Великий имам Шамиль. Тарикатский шейх и ученый, полководец и политик

3 Февраль 2010
3777

Учиться у праведных предков

Имам ШамильКак сказал один из великих людей, нет будущего у народа, который не помнит свою историю. К этому можно добавить, что нет будущего и у тех, кто не стремится изучать свою историю. В полной мере это относится и к нам, дагестанцам. Имея богатую историю, славных предков, мы не можем похвастаться, что хорошо знаем свою историю, что на должном уровне у нас и преподавание истории родного края. Осветить эти проблемы и поговорить об истории нашего края на примере одного из самых славных сынов Дагестана - имама Дагестана и Чечни, тарикатского шейха Шамиля мы попросили заведующего кафедрой истории Дагестанского исламского университета Мурадуллу-хаджи Дадаева.

– Мурадулла-хаджи, в разные периоды истории личность имама Шамиля оценивалась по-разному. С чем это связано?

– Нужно отметить, что личность имама Шамиля, его деятельность имеет неоднозначную оценку с современных ему пор. Были такие дагестанцы, которые не понимали сути его дел, осуждали его, писали гневные стихи в его адрес. Естественно, были и те, кто восторженно отзывался о нём как в те годы, есть они и в наше время. Хочу отметить, что те или иные исторические деятели, в угоду своих целей, пытались использовать имя имама. Так поступали революционеры в начале XX века: в равной степени меньшевики и большевики, клерикалы и другие. Нажмутдин Гоцинский объявлял себя его преемником, революционер Махач Дахадаев (женатый на внучке имама) претендовал на это не в меньшей степени. И тот, и другой славным именем имама Шамиля пытались привлечь на свою сторону как можно больше людей. Когда у государства такая необходимость отпала, адепты истории, такие как Фадеев, Багиров и другие принялись очернять всё, что связано с именем имама. Его беспочвенно стали называть английским шпионом, турецким агентом и т.д. Но началась Великая Отечественная война, и опять понадобилось поднимать дух народа. С этой целью начали эксплуатировать имя имама. Был организован сбор средств для конной кавалерии и на строительство танковой дивизии имени имама Шамиля. На эти цели простые труженики Дагестана не жалели своих сбережений, женщины для этого отдавали золотые украшения. Война окончилась, отпала необходимость и в имаме. Опять полилась грязь на его чистое имя. В этом кто только не преуспел. Правда, лучшие из них потом в этом покаялись и публично извинялись за это. Также следовало бы поступить и иным автора, которые в угоду политической конъюнктуры писали неправду о нём.

– Сейчас, когда нет необходимости писать о нём в угоду кому-либо, какую оценку можно дать деятельности имама Шамиля?

– Если говорить об отношении к нему со стороны простых людей, то можно смело сказать, что у них он всегда вызывал симпатию и понимание. Большинство тех, кто хоть мало изучил деятельность имама, отзываются о нём в положительных тонах. Даже такие большие атеисты, основоположники научного коммунизма как Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили национально-освободительную борьбу горцев, под руководством имама. В небольшой беседе трудно подробно описать все качества имама Шамиля, дать полную оценку этой личности. Он проявил себя как блестящий полководец, мудрый руководитель, он был учёным (алимом) с глубокими знаниями, политиком и стратегом, и наконец он наследник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Никогда не прекращавший самообучение, он много внимания уделял образованию, изучению горцами науки. Особой отличительной его чертой была любовь к справедливости, имам не допускал проявления несправедливости ни себе, ни другим. Наверное, это его качество помогло построить ему имамат на твёрдых основах Шариата. Об этом писал большой учёный тех лет Муртазали аль Уради. Он в своей книге доказывает, что имамат был полностью построен на Шариате. Имамат Шамиля был близок к халифатам четырёх праведных халифов и халифату Умара ибн Абдель-Азиза. Всевышний дал имаму Шамилю силы и возможность построить шариатское государство.

– Почему всё-таки слабо изучена тема кавказской войны? Как можно популяризировать славные страницы нашей истории?

– Во время и после кавказкой войны несколько дагестанских учёных написали труды по современной для них теме . Например, Мухаммад-Тахир аль Карахи написал известную книгу под названием «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах». Курбанали из Ашильта, Исхак из Урма тоже написали труды по этой теме. К сожалению, кроме книги Мухаммад-Тахира и маленькой брошюры Абдурахмана сына Джамалуддина, другие до нас не дошли. И то эта книга, которую мы сейчас можем прочесть издана в сокращённом, отредактированном варианте. Цензура не позволила в начале издать её полностью, а затем полная версия была утеряна. Можно сказать, что в наше время тема кавказской войны не вызывает, к сожалению, повышенного интереса у профессиональных историков. Студентам, простым людям эта тема интересна, но нет соответствующей литературы, пособий, учебников. По этой причине и отстаём в изучении родного края. По словам досточтимого шейха Сайида-афанди из Чиркея, изучение истории Дагестана для нас, дагестанцев, является обязанностью. Особенно углубленно надо изучать историю времён трёх имамов. Если бы светские учёные начали глубже изучать тему кавказской войны (а они это могут), то следом за ними потянулись бы и алимы. В итоге мы могли бы, наконец, приступить к изданию всеобщей истории Дагестана.

– Проблема неизученности коснулась не только ведь эпохи имама Шамиля, есть совершенно неисследованные пласты нашей истории. Например, кто сейчас знает о разгроме царских дружин в 1605 году эндиреевским князем Султанмутом? И таких неизученных страниц истории у нас много.

– Да, много есть ещё «белых пятен» в нашей истории. Некоторые моменты изучены поверхностно, другие вовсе замалчиваются, а есть и те, о которых историки пишут необъективно, домысливают исторические события. К сожалению, от необъективности невозможно застраховаться. У советских учёных есть труды по истории, но у них обязательно бывают комментарии, не всегда точные, их труды подвержены искажениям, в угоду политической и другой конъюнктуре. Могу сказать, что на сегодняшний день у советских учёных нет объективной истории Дагестана. А ведь эта тема на самом деле, очень интересна, есть много неизученного. Например, история Ислама в Дагестане, история сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в нашем краю и т.п. Хотя в прошлом наши предки и писали исторические хроники («Анжи наме», «Дербент наме» и много других), сейчас они не систематизированы, не собраны под обложкой одной книги, порою даже не переведены. Эти и другие интересные книги по нашей истории хранятся в рукописном фонде, но к ним затруднён доступ. Для пользы дела хорошо бы эти исторические хроники хотя бы издать на современном общедоступном языке.

– Мурадула-хаджи, ты как историк, какие выводы мог бы извлечь из примеров наших славных предков? Нам, их потомкам, чему надо учиться у них?

– С молодых лет у имамов Газимухаммада и Шамиля были симпатии к тарикату, шейх Исмаил Ширвани дал им иджазу (право на наставничество). Впоследствии люди приходили к ним за вирдом (задание, которое шейх даёт своим мюридам) и улицы были полны ими. Отличительной чертой наших праведных предков было стремление распространять религию Аллаха - Ислам. Они прилагали максимум усилий в деле распространения науки, образования. Повсеместно открывались исламские учебные заведения – медресе. Алимов и преподавателей медресе освобождали от участия в военных действиях, их берегли. Такое отношение к образованию дало свои плоды. По подсчётам некоторых исследователей, во времена имама Шамиля у одной шестой части населения было высшее образование, а одна треть имела среднее образование. Люди тех лет поголовно были грамотными, все умели читать и писать. Имам Шамиль прекрасно понимал ценность образования, и он не достиг бы таких успехов, будь народ неграмотным. Вот пример из истории, когда великий полководец, освободивший мусульман от крестоносцев, Салах-ад-Дин Айюби своих воинов и свой народ обучал знаниям, наукам. Ценность науки в мирное время не становится менее актуальной, и поэтому главной нашей обязанностью является изучение наук, стремление к знаниям. Любовь к Родине – это обязанность мусульманина. В хадисе говорится, что любовь к Родине – часть веры. Для нас жизнь имама Шамиля, который защищал Родину, распространял Ислам, является достойным примером для подражания. В нём была стойкость и упование на Аллаха (таваккал). Эти черты развивать надо бы и нам.

– Баракалла за интересную беседу.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.