Биография Хасана-Афанди

29 Сентябрь 2018
8845

Хасан-Афанди, сын Мухаммада-хаджи – выдающийся шейх, учёный и общественно-религиозный деятель Дагестана. Родился он примерно в 1852 году (1268-1269 г. х.) в бедной семье Мухаммада-хаджи в с. Кахиб.

Его отец умер при возвращении из хаджа и похоронен в г. Джидде, неподалёку от могилы праматери Хавы. Хасан-Афанди на тот момент был грудным ребёнком. Воспитанием Хасана занялась его мать Зубайдат, которая была очень праведной и проницательной женщиной.

В семь лет Хасан-Афанди сам решил научиться чтению Корана, а затем стал изучать исламские науки у учёного своего села – кадия Хасанбека. Утром он брал уроки, затем отправлялся пасти скот, взяв с собой книги.

Целый день он проводил за книгами, а вечером, вернувшись с пастбища, не выходил играть с детьми, как это принято, а записывал пройдённый урок. Таким образом, он старался не тратить время попусту. Он очень усердствовал в приобретении знаний, спал только непродолжительное время, и даже не укрывался одеялом, чтобы легче было встать в предрассветное время.

Он также получал знания и у других учёных своего времени. Так он стал одним из самых грамотных и образованных учёных своего времени, и его книги, о которых будет сказано ниже, свидетельствуют об этом.

По достижении совершеннолетия он стал канатоходцем. Причиной этого стало то, что его мать, когда ещё была беременной им, увидела искусного канатоходца, после чего пожелала, чтобы и её сын был таким же искусным и ловким. Дабы обрадовать сердце матери, Хасан-Афанди стал канатоходцем, равных которому в этом деле не было. Однако, нет сведений о том, как он научился этому делу.

Ходя по канату, он наставлял и увещевал людей, и напоминал им о неминуемом прохождении через мост Сират. Однажды Хасан-Афанди пришёл в селение Кулецма, чтобы ходить по канату. Взбираясь на канат с шестом, он громко повторял «Аллах». После этого местные дети начертили на земле линию и стали так же ходить по ней, громко говоря «Аллах».

Это заметил один из приезжих и спросил у них, чем они занимаются. Дети рассказали, что приезжал канатоходец, который запрыгивал на канат, произнося имя Аллаха, и что они подражают ему. Тогда приезжий сказал: «Это не просто канатоходец, это святой (вали), иначе вы не стали бы тут же повторять за ним».

Хасан-Афанди много плакал, когда ходил по канату, вспоминая мост Сират, что заставляло плакать и других. Он был скромным, мягким, кротким человеком, за что его прозвали «Хильми», то есть «кроткий».

Покончив с канатоходством, Хасан-Хильми вплотную занялся изучением исламских наук у видных учёных своего времени. Он превзошёл в знаниях своих сверстников, выучил наизусть небольшие книги (матны), и когда ему задавали какой-нибудь вопрос, он отвечал на него, указывая ссылки на книги, конкретно на том, страницу и т.д.

Как-то раз, когда Хасан-Афанди находился в одном селе на обучении, он отправился к одному из мюридов Абдуррахмана-Афанди, чтобы взять у него урок. Он увидел этого мюрида, исполняющим сердечный зикр, как это принято у суфиев накшбандийского тариката.

Между ними случился разговор на эту тему, и тогда мюрид сказал: «Если хочешь, я укажу тебе на того, кто доведёт тебя до степени сердечного зикра», – и рассказал ему о шейхе Абдуррахмане-Афанди. После этого Хасан-Хильми сильно возжелал встретиться с этим шейхом.

В ту ночь он совершил молитву истихару об обучении у этого шейха. Во сне он увидел, что мечеть переполнена белой тканью, а из места совершения омовения в мечеть течёт чистая вода. Он растолковал сон, как благое знамение, что он вступит под наставничество шейха из Асаба.

Рано утром он отправился к шейху, тот встретил его очень радушно и приветливо, не скрывая своей радости по поводу прибытия Хасана-Хильми, и сказал: «Я никогда не радовался в своей жизни больше, чем в этот день».

Абдуррахман-Афанди сказал так, потому что видел благодаря своей проницательности (фираса), что Хасан-Хильми станет его преемником и обновит тарикат в Дагестане, а его книги принесут огромную пользу мусульманам как в Дагестане, так и во всём мире.

В одном из хадисов сказано: «Бойтесь фирасы, то есть проницательности верующего, потому что он смотрит светом (нур) Аллаха». (Тирмизи)

Абдуррахман-Афанди научил его рабите и способу чтения истигфара и салавата по методу накшбандийского тариката. Исполнив это задание, Хасан-Афанди тут же ощутил живость сердца, через несколько дней он снова отправился к шейху, и тот обучил его сердечному зикру.

Таким образом, шейх из Асаба довёл его до степени «муракаба сирри». После этого он дал ему абсолютное разрешение среди учёных и старших мюридов на обучение накшбандийскому тарикату.

Он рассказал людям о его высокой степени, что привело Хасана-Хильми в смущение и стеснение. Он очень не желал, чтобы ему дали разрешение на наставничество, так как не считал себя достойным этого. Он говорил, что, если бы не обязательность подчиняться велениям шейха, то он не принял бы от своего наставника это разрешение.

Хасан-Афанди стал скрывать от людей, что имеет разрешение на наставничество, он полностью отказался от мирского, жил очень бедно и носил только старую одежду. Так продолжалось семь лет.

Абдуррахман-Афанди узнал об этом, позвал его к себе и сказал: «Я сделал тебя своим наместником и наместником Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)», – и в настойчивой форме повелел ему наставлять людей на истинный путь.

Хасан-Хильми пытался уговорить шейха снять с него эти полномочия, однако шейх был непреклонен. Он повелел ему снять свою старую потрёпанную одежду, облачиться в красивое новое одеяние и заняться наставлением людей на истинный путь. После чего Хасан-Афанди был вынужден принять это дело.

После этого слава Хасана-Афанди распространилась по всей округе, к нему стали стекаться люди со всех концов Дагестана, чтобы поступить под его духовную опеку.

Когда Хасан-Афанди стал уже довольно популярным и известным, его шейх Абдуррахман-Афанди решил отправиться в хадж.

Он вверил Хасану-Афанди все свои дела, объявил его своим преемником и отправился в хадж. На обратном пути после исполнения обрядов хаджа он покинул этот мир в г. Джидде, где и похоронен.

После смерти своего устаза Хасан-Афанди отправился к Шуайбу-Афанди, дабы стать его мюридом. Несмотря на то, что он уже имел разрешение на наставничество, Хасан-Афанди ничуть не возгордился, а наоборот, проявил себя как самый скромный мюрид.

Шуайб-Афанди довёл его до степени «машраб Мухаммадийя», после чего также вручил ему разрешение (иджаза) обучать накшбандийскому тарикату. Затем он также покинул этот мир.

Следующим шейхом Хасана-Афанди стал его давний знакомый, великий шейх трёх тарикатов Сайфулла-кади. Он довёл Хасана-Хильми до наивысших степеней тариката и передал ему разрешение на наставничество в трёх тарикатах: накшбандийском, шазилийском и кадирийском.

Также он дал ему разрешение (иджаза) обучать по многочисленным книгам практически во всех отраслях исламской науки. Всё это подробно изложено в книге Хасана-Афанди «Аль-Бурудж аль-мушайяда».

Сайфулла-кади покинул этот мир в 1919 г. Перед смертью он очень желал встретиться с Хасаном-Афанди, говоря: «Ох Хасан, всё-таки не увидел я тебя (перед смертью). Да соберёт нас Аллах вместе в Раю!». Однако Всевышний предопределил, что они не успели встретиться, Сайфулла-кади перешёл в иной мир и был похоронен в селе Верхнее Казанище.

Таким образом, после смерти Сайфуллы-кади, Хасан-Хильми стал самым известным истинным шейхом в Дагестане. Он стал обучать людей накшбандийскому и шазилийскому тарикатам, но не кадирийскому.

Это можно объяснить двумя причинами: во-первых, в отличие от двух других тарикатов, у него не было письменного разрешения на обучение кадирийскому тарикату, но было устное разрешение, которое было дано в присутствии группы учёных и знатных людей.

Несмотря на то, что по правилам тасаввуфа он и имел право заняться обучением этому тарикату, он всё же решил проявить учтивость и не стал обучать ему, так как у него не было письменного разрешения.

Во-вторых, кадирийский тарикат – это довольно трудный путь духовного развития, в нём существуют задания и практики, которые простые люди нынешних времён не смогли бы вынести, по этой причине Хасан-Афанди решил ограничиться двумя другими тарикатами, которых вполне достаточно для тех, кто желает познать Аллаха и очистить свои сердца.

Продолжение следует…

Ибн Хадж Аль-Гидатли

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.