Согласно правилам великого и могучего русского языка, синонимичные слова различны по звучанию и написанию, но имеют схожее и близкое друг к другу лексическое значение.
Однако в нашем случае такие понятия, как хвастовство и горделивость, не только дополняют друг друга по своим смысловым оттенкам, но и являются взаимопроникающими, что дает нам возможность уверенно ставить знак равенства между ними. Причем вся катастрофичность этих качеств сводится к нарастающей духовной деградации человека. Элементарное хвастовство чем-либо может привести к таким порокам человеческой природы, как горделивость, высокомерие и самолюбование. Всё перечисленное, в свою очередь, может иметь необратимые и плачевные последствия, может привести к возникновению спорных и конфликтных ситуаций, унижению человеческого достоинства и даже к убийству. Вот почему Ислам призывает своих последователей к освобождению своей души от этих качеств, и вот почему ограничение или полное их отсутствие является одним из признаков богобоязненности.
Горделивость – один из ярких атрибутов (сифатов) Всевышнего, который в полной мере присущ только Его величию и могуществу. Гордиться по праву может только Властелин небес и земли, под чьим зорким и неусыпным контролем находится все сущее. И кто пытается оспаривать это качество Всевышнего, претендовать на него, тот обречен на физический и духовный крах. Примеров в человеческой истории с таким ужасающим концом предостаточно. Можно вспомнить, чем закончили свой жизненный путь такие воинствующие тираны, как Рамзес II, Намруд и Гитлер.
В одном из хадисов-кудси, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
اَلْكِبْرِيَاءُ رِدَائِي وَالْعَظَمَةُ إِزَارِي فَمَنْ نَازَعَنِي وَاحِدًا مِنْهُمَا قَذَفْتُهُ فِي النَّارِ
«Величие – Мой изар, а гордость – это Моя накидка, Я брошу в огонь того, кто будет соревноваться со Мной в этом». (Имам Ахмад; Муслим; Абу Давуд)
Если обратиться к природе этого порока, то он, несомненно, является порождением так называемой эпохи джахилии. Так принято называть временной отрезок, предшествовавшей началу пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Хотя этот термин и имеет конкретную смысловую нагрузку, в общем смысле этого слова все качества, не одобренные шариатом и признанные им запретными, можно уверенно относить к джахилийским, то есть антиисламским. Другими словами, многочисленные заповеди Корана и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) напоминают нам, что страница джахилии со всеми пороками, присущими обществу безбожных людей, перевернута, началась новая эра, в которой нет места таким её проявлениям, как горделивость, высокомерие и хвастовство.
Но это качество в разумных пределах позволительно и для нас с вами. Например, можно испытывать гордость за то, что родился и проживаешь в мусульманской среде, быть гордым, относя себя к дагестанскому краю, к родине трех имамов. Гордость и вера должны сдерживать от совершения непристойных поступков – гордость за свою честь, репутацию и достоинство. Между запретной и позволительной гордостью – тонкая грань, важно не переступить её.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Смотрите также: