Можно ли усыпить неизлечимо больное животное? ВИДЕО

17 Июль 2018
19060

Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Потому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохое обращение с животными.

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать.

Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадежно заболело, и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить, и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то это зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется.

От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как Аш-Шарид говорил:

سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: من قتل عصفورا عبثا، عج إلى الله عز وجل يوم القيامة منه يقول: يا رب إن فلانا قتلني عبثا، ولم يقتلني لمنفعة

«Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: "О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды"». (Имам Ахмад, Ибн Хиббан)

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

ما من إنسان قتل عصفورا فما فوقها بغير حقها، إلا سأله الله عز وجل عنها، قيل يا رسول الله، وما حقها؟ قال: يذبحها فيأكلها، ولا يقطع رأسها يرمي بها

«Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах призовёт к ответу в Судный День». Те, кто слушал его, спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы условия, оправдывающие это?» Он ответил: «Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить». (Ан-Насаи, Хаким)

Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет. Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу.

Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее:

: اعانة الطالبين وغير المأكول فلا يحل ذبحه ولو لإراحته من الحياة عند تضرره من طول الحياة

«Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания».

Также об этом пишется в книге «Хашия Аль-Буджарими»:

«Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например, старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него.

Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что не обязательно его закалывать, потому что закалывание не ничем отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание – более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух».

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное. Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта аль-мисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения:

«По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по шариату цель.

Также нет запрета в закалывании, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные в шариате цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому также относится охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного.

Все вышеперечисленные цели являются правомерными в шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет.

Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например, использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия.

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ)».

Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул:

من فعل هذا ؟ لعن الله من فعل هذا، إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لعن من اتخذ شيئا فيه روح غرضا

"Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, Посланник Аллаха проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ)". (аль-Бухари 5515 и Муслим 1958)».

Стоит также отметить, что этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же, как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил» пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например, осла или мула, если оно безнадёжно, напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба:

وعن أبي حنيفة إذا آذت الهرة وقصد قتلها فلا تعذب، ولا تخنق بل تذبح بموسى حاد

«От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений. («Мавахиб-уль-джалиль» 3/236)

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного.

Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно, и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия.

Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу, не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Отношение к животным в Исламе

Собака друг человека

Важность благого отношения к животным!

Добродушие Ислама к животным из истории Ахмада Ад-Дардира

Отношение сподвижников к животным

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.