Халиф Сулейман ибн Абдульмалик

16 Март 2022
966

Абу Аюб Сулейман ибн ‘Абдульмалик ибн Марван ибн Аль-Хакам родился в Медине, но вырос в Шаме. Его избрали халифом (по присяге) в день смерти его брата Аль-Валида в 96 году по хиджре.

Мать Сулеймана звали Валляда бинт Аль-‘Аббас, и Аль-Валид ибн Абдульмалик был его родным братом. Во времена правления Аль-Валида Сулейман был его визирем и самым близким советником.

Сулейман ибн Абдульмалик считается одним из самых достойных омейядских халифов. Отец старался дать ему хорошее воспитание и научить его основам управления государством, поэтому Сулеймана всегда ставили в пример.

Абдулмалик ибн Марван уделял особое внимание воспитанию своих сыновей в духе Ислама. Несмотря на свою постоянную занятость важными государственными делами, он находил время лично заниматься своими сыновьями.

От Абу Бакра Ас-Сули передаётся, что однажды Абдулмалик собрал своих сыновей Аль-Валида, Сулеймана и Масламу, посадил их перед собой и попросил их прочитать Коран. Они с этим отлично справились. Потом он попросил их прочитать стихи, они и с этим отлично справились. Однако ни один из них не продекламировал произведения известного доисламского арабского поэта Аль-А‘ша Кайса, и Абдульмалик упрекнул их за это.

Сулейман ибн Абдульмалик был богобоязненным, благочестивым и набожным человеком. В проповедях (хутбах) он побуждал людей к набожности, богобоязненности и изучению Корана.

От Джабира ибн ‘Авна Аль-асади передаётся, что первым, что произнёс Сулейман в своей проведи, было следующее: «Хвала Всевышнему Аллаху, Который делает, что желает, поднимает, что желает, ставит, что желает, даёт, кому желает, и лишает, кого желает. Поистине, дунья (этот мир) является домом самообольщения.

О рабы Аллаха! Возьмите Книгу Аллаха своим руководством, довольствуйтесь им как установлением и сделайте её своим путеводителем. Поистине, Книга Аллаха отменяет всё, что было до неё, но её не может отменить ни одна книга!»

Сулейман приблизил к себе таких праведников, как Раджаъ ибн Х'айва, ‘Умар ибн Абдульазиз и другие. Дружба с такими людьми благотворно влияла на Сулеймана. ‘Умар ибн Абдульазиз часто напоминал ему о его ответственности перед своим народом.

Передаётся, что Сулейман ибн Абдульмалик совершал хадж в 97 году по хиджре. Посмотрев на огромное количество людей, которые совершают хадж, он сказал ‘Умару ибн Абдульазизу: «Ты видишь этих людей, которых не сможет сосчитать никто, кроме Всевышнего Аллаха, и которым не сможет дать пропитание никто, кроме Него?» ‘Умар ответил: «О правитель правоверных! Эти люди сегодня являются твоими подданными. Но завтра (в Судный день) они будут твоими противниками». Тогда Сулейман горько заплакал и воскликнул: «Прошу помощи у Всевышнего Аллаха».

Однажды ‘Умар ибн Абдульазиз находился в сафаре (пути) вместе с Сулейманом, и тут сверкнула молния, прогремел гром, и они почувствовали резкий запах. Все испугались, но ‘Умар ибн Абдульазиз рассмеялся. Сулейман спросил у него: «Что тебя рассмешило? Ты не видишь, в каком положении мы находимся?» ‘Умар ответил: «О правитель правоверных! Это следы милости Аллаха (дождя), и вы видите в этом столько бед. А что же будет, если вы увидите следы Его гнева?!»

Великий учёный Мухаммад ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) всегда молился о ниспослании милосердия Сулейману, говоря: «Рах'мату-Ллаhи ‘аляйhи (да смилуется над ним Аллах)» и повторял: «Он начал своё правление с блага и завершил его благом. Он начал с возложения обязательства своевременно совершать намаз и завершил своё правление, назначив преемником (престолонаследником) ‘Умара ибн Абдульазиза».

Некоторые люди распространяли лживые рассказы о Сулеймане ибн Абдульмалике. Согласно одной из таких историй, он снимал с должностей людей Хаджаджа ибн Юсуфа в отместку за то, что он поддержал Аль-Валида ибн Абдульмалика, когда тот захотел сместить Сулеймана и назначить вместо него престолонаследником своего сына Абдульазиза. Но это не соответствует действительности. Этот ход Сулеймана был не местью Хаджаджу, а продуманным политическим шагом, который он сделал, посовещавшись со своими советниками.

Кто бы ни стал халифом в то время, ему пришлось бы поменять устоявшийся в омеядском государстве порядок, который был установлен Хаджаджом и его приспешниками. Поэтому замена режима Хаджаджа была признаком мудрости правителя и его ответом на надежды людей на освобождение от этого режима. Наверное, в этом и кроется секрет довольства людей Сулейманом и их восхвалений ему. Ат-Табари сказал: «Люди очень радовались, когда Сулейман стал халифом. Они говорили: "Сулейман – ключ к благу"».

Если мы отнесёмся серьёзно к вопросу наместников, которых якобы строго наказал или казнил Сулейман, например, Мусы ибн Насайра, Кутайбы ибн Муслима и Мухаммада ибн Аль-Касима, то мы увидим, что эти обвинения беспочвенны.

Что касается Мусы ибн Нусайра, то когда он прибыл в Дамаск, у него возникли некоторые разногласия с халифом, и это было нормальным явлением. Но, несмотря на это, Сулейман назначил его одним из своих близких советников.

Ибн Касир после рассказа о войске, которое отправил Сулейман ибн Абдульмалик, чтобы осадить Константинополь, и об усилиях, которые он приложил для подготовки этого войска, пишет: «Это всё было сделано (Сулейманом) по совету Мусы ибн Нусайра, когда тот прибыл к нему из Магриба».

Также в исторических источниках указано, что когда Сулейман ибн Абдульмалик совершал хадж в 97 году по хиджре, он взял с собой Мусу ибн Насайра и тот умер в Медине. Разве халиф стал бы брать с собой в хадж человека, на которого был разгневан?

Что касается Кутайбы ибн Муслима, то он стал жертвой своей спешки. Сулейман не приказывал казнить его, напротив, он отправил ему письмо, в котором назначил его наместником Хорасана. Но тот сам поспешил, вышел из повиновения халифу и начал восстание. Вследствие этого против Кутайбы было отправлено войско, которое принесло ему погибель.

А Мухаммад ибн Аль-Касим стал жертвой ненависти между наместником Ирака Салихом ибн Абдуррахманом и родом Хаджаджа. Нет ни одного подтверждения того, что Сулейман приказал казнить Мухаммада ибн Аль-Касима.

Единственное, в чём можно обвинить Сулеймана в этой ситуации, так это в молчании относительно убийства Мухаммада ибн Аль-Касима и в том, что он не отомстил за него и не наказал его убийц. Но и в этом у него есть оправдание. Если бы была необходимость в этой мести, ‘Умар ибн Абдульазиз не стал бы умалчивать об этом.

Сулейман ибн Абдульмалик умер в 99 году по мусульманскому летоисчислению. В тот же день халифом после него был избран (по присяге) его двоюродный брат Умар ибн Абдульазиз, которого Сулейман назначил своим преемником (престолонаследником).

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.