Осман Ибн Эртугрул – основатель османского государства Часть 2
Воссев на престоле сельджукского государства, Осман первым делом дал указание упоминать своё имя в пятничной молитве. Затем все наместники областей прибыли к нему, и каждый из них подтвердил свою преданность новому султану. Осман, в свою очередь, возвеличил их и стал налаживать с ними тесные дружественные связи. С этой целью он женил своего сына Орхана на дочери одного из сельджукских наместников.
Затем Осман приступил к расширению территорий своего государства. Для этого он отправился в поход на крепости Измит и Изник. Но Осману не удалось взять их, и он вернулся обратно в свою столицу.
После возвращения из похода Осман некоторое время держал паузу и приводил в порядок дела государства. Но как только в делах наступила стабильность, он начал подготовку к новой военной экспедиции. По этому поводу он отправил правителям Византии и Малой Азии письма, в которых предлагалось выбрать одно из трёх его предложений: принятие Ислама, выплата джизьи, война.
Некоторые из них приняли Ислам и примкнули к Осману, другие согласились выплатить джизью, а остальные, надеясь на помощь монголов, отказались от условий, предложенных Османом, и выбрали войну. Видимо, они предполагали легко расправиться с Османом ибн Эртугрулом, как это было с его предшественником Алауддином Кей-Кубадом.
Учитывая всё это, Осман собрал огромное войско и, поставив в его главе своего сына Орхана, отправил покорять тех, кто отказался принять Ислам или выплатить джизью. Вместе с Орханом отправилось немалое количество примкнувших к Осману византийских командиров. В этом походе Орхан смог легко разбить монгольскую армию и их союзников.
Воодушевлённый быстрой и лёгкой победой, Орхан поспешил дальше, к городу Бруса (Бурса). В 1317 году (717 году по хиджре) он прибыл в Брусу и осадил город. Орхан держал его в осаде около десяти лет, пока Бруса не сдалась. Несмотря на то, что город не сдавался и долгое время оказывал ожесточённое сопротивление, Орхан благородно поступил с защитниками и жителями города.
Когда правитель Брусы увидел хорошее отношение к жителям города со стороны завоевателей и благой нрав вошедших в город мусульманских войск, он объявил о принятии Ислама. За такой смелый шаг Султан Осман пожаловал ему титул бега. В дальнейшем он стал одним из известных командиров османского государства. («Тарих Ад-Давля Аль-‘Усмания»)
Следуя указаниям своего отца Османа, Орхан продолжил военную экспедицию вглубь территорий Византийской Империи. Стремление к джихаду, с одной стороны, и знание общественно-политического положения этого региона – с другой, помогали Орхану в выполнении указаний своего отца.
Таким образом, завоёвывая новые территории одну за другой, Орхан продвигался к своей заветной цели. Для достижения этой цели он первым делом отрезал византийские области этого региона друг от друга и тем самим ослабил их сопротивление, что намного облегчило ему продвижение. Во всём Орхан следовал политике, которую определил его отец Осман и которая заключалась в ведении боевых действий с любым враждующим государством на их территории. При этом война проводилась методом продолжительных осад, а на всех завоеванных территориях размещаюлись крупные военные гарнизоны, что полностью исключало возможность возникновения бунтов и восстаний.
Благодаря доброму отношению со стороны Орхана и других мусульманских наместников, назначенных им на завоёванных османами землях, многие жители этих территорий массово принимали Ислам. Молниеносные завоевания османами всё новых и новых территорий вынуждали их противников волей-неволей заключать союзнические договоры против них.
Итак, после осады османскими войсками Кубрихисара, сдачи его правителя, затем удушающей осады Изника правитель Брусы заключил союз с соседними территориями и договорился с ними напасть на новую столицу молодого Османского государства Эскишехир. Тем самим они планировали полностью покончить с государством Османа ибн Эртугрула.
Однако бдительность Османа не позволила этому случиться. Пока его враги строили планы нападения на Эскишехир, Осман сам во главе большого войска вышел против них. Огромная османская армия встретилась с противником у крепости Каюнхисар. В этом сражении Осман не ограничился разгромом союзных войск, а стал преследовать их, пока не встретился с ними на поле боя ещё раз в местности Димбоз. На этом месте состоялось второе сражение, в итоге которого союзники были наголову разбиты, правитель Кестеля был убит, а правители Брусы и других городов спаслись от неминуемой смерти бегством.
После этой убедительной победы над своими врагами Осман ибн Эртугрул вернулся в столицу и некоторое время провёл в спокойствии, не ведя активных военных действий. В 717 году по хиджре султан Осман закончил недалеко от города Бруса (Бурса) строительство двух больших крепостей. Командиром одной из крепостей он назначил своего племянника Ак Тимура, а другой – одного из своих мамлюков.
Затем, оставив на сына Орхана дела государства, Осман вышел в поход в направлении крепостей Балбенги (Balbengi) и Гадерлик (Gaderlik). Взяв без боя обе крепости, Осман двинулся дальше и также без боя покорил Якиджахисар, Акхисар и Текфур-Букари. Присоединив все завоёванные территории к своему государству, Осман поспешно вернулся в столицу.
В следующий поход – к крепости Караджайш – он отправил своего сына Орхана вместе с несколькими высокопоставленными командирами и большой армией. После недолгой осады Орхан взял крепость и продолжил завоевание прилегающих территорий. Вскоре османская армия взяла город Тузбазар, крепость Каратукбе и другие земли этого региона. Эта экспедиция Орхана завершилась взятием важного города Изник.
В то время, когда Орхан был занят завоевательными войнами, Осман ибн Эртугрул серьёзно заболел. Вскоре до Орхана дошла весть о болезни отца, и он спешно вернулся в столицу. Как только Орхан прибыл в город, он предстал перед своим отцом. Осман сделал сыну много полезных наставлений и завещал сохранить созданное им османское государство, хорошо относиться к народу, стремиться всегда соблюдать справедливость и правосудие среди народа.
Умер Осман ибн Эртугрул ибн Сулейманшах, проправив великой империей в течение 27 лет, которые он провёл в джихаде и строительстве сильного халифата. За эти годы Осман превратил своё государство из маленького эмирата в великую державу, которая в дальнейшем стала покровителем мусульман и пристанищем правоверных. Поэтому все османские султаны гордились им и относили к Осману создание их государства.
Осман ибн Эртугрул был примером справедливости для всех правителей. В легендах передаётся, что Эртугрул назначил своего сына Османа кадием города Караджихисар после его завоевания у византийцев в 1285 году (684 год по хиджре). Однажды к нему на суд пришли два человека: один из них – мусульманин-турок, а другой – византиец-христианин. Осман вынес судебное решение в пользу византийца.
Христианин очень удивился этому поступку мусульманского кадия и спросил Османа: «Как получилось так, что ты вынес решение в мою пользу, когда я являюсь для тебя иноверцем?» На это Осман ответил: «Как же я могу не решить дело в твою пользу, когда Всевышний Аллах, которому мы поклоняемся, говорит:
إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الْأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُمْ بَيْنَ النَّاسِ أَنْ تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ
(смысл): "Поистине, Аллах повелевает вам (о те, кто уверовал) возвращать доверенное имущество владельцам его, и (также Он повелевает) когда вы судите среди людей, то судить по справедливости"» (сура Ан-Ниса: 58). Такие действия исламского кадия произвели на византийца большое впечатление, и он сразу объявил о принятии Ислама.
Осман также хорошо относился к бедным, неимущим людям. Говорят, он покупал различные продукты, яства и сласти и каждые три дня готовил для бедняков еду и накрывал им огромный стол, за которым угощались все желающие. («Аль-‘Усманийюн фи ат-тарих ва аль-хазара»)
Таким образом, он израсходовал всё своё имущество, и у него на момент смерти не осталось ничего кроме боевого коня, кольчуги, меча и некоторых предметов одежды. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)
Также остались переданные им в качестве вакуфа огромные табуны лошадей и отары овец, которые на протяжении долгих лет приносили приплод.
Таким великим человеком был основатель османского халифата Осман ибн Эртугрул ибн Сулейманшах Ат-Туркмани.
Смотрите также:
Осман Ибн Эртугрул – основатель османского государства. Часть 1