательные молитвы, соблюдал посты по понедельникам и четвергам и был щедрым человеком.

Все эти благодеяния он не переставал совершать, и будучи в должности халифа. Но как же так получилось, что аль-Муста‘симу не удалось защитить хорошо укреплённый город-миллионник от посягательства монголов? Почему халиф не смог оградить своих подданных и самого себя от трагедии? Этому способствовал комплекс причин, ниже мы расскажем о некоторых из них.

 

Медленная смерть

К началу правления аль-Муста‘сима Аббасидское государство уже пребывало в агонии. От некогда могущественного государства, которого страшилась Византийская империя, не осталось и следа. Это было уже не государство Абу Джафара аль-Мансура, отца-основателя Багдада, не государство Харуна ар-Рашида, имя которого прославилось как на Востоке, так и на Западе, и не государство Маъмуна, при котором занятие наукой считалось престижным делом. Государство Аббасидов медленно, но верно двигалось к своему краху. И это, к сожалению, естественный процесс для любого государственного устройства.

 

Неблагонадёжное окружение

Аль-Муста‘сим окружил себя неблагонадёжными людьми, которых по-хорошему стоило бы держать на расстоянии пушечного выстрела. Это была роковая ошибка халифа. Публицист Мустафа аль-Ансари так охарактеризовал это плачевное положение: «Вокруг него собралась плохая свита – вороватые министры, угнетатели-полицейские и малодушные военачальники».

Среди этих антинародных персонажей явно выделялся визирь Ибн аль-‘Алками, который в Багдаде был чужим среди своих. Именно он подстрекал главнокомандующего монгола Хулагу покорить Багдад. Ибн аль-‘Алками предал не только халифа, но и мусульман Багдада, которых он подтолкнул к гибели. С таким визирем и врагов не надо.

 

Беспечность халифа

Будучи хорошим человеком, аль-Муста‘сим не был хорошим халифом. Бывает и такое. Хороший человек – не профессия. Халиф – должность управленца, и тут важны определённые качества, которыми аль-Муста‘сим не обладал.

Он находился у власти целых 16 лет, и этого срока вполне достаточно, чтобы подготовить дееспособную армию, но этого не произошло. Когда угроза пришла извне, у воинов халифа не оказалось боевого духа, а у народа – элементарной веры в успех.

Битва была проиграна ещё до её начала. Возможно, халиф верил в непробиваемость стен Багдада, но это была слепая вера. Ибн Касир передаёт, что при осаде Багдада одна из стрел монголов залетела в покои халифа и смертельно ранила его наложницу, которая в это время исполняла перед ним танец.

На этой стреле была следующая надпись: «Когда Всевышний желает исполнить какое-либо дело, то забирает разум у обладателей разума». Но даже после этого случая халиф не опомнился, а продолжил верить…

К чему эта вера привела, мы уже постфактум знаем – к падению Багдада и концу пятивековой династии Аббасидов. Это было большим потрясением для исламской уммы и лично для халифа аль-Муста‘сима, на глазах которого убили двух его сыновей.

Морально халиф уже был убит, а физически его до смерти затоптали озверевшие монголы. Последний Аббасидский халиф стал жертвой собственной беспечности, но при этом удостоился мученической смерти шахида. Отмучился.

Мурад Гайдарбеков,

Центр исторических исследований «Врата истории»  

 

 

Смотрите также:

Аббасидский халифат во времена правления Абу Джафара Аль-Мансура

Аббасидский халифат в эпоху Харуна Ар-Рашида

Султан Тогрул-бек – спаситель аббасидского халифата

Планы Хулагу по разрушению Аббасидского халифата

Как главный визирь халифата готовил Багдад к «обороне»

Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.