Смысл первой части шахады [1] заключается в том, что вы, имея твердые убеждения и подтверждая своими деяниями, устами и всем своим сердцем, искренне свидетельствуете о том, что Тот, Кому вы поистине обязаны поклоняться, и никому кроме Него, это – Единственный Бог – Аллах. Познавать Всевышнего Аллаха истинным образом, стыдиться проявить неуважение к Нему, бояться Его гнева, быть смиренным перед Ним и покорным во всем, молить Его, следовать Его воле, соблюдать предписания и столпы Ислама, – все это является поклонением и служением (‘ибада) Всевышнему Аллаху.
Суть второй части шахады состоит в следующем. Необходимо быть убежденным и верить в то, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) родился в Мекке, что его отца звали Абдуллой, мать Аминой и что он совершил переселение (хиджра) из Мекки в Медину, где скончался и где находится его могила. Необходимо также верить, что Мухаммад (мир ему и благословение) послан Всевышним ко всему человечеству с миссией призыва к Единобожию. Не было и нет человека более искреннего и более правдивого, чем он, не сказавший за всю свою жизнь ничего, кроме истины и правды. Он был послан в качестве последнего Посланника и Пророка ко всем народам, джиннам и даже ангелам. Следовать за ним Всевышний обязал все народы земли, а отрицать его посланничество – запретил. Вера того, кто отрицает посланническую и пророческую миссию Мухаммада, не принимается Создателем. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является наилучшим из творений Всевышнего. Любовь к нему – это установленная Аллахом обязанность для всего человечества. Он был первым из всего созданного, несмотря на то, что его пророческая миссия стала последней. Таким образом, он является завершающим звеном в пророческой цепи – «Печатью пророков» («хатам уль-анбия’»)[2], и после него не будет более посланников с новой религией, отменяющей его религию, вплоть до конца света. Он целиком и полностью выполнил возложенную на него пророческую миссию и донес до людей все, что было указано ему Всевышним. Пророк Иса и (Мессия) будет вновь послан на землю, и он также будет распространять его закон (аш-шари’а)[3]. Всевышний Аллах особым образом возвеличил Мухаммада (мир ему и благословение), удостоив его ночного вознесения на небеса (аль-исра’ уа-ль-ми’радж)[4] и даровав ему имя Хабиб («Любимый», «Любимец»). Мусульманин, посетивший ар-Равза аш-Шариф[5], обязательно удостаивается заступничества Пророка (мир ему и благословение) по воле Аллаха. А тому, кто произнесет слова благословения Пророку (мир ему и благословение) (салават) один раз, Всевышний Аллах воздаст в десятикратном размере. Познание Пророка (мир ему и благословение) является средством познания Аллаха. Он служит зеркалом для каждого, кто избрал путь, ведущий к познанию Творца.
Да ниспошлет Всевышний Аллах по милости Своей такую веру и убежденность всей мусульманской умме! Аминь, Аллах! О Аллах!
Не признавать хотя бы одного хадиса[6] или не следовать хотя бы одному из хадисов Пророка (мир ему и благословение) после того, как достоверность его подтверждена мусульманскими учеными (имамами хадисов), означает не следовать за самим Пророком (мир ему и благословение). Да убережет нас Всевышний от подобного! Создатель особо выделил Пророка (мир ему и благословение), наделив его способностью произносить краткие, мудрые и глубокие по смыслу речи. Никто не может знать сути Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение), кроме людей определенного уровня религиозных знаний. Истинным для нас является тот смысл, который раскрывают толкователи Корана (муфассиры) и хадисов (мухаддисы) в своих толкованиях (тафсирах). Если кто-то пытается в одиночку, полагаясь лишь на свои собственные знания и на самого себя, давать толкования, тот рискует впасть в заблуждение. Да убережет нас Всевышний Аллах от подобных толкований и толкователей! Наш Пророк (мир ему и благословение) не измыслил сам ни одного слова и не сказал от себя ничего. Он говорил только то, что ему ниспосылал Всевышний через откровение. Аллах открыл ему все знания, которые принесли пользу умме, и не осталось ничего, что Пророк (мир ему и благословение) не передал бы людям относительно этого мира и мира жизни вечной.
[1] Шахада – свидетельствование об исповедании мусульманской религии: «Я свидетельствую, что нет никаких иных божеств, кроме Единого Бога, и что Мухаммад – Его Пророк и Посланник».
[2] Пророк Мухаммад был послан к людям с совершенной религией, чего не было дано предыдущим пророкам. Его миссия как Пророка и Посланника явилась последней, полной и окончательной.
[3] Аш-шари’а («прямой, правильный путь») – религиозный закон, предписания, установленные в качестве обязательных для исполнения верующими мусульманами.
[4] Ночное путешествие из Мекки в Иерусалим и вознесение на небеса.
[5] Место захоронения Пророка (мир ему и благословение) в Мединской мечети.
[6] Хадис – предание о высказываниях, действиях и образе жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Саид-афанди аль-Чиркави «Сокровищница благодатных знаний»