Прежде чем ответить на этот вопрос, нам следует познать мудрость выбора Аравийского полуострова колыбелью развития Ислама. Для этого мы на миг перенесемся в те века и посмотрим, чем занимались арабы и народы, окружавшие их. Самыми развитыми народами тех времен считались персы и римляне, за ними следовали греки и индусы.
Если говорить о персах, то эта нация стала полем религиозно-философских споров, и исповедовали они Зороастризм. Одним из их философских понятий было предпочтение женитьбы на своей матери, дочери или сестре. Даже шах Йездигерд II, который правил в середине пятого века, был женат на своей дочери. Также среди них существовала группа, следовавшая Маздакизму – их философия считала женщин и имущество общими, точно так же, как вода или пастбище являются общими. Об этом говорит историк Абуль-Фатх аш-Шахрастани.
Что касается римлян, то они занимались колонизацией, опираясь на военную силу и стремление освоить новые земли под предлогом распространения христианства, искажая его в своих корыстных целях. Римляне также не отставали от персов и были погружены в религиозные разногласия с христианами Сирии и Египта. В римском обществе царили непристойные нравы, экономическая несправедливость, вызванная удвоением дани и налогов.
Греки также были погружены в сумасбродство, придумывая мифы и легенды, но не добиваясь этим какого-нибудь полезного результата.
Что касается Аравийского полуострова, то там в этом плане всё было спокойно. У арабов не было той роскоши, что была у персов, которая привела бы к общественному упадку и появлению философских понятий, способствующих созданию ложной религии, не было такой мощи, как у римлян, для завоевания прилегающих к ним земель, и не было того сумасбродства, что у греков, чтобы придумывать мифы и легенды. У арабов были нормальные и даже похвальные человеческие качества, такие как исполнение обещаний, поддержка, щедрость, гордость и целомудрие. Но им не хватало знаний, которые открыли бы им дорогу к правильному использованию этих качеств, поэтому жили они в невежестве. Из-за ошибочного использования этих качеств они и убивали своих детей, тратили много своего имущества из-за чрезмерной щедрости и начинали войны между собой из-за чрезмерной гордости и храбрости. Затем Аравийский полуостров стал центром всех этих общин, которые вращались вокруг него. И тот, кто посмотрит на него сегодня, увидит, как говорит устаз Мухаммад аль-Мубарак, что он стоит в самом центре, между цивилизациями Запада и Востока.
Представив состояние арабов до Ислама и других народов, нетрудно понять мудрость Всевышнего в выборе Аравийского полуострова местом рождения и посланничества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Эта мудрость включает в себя мудрость того, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не умел писать и читать, чтобы не было у людей повода сомневаться в его пророчествах. Племя, где он родился, также было неграмотным по сравнению с другими развитыми племенами, и не проникла туда заблудшая философия.
Так же, как проникли бы сомнения в сердца людей, если бы человек, который учился, изучал книги и истории прежних общин, назвал себя пророком, так же люди начали бы сомневаться, если бы призыв к Исламу зародился среди народа, который занимает высокое место в цивилизации, культуре и философии, например, среди персов, римлян или греков. Всевышний Аллах, разъясняя эту мудрость, в Коране говорит:
(هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينً)
«Он [Аллах] – Тот, Который послал к неграмотным арабам Посланника всему человечеству из их числа же [Мухаммада], который читает им Его знамения (Коран), очищает их от ложных убеждений (многобожества) и дурных нравственных качеств и обучает их Корану и мудрости (Сунне), хотя раньше, до его прихода, они были, конечно, в явном заблуждении». (сура Аль-Джума: 2)
Всевышний Аллах пожелал, чтобы Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не умел писать и читать, и чтобы община, в которой он появился, была такой же неграмотной, чтобы пророчество было ясным для человеческого разума.
Мудрость Всевышнего потребовала, чтобы именно арабский язык стал языком исламского призыва и средством, через которое послание Аллаха будет передано людям.
Коран – это доказательство пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), потому что он был ниспослан среди красноречивого народа. Люди состязались друг с другом на собраниях и рынках в красноречивости так, что диалог некоторых, составленный в стихотворной форме, мог продолжаться несколько часов.
И среди таких людей появляется человек, не умеющий ни читать, ни писать, с речью, лишённой красноречивости, и говорит: «Если вы сомневаетесь, что эта речь от Аллаха, то сделайте подобное ей». Наиболее одарённые красноречием арабы, которые сделали бы всё, чтоб доказать «лживость» Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), остаются бессильными. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) облегчает им задачу и просит сочинить хотя бы десять сур, подобных сурам из Корана, но и этого они не могут сделать.
Всевышний говорит:
(وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ وَادْعُواْ شُهَدَاءكُم مِّن دُونِ اللّهِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ)
«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то приведите одну подобную суру и призовите своих свидетелей (помощников, ваши божества), помимо Аллаха, если вы говорите правду». (сура аль-Бакара, аят 23)
То есть если вы считаете, что это не от Аллаха, то примите вызов и сочините что-нибудь подобное и при этом обратитесь за помощью ко всему, чему пожелаете, помимо Аллаха. Вы всё равно не способны сделать это.
Если углубиться в особенности арабского языка, то мы найдем в нём такие свойства, которых нет ни в одном другом языке и, поскольку божественное писание не может быть ниспослано одновременно всем народам, и всем народам не могут быть одновременно направлены пророки, то с точки зрения разума, выбор какого-либо одного народа является необходимым. Поэтому и был выбран арабский язык.
Будун Магомедов