С имущества, отданного в долг, закят выплачивает тот, кто его взял взаймы, а также хозяин этого имущества после его возвращения. Но если у хозяина есть возможность в любое время забрать свои средства у должника, то он сам (сразу, при наличии соответствующих условий) обязан выплатить закят (даже если должник ещё не вернул долг).
Если отдано в долг золото, серебро, торговый товар, то с них закят выплачивается (указанным выше образом), а с отданных в долг овец или продуктов питания не выплачивается.
Условием для обложения закятом овец или других продуктов питания является их рост (то есть увеличение количества). Если должник отказывается возвращать долг, и нет свидетелей, подтверждающих правоту кредитора, то хозяин не обязан выплачивать закят с этого долга.
Закят с имущества человека, за которым имеются долги, также выплачивается, даже если его долги равны или превышают нисаб закят о облагаемого имущества. Например, если у вас есть 40 или более голов овец и долг, равный 200 000 рублей, то вы всё равно выплачиваете закят с овец, несмотря на свой долг.
Из книги «ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ»
Смотрите также:
Закят со скота (мазхаб Абу-Ханифы)
Закят с имущества, которое находится в торговом обороте
Выплата закята с торгового имущества
Закят с животных (мазхаб имама аш-Шафии)
Закят с сельскохозяйственных культур
Можно ли брать закят на оплату обучения детей?
Закят с совместного имущества и с имущества, отданного в долг