Разве они сравнятся?!

5 Январь 2011
1583

Коран о значении знаний.

Разве они сравнятся?!В 610 г. н.э. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) получает первое божественное откровение через Архангела Джибраила (аляйхи-с-салям). Примечательно, что первые аяты Корана гласят:

«Читай во имя Бога твоего, Кто сотворил, Кто создал человека из сгустка. Читай! Господь твой - Самый щедрый. Он - Тот, Кто (дал человеку) перо и научил письму, а также обучил тому, чего он не знал» (сура «Аль-Аляк», аяты 1-5).

Слово «знание», взятое с определённым и неопределённым артиклями, упоминается во многих аятах Корана около сотни раз. Производные же от слова «знание» встречаются на страницах Корана в несколько раз больше: «Скажи: «Разве сравняются те, которые знают и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зуммар», аят 9).

Кораническое значение понятия «знание» включает в себя как сугубо религиозные знания, так и все остальные отрасли человеческого знания в абсолютном смысле. Так, Коран абсолютизирует значимость знания: «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, – поистине, слух, зрение, сердце – все они об этом будут спрошены» (сура «Аль-Исра», аят 36).

Во многих аятах Корана исследования человека в области неба и земли напрямую указывают на обретение веры в Единственного Бога. «Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов (кожи). Поистине, в этом – знамения для знающих!» (сура «Ар-Рум», аят 22).

«Ужель не видишь ты, как Бог низвёл с небес (обильный) дождь и им плоды растит разных цветов (и видов)? Есть и горные дороги – белые и красные – разных тонов и красок, и чёрные, что в цвет вороньего (крыла). И среди людей, и животных, и скота встречаются различные цвета. Поистине, испытывают страх пред Богом из Его рабов только знающие. Поистине, Бог Всемогущ и Всепрощающ!» Взятое в приведённом кораническом фрагменте слово «знающие» («уляма'») переводится буквально «учёные». Здесь под «учёными» подразумеваются (о чём нетрудно догадаться по контексту) люди, посвятившие свои научные изыскания раскрытию тайн, закономерностей развития Вселенной, причин существования на нашей планете богатой цветовой гаммы и разновидностей животного мира. Сюда можно включить самый широкий спектр знаний.

Довольно часто Коран апеллирует к разуму человека. Интересно, что библейский лексикон не содержит в себе слово «разум» - в отличие от лексикона Корана, в котором оно и его производные встречаются около 50 раз. Упоминание о людях, «обладающих разумом», можно встретить в Коране десятки раз.

Таким образом, Коран формирует в человеческом сознании рациональное мышление, нацеленное на поиск знаний и раскрытие тайн Вселенной, что (о чём будет подробнее сказано ниже) стало главной причиной взлёта исламской цивилизации, на фундаменте которой впоследствии и получил развитие европейский Ренессанс.

Место знания в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

Когда Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) спросили о степени достоинства двух людей: учёного и человека, посвятившего жизнь поклонению, он ответил: «Степень достоинства учёного так велика над поклоняющимся, как степень моего достоинства велика над самым низким из вас». После чего он добавил: «Поистине, Бог и Его ангелы, обитатели небес и земли (даже насекомое в своей норе и рыба в море) благословляют обучающего людей благу» (передал ат-Тирмизи от Абу Амамы аль-Бахили).

Знание приносит человеку пользу даже после его смерти: «Когда умирает человек, прерываются все его деяния, кроме трёх: непрекращающаяся милостыня, приносящее пользу знание и молящееся за него его праведное потомство» (передал Муслим от Абу Хурайры).

Усилия, потраченные на поиск знаний, приравниваются к усилиям, потраченным на пути Господнем: «Кто вышел в поисках знаний, тот – пока не возвратится – пребывает на пути Бога» (передал Муслим от Абу Хурайры). В другом хадисе, переданном ат-Табари, говорится: «В Судный день чернила учёных сравняются с кровью мучеников».

Поощряя сподвижников, Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) определял наиболее преуспевающим из них учёные степени. Так, степень отличия в области права (фикх) заслужил Муаз ибн Джабаль: «Наиучёнейший из вас в области дозволенного и запретного – Муаз ибн Джабаль»; в области наследственного права – Зейд ибн Сабит: «Наиучёнейший из вас в наследовании – Зейд ибн Сабит»; в области судопроизводства – Убейда ибн аль-Джаррах: «Наиучёнейший из вас в области судопроизводства – Убейда ибн аль-Джаррах» (передал Ибн Маджа).

Более того, Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) возвышает процесс обучения над процессом поминания Бога. В один из дней Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), войдя в мечеть, увидел собравшихся в два круга мусульман: в одном верующие поминали Всевышнего, взывая к Нему, в другом – обучали своих братьев. Тогда он сказал: «Что касается первых, то они взывают ко Всевышнему. Возможно, Он, если пожелает, ответит им, и, возможно, если пожелает, – не ответит. Что касается вторых, то они обучают людей. Я же отправлен только в качестве учителя».

Насыр Ильясов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.