Абу Аюб Сулейман ибн ‘Абдульмалик ибн Марван ибн Аль-Хакам родился в Медине, но вырос в Шаме. Его избрали халифом (по присяге) в день смерти его брата Аль-Валида в 96 году по хиджре.
Мать Сулеймана звали Валляда бинт Аль-‘Аббас, и Аль-Валид ибн Абдульмалик был его родным братом. Во времена правления Аль-Валида Сулейман был его визирем и самым близким советником.
Сулейман ибн Абдульмалик считается одним из самых достойных омейядских халифов. Отец старался дать ему хорошее воспитание и научить его основам управления государством, поэтому Сулеймана всегда ставили в пример.
Абдулмалик ибн Марван уделял особое внимание воспитанию своих сыновей в духе Ислама. Несмотря на свою постоянную занятость важными государственными делами, он находил время лично заниматься своими сыновьями.
От Абу Бакра Ас-Сули передаётся, что однажды Абдулмалик собрал своих сыновей Аль-Валида, Сулеймана и Масламу, посадил их перед собой и попросил их прочитать Коран. Они с этим отлично справились. Потом он попросил их прочитать стихи, они и с этим отлично справились. Однако ни один из них не продекламировал произведения известного доисламского арабского поэта Аль-А‘ша Кайса, и Абдульмалик упрекнул их за это.
Сулейман ибн Абдульмалик был богобоязненным, благочестивым и набожным человеком. В проповедях (хутбах) он побуждал людей к набожности, богобоязненности и изучению Корана.
От Джабира ибн ‘Авна Аль-асади передаётся, что первым, что произнёс Сулейман в своей проведи, было следующее: «Хвала Всевышнему Аллаху, Который делает, что желает, поднимает, что желает, ставит, что желает, даёт, кому желает, и лишает, кого желает. Поистине, дунья (этот мир) является домом самообольщения.
О рабы Аллаха! Возьмите Книгу Аллаха своим руководством, довольствуйтесь им как установлением и сделайте её своим путеводителем. Поистине, Книга Аллаха отменяет всё, что было до неё, но её не может отменить ни одна книга!»
Сулейман приблизил к себе таких праведников, как Раджаъ ибн Х'айва, ‘Умар ибн Абдульазиз и другие. Дружба с такими людьми благотворно влияла на Сулеймана. ‘Умар ибн Абдульазиз часто напоминал ему о его ответственности перед своим народом.
Передаётся, что Сулейман ибн Абдульмалик совершал хадж в 97 году по хиджре. Посмотрев на огромное количество людей, которые совершают хадж, он сказал ‘Умару ибн Абдульазизу: «Ты видишь этих людей, которых не сможет сосчитать никто, кроме Всевышнего Аллаха, и которым не сможет дать пропитание никто, кроме Него?» ‘Умар ответил: «О правитель правоверных! Эти люди сегодня являются твоими подданными. Но завтра (в Судный день) они будут твоими противниками». Тогда Сулейман горько заплакал и воскликнул: «Прошу помощи у Всевышнего Аллаха».
Однажды ‘Умар ибн Абдульазиз находился в сафаре (пути) вместе с Сулейманом, и тут сверкнула молния, прогремел гром, и они почувствовали резкий запах. Все испугались, но ‘Умар ибн Абдульазиз рассмеялся. Сулейман спросил у него: «Что тебя рассмешило? Ты не видишь, в каком положении мы находимся?» ‘Умар ответил: «О правитель правоверных! Это следы милости Аллаха (дождя), и вы видите в этом столько бед. А что же будет, если вы увидите следы Его гнева?!»
Великий учёный Мухаммад ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) всегда молился о ниспослании милосердия Сулейману, говоря: «Рах'мату-Ллаhи ‘аляйhи (да смилуется над ним Аллах)» и повторял: «Он начал своё правление с блага и завершил его благом. Он начал с возложения обязательства своевременно совершать намаз и завершил своё правление, назначив преемником (престолонаследником) ‘Умара ибн Абдульазиза».
Некоторые люди распространяли лживые рассказы о Сулеймане ибн Абдульмалике. Согласно одной из таких историй, он снимал с должностей людей Хаджаджа ибн Юсуфа в отместку за то, что он поддержал Аль-Валида ибн Абдульмалика, когда тот захотел сместить Сулеймана и назначить вместо него престолонаследником своего сына Абдульазиза. Но это не соответствует действительности. Этот ход Сулеймана был не местью Хаджаджу, а продуманным политическим шагом, который он сделал, посовещавшись со своими советниками.
Кто бы ни стал халифом в то время, ему пришлось бы поменять устоявшийся в омеядском государстве порядок, который был установлен Хаджаджом и его приспешниками. Поэтому замена режима Хаджаджа была признаком мудрости правителя и его ответом на надежды людей на освобождение от этого режима. Наверное, в этом и кроется секрет довольства людей Сулейманом и их восхвалений ему. Ат-Табари сказал: «Люди очень радовались, когда Сулейман стал халифом. Они говорили: "Сулейман – ключ к благу"».
Если мы отнесёмся серьёзно к вопросу наместников, которых якобы строго наказал или казнил Сулейман, например, Мусы ибн Насайра, Кутайбы ибн Муслима и Мухаммада ибн Аль-Касима, то мы увидим, что эти обвинения беспочвенны.
Что касается Мусы ибн Нусайра, то когда он прибыл в Дамаск, у него возникли некоторые разногласия с халифом, и это было нормальным явлением. Но, несмотря на это, Сулейман назначил его одним из своих близких советников.
Ибн Касир после рассказа о войске, которое отправил Сулейман ибн Абдульмалик, чтобы осадить Константинополь, и об усилиях, которые он приложил для подготовки этого войска, пишет: «Это всё было сделано (Сулейманом) по совету Мусы ибн Нусайра, когда тот прибыл к нему из Магриба».
Также в исторических источниках указано, что когда Сулейман ибн Абдульмалик совершал хадж в 97 году по хиджре, он взял с собой Мусу ибн Насайра и тот умер в Медине. Разве халиф стал бы брать с собой в хадж человека, на которого был разгневан?
Что касается Кутайбы ибн Муслима, то он стал жертвой своей спешки. Сулейман не приказывал казнить его, напротив, он отправил ему письмо, в котором назначил его наместником Хорасана. Но тот сам поспешил, вышел из повиновения халифу и начал восстание. Вследствие этого против Кутайбы было отправлено войско, которое принесло ему погибель.
А Мухаммад ибн Аль-Касим стал жертвой ненависти между наместником Ирака Салихом ибн Абдуррахманом и родом Хаджаджа. Нет ни одного подтверждения того, что Сулейман приказал казнить Мухаммада ибн Аль-Касима.
Единственное, в чём можно обвинить Сулеймана в этой ситуации, так это в молчании относительно убийства Мухаммада ибн Аль-Касима и в том, что он не отомстил за него и не наказал его убийц. Но и в этом у него есть оправдание. Если бы была необходимость в этой мести, ‘Умар ибн Абдульазиз не стал бы умалчивать об этом.
Сулейман ибн Абдульмалик умер в 99 году по мусульманскому летоисчислению. В тот же день халифом после него был избран (по присяге) его двоюродный брат Умар ибн Абдульазиз, которого Сулейман назначил своим преемником (престолонаследником).
Мухаммад Султанов