Я верю в Бога, который делает то, что пожелает

21 Декабрь 2020
9776

В этой статье мы поговорим о словах Фузайля ибн ‘Ийяза (да будет доволен им Аллах), которые «салафиты» приводят в качестве доказательства того, что Аллах спускается (в прямом смысле этого слова) с ‘Арша на нижнее небо.

Имам Бухари в труде «Хальк аф‘аль аль-ибад» (стр. 36) пишет следующее: «Фузайль ибн ‘Ийяд сказал: “Если джахмит скажет тебе: "Я не верю в Бога, который удаляется со своего места", – скажи: "Я верю в Бога, который делает то, что пожелает"”».

Перед тем как разбирать ответ Фузайля (да будет доволен им Аллах), мы углубимся в историю, и чтобы прояснить картину, немножко расскажем о джахмите, о котором идёт речь в этом тексте, и о Фузайле.

Джахмиты – это секта последователей Джахма ибн Сафвана. Джахм родился в 78 году хиджры и умер в 128 году хиджры. Он был заблудшим человеком.

К его заблуждениям относятся:

- утверждение, что Аллах находится везде;

- утверждение о принуждении рабов Аллаха ко всем их действиям и отрицание какой-либо воли у человека;

- утверждение, что Коран сотворён;

- убеждение, что Рай и Ад исчезнут;

- убеждение что вера — это лишь познание того, что есть Аллах;

- утверждение, что знание Аллаха имеет начало;

- отрицание качеств (сифатов) Аллаха.

Он считал заблуждением и признаком уподобления приписывание Аллаху признаков, которые свойственны и Его творениям, даже если их подобие ограничивается лишь словами, а не смыслом. Поэтому он не допускал называть Аллаха Знающим, Живым, Слышащим, Видящим, так как творениям тоже свойственны эти качества.

Также он отрицал наличие у Аллаха признаков, которые есть в Коране и буквальный смысл которых указывает на телесность: яд (букв.: рука), ваджх (букв.: лик), ‘айн (букв.: глаз), истива (букв.: возвышение) нузуль (букв.: спускание) и другие.

Этому человеку и этой секте учёные выносили такфир за их пагубные убеждения.

А Фузайль ибн ‘Ийяд родился в Самарканде приблизительно в 107 году хиджры, был аскетичным, богобоязненным учёным. Он покинул этот мир в 187 году хиджры. Да смилуется над ним Аллах.

В общем, Джахм и Фузайль умерли задолго до рождения имама Абуль Хасана аль-Аш‘ари, и слова Фузайля никак не могут быть адресованы последователям имама Аль-Ашари, так как они не отрицают атрибутов Аллаха, как это делал Джахм и его последователи.

Согласно убеждениям Джахма, Всевышний Аллах находился везде, поэтому он и говорил, что Аллах никак не совершает то, что сообщил нам Посланник Аллаха в хадисах, к примеру, «нузуль», что буквально переводится как спускание.

Для него причиной отрицания этих хадисов было то, что он понимал их буквально и на основании этого выносил решения. Поэтому он и сказал, что не верит в Бога, который уходит со своего места, так как при буквальном понимании аятов и хадисов о сифатах Аллах находится на ‘Арше, также Он везде, и вдруг Он спускается с ‘Арша, и ‘Арш остаётся пустым, в общем, получается какой-то абсурд.

Согласно одному из убеждений Джахма, Аллах буквально находится везде, и если понять хадис, в котором говорится, что Аллах каждую ночь спускается на небо нижнего мира буквально, это значит Аллах уходит со своего места, что никак не соответствует его убеждению, что Аллах везде, так как тот, кто пребывает везде, не может покинуть какое-то место.

Это пагубное убеждение и побудило Джахма отрицать этот и ему подобные хадисы. Однако здесь есть два момента, на которые Джахм и его последователи не обратили внимания: во-первых, эти слова не подразумевают буквального перевода, и во-вторых, Аллах не занимает места.

Поэтому Фузайль и сказал: «Если джахмит будет говорить тебе подобное, то скажи ему, что ты веришь в Аллаха, который совершает всё, что пожелает». То есть, если Пророк сообщил, что Аллах «янзилю», значит, Аллах совершает это, и это атрибут действия.

 

Что такое атрибут действия?

Учёные делят атрибуты Аллаха на два вида:

сифат аз-зат (сущностные атрибуты);

сифат ал-аф‘аль (атрибуты действия).

Сущностные атрибуты – это атрибуты, которые свойственны самому Аллаху, к примеру: Он Живой, Волеизъявляющий, Всезнающий, Творец и так далее, то есть все сифаты, которые неотделимы от Его сущности, и все они не имеют начала и являются предвечными.

Атрибуты действия – это атрибуты, которыми обозначают Его действия, к примеру, оживление кого-то, умерщвление кого-то, дарование кому-то детей и тому подобное, и все эти сифаты сотворённые, так как, например, оживление – это распространение Его силы на что-либо, и вот это распространение и есть атрибут действия, а само могущество – предвечная сила Аллаха.

В общем, когда Фузайль сказал: «Я верю в Бога, который делает то, что пожелает», он указал на то, что слово «янзилю» (букв.: спускание) из хадиса – это действие Аллаха, которое Он совершает, то есть это не сущностный сифат, чтобы можно было сказать, что сам Аллах спускается, да убережёт нас Аллах от этого, так как спускаться может только тело, а Он не тело, значит это не может быть Его сущностным атрибутом.

В итоге мы получаем, что Фузайль опроверг джахмита, который полностью отрицал слова Пророка из-за того, что они не соответствовали его убеждению. А также получается, что Фузайль отверг тот факт, что в данных хадисах речь идёт о буквальном переходе Аллаха с одного места на другое, так как это свойство творений и тел, а Аллах не является телом и не сотворён, значит Он сам не перемещается, а совершает что-то, что называется «янзилю».

Сейчас кто-то может спросить: «А откуда вы взяли, что слова Фузайля указывают на то, что он имел в виду атрибут действия?» На это мы приведём слова имама Байхаки (да будет доволен им Аллах). Имам Байхаки в книге «Аль-Асмау ва ас-сыфат» написал главу, которую он назвал: «Глава о том, что говорится относительно слов Всевышнего Аллаха: “Неужели они ждут чего-то другого, кроме прихода Аллаха в тени облаков вместе с ангелами”» (Калам Шариф, аль-Бакара, аят 210). В ней он приводит аяты и хадисы, буквальный смысл которых указывает на перемещение Аллаха с одного места на другое, и комментирует их.

В этой главе он приводит историю Исх'ака бин Рахувайхи (да смилуется над ним Аллах) и одного му‘тазилита. Как-то правитель позвал его и мутазилита Ибрахима Ибн Салиха, в другой версии – Мансура бин Тальх'а, который также был мутазилитом.

Правитель спросил Исх'ака бин Рахувайхи о хадисах о нузуле (букв.: нисхождении Аллаха), и когда Исх'ак их рассказал, то оба мутазилита начали говорить: «Я не верю в Господа, который "янзилю" (букв.: спускается) с неба на небо», тогда Исх'ак им ответил: «Я уверовал в Господа, который делает всё, что пожелает».

Комментируя слова Исх'ака бин Рахувайхи, имам Байхаки написал, что он имеет в виду, что «янзилю» – это атрибут действия, а не сущностный атрибут, как мы написали ранее.

Исхак бин Рахувайхи родился в 161 году хиджры и покинул этот мир в 238 году хиджры. Он являлся учеником Фузайля бин ‘Ияза, и, как пишет Бадруддин аль-‘Айни (умер в 855 году хиджры) в труде «‘Умдат аль-Кари» (7/199), этот ответ он взял у своего учителя Фузайля бин ‘Ияза (да будет доволен ими Аллах).

 

В итоге мы получили следующую картину:

- джахмиты отрицали сифаты, поэтому хадис, в котором употребляется слово «янзилю», они полностью отрицали;

- Фузайль бин ‘Ияз утвердил эти хадисы и дал понять, что буквальный их смысл абсурден в отношении Аллаха, и поэтому слово «янзилю» является атрибутом действия;

Исхак бин Рахувайхи дискутировал с му‘тазилимтами, которые также отрицали эти хадисы, и поступил так же, как и поступил его учитель: утвердил хадисы и отверг их буквальный абсурдный смысл в отношении Аллаха, сделав слово «янзилю» атрибутом действия.

Вдобавок, чтобы не быть голословным, мы приведём полный перевод главы из книги «Аль-Асмау ва ас-сыфат» имама Байхаки. Цепочку рассказчиков приводить не будем, чтобы не удлинять текст; кому интересны рассказчики, могут обратиться к оригиналу.

Имам Байхаки (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Аль-Асмау ва ас-сыфат» пишет (стр. 557):

ما جاء في قول الله عزّ وجلّ: { هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ أَن يَأْتِيَهُمُ اللّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلآئِكَةُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ ۚ وَإِلَى اللَّهِ تُرْجَعُ الْأُمُورُ}[البقرة: 210] ، وقوله تبارك وتعالى: {وجاءَ ربُّك والملكُ صفًّا صفًّا}[الفجر: 22].

«Глава о том, что говорится относительно слов Всевышнего Аллаха: “Неужели они ждут только того, чтобы явился к ним Сам Аллах в День Суда в сени облаков и ангелы? И тогда уже будет решено дело всех созданий, распределив их в Рай и Ад. И только к одному Аллаху возвращаются все люди»” (Сафват ат-Тафасир, аль-Бакара, аят 210) и Его слов: “И придёт твой Господь, и ангелы — рядами” (Калам Шариф, Аль-Фаджр, аят 22):

1046 - عن أبي العالية، في قوله تعالى: {هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ أَن يَأْتِيَهُمُ اللّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلآئِكَةُ} [البقرة: 210] يقول: الملائكة يجيئون في ظلل من الغمام، والله عزّ وجلّ يجيء فيما يشاء، وهي في بعض القراءة: {هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ أَن يَأْتِيَهُمُ اللّهُ وَالْمَلآئِكَةُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ} [البقرة: 210] وهي كقوله {وَيَوْمَ تَشَقَّقُ ٱلسَّمَآءُ بِٱلْغَمَٰمِ وَنُزِّلَ ٱلْمَلَٰٓئِكَةُ تَنزِيلًا} [الفرقان: 25 ].

1046. Абу аль-Алия относительно слов Аллаха “Неужели они ждут только того, чтобы явился к ним Сам Аллах и ангелы в День Суда в сени облаков? (Сафват ат-Тафасир, аль-Бакара, аят 210) говорит следующее: “Ангелы придут в тени облаков, а Аллах, свят Он и велик, сделает "яджиу", как он пожелает. Этот аят подобен аяту в одном из кираатов (виды чтения корана): “Неужели они ждут чего-то другого, кроме прихода Аллаха вместе с ангелами в тени облаков” (Калам Шариф, аль-Бакара, аят 210) и аяту: “В день, когда небо расколется от облаков и будут спущены (оттуда) ангелы” (Калам Шариф, Аль-Фуркан, аят 25)”.

قلت: فصحّ بهذا التفسير أنّ الغمام إنّما هو مكان الملائكة ومركبهم، وأنّ الله تعالى لا مكان له ولا مركب، وأما الإتيان والمجيء فعلى قول أبي الحسن الأشعري رضي الله عنه: يُحدِث الله تعالى يوم القيامة فعلا يسمّيه إتيانا ومجيئا، لا بأن يتحرّك أو ينتقل، فإنّ الحركة والسكون والاستقرار من صفات الأجسام، والله تعالى أحد صمد ليس كمثله شيء.

 وهذا كقوله عزّ وجلّ: { فَأَتَى ٱللَّهُ بُنْيَٰنَهُم مِّنَ ٱلْقَوَاعِدِ فَخَرَّ عَلَيْهِمُ ٱلسَّقْفُ مِن فَوْقِهِمْ وَأَتَىٰهُمُ ٱلْعَذَابُ مِنْ حَيْثُ لَا يَشْعُرُونَ } [النحل: 26] ولم يرد به إتيانا من حيث النقلة، إنّما أراد إحداث الفعل الذي به خرّب بنيانهم وخرّ عليهم السقف من فوقهم، فسمّى ذلك الفعل إتيانا، وهكذا قال في أخبار النزول: إنّ المراد به فعل يحدثه الله عزّ وجلّ في سماء الدنيا كلّ ليلة يسمّيه نزولا بلا حركة ولا نقلة، تعالى الله عن صفات المخلوقين

Я (Байхаки) скажу: этим толкованием подтверждается то, что облака являются лишь местом для ангелов и средством их передвижения, а Всевышний Аллах не имеет места и средства передвижения.

А что касается прихода (“аль-итян”) и прибытия (“аль-маджиъ”), то, по словам Абуль-Хасана Аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах), в День суда Аллах сделает что-то, что называется приходом и прибытием, а не будет двигаться и перемещаться, так как движение, неподвижность и утверждение на месте свойственны телам, а Аллах самодостаточен, и нет никого, подобного Ему.

То же говорится в Его словах, свят Он и велик: “Аллах пришёл к их строению с основания, (т.е. Аллах разрушил основание их строения) и крыша обрушилась на них сверху, и кара постигла их оттуда, откуда они не ждали” (Калам Шариф, Ан-Нахль, аят 26). Тут Аллах не имеет в виду, что Он пришёл физически (перебравшись с одного места на другое), Он имеет в виду, что совершил действие, из-за которого их строение разрушилось и крыша обрушилась на них сверху, и это действие Он назвал приходом.

Так он (Абуль Хасан Аль-Аш‘ари) сказал относительно всех хадисов, где говорится о прибытии (Всевышнего Аллаха): он обозначил, что Аллах, свят Он и велик, каждую ночь совершает действие, которое называется приходом (нузуль), без какого-либо движения и перехода с одного места на другое. Превыше Аллах того, чтобы обладать качествами творений.

1047 - عن أبي هريرة، رضي الله عنه قال: إنّ رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: " ينزل الله عزّ وجلّ كلّ ليلة إلى سماء الدنيا حين يبقى ثلث الليل الأخير فيقول: من يدعوني فأستجيب له؟ من يسألني فأعطيه؟ من يستغفرني فأغفر له؟ "

 

1047. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал: “С наступлением последней трети каждой ночи наш Всевышний Господь янзилю (букв.: нисходит) к небу ближнего мира, говоря: "Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?"”.

1048- وأخبرنا أبو عبد الله الحافظ، ثنا أبو عبد الله محمّد بن يعقوب، ثنا جعفر بن محمّد بن الحسين، ثنا يحيى بن يحيى، قال: قرأت على مالك فذكر بمعناه. رواه البخاري في الصحيح عن القعنبي، ورواه مسلم، عن يحيى بن يحيى، ورواه أيضا يحيى بن أبي كثير ومحمّد بن عمرو عن أبي سلمة، عن أبي هريرة رضي الله عنهما عن النبي صلى الله عليه وسلم

1048. Вышеприведённый хадис приводят имамы Бухари и Муслим.

1049- أنا سعيد بن مرجانة، قال: سمعت أبا هريرة، رضي الله عنه يقول: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " ينزل الله إلى السماء الدنيا لشطر الليل ـ أو لثلث الليل ـ الأخير فيقول: من يدعوني فأستجيب له؟ أو يسألني فأعطيه؟ ثم يقول: من يقرض غير عدوم ولا ظلوم؟ " رواه مسلم في الصحيح عن حجاج بن الشاعر، عن محاضر بن المورع، وأخرجه أيضا من حديث أبي صالح عن أبي هريرة رضي الله عنه، ورواه أيضا أبو جعفر محمد بن علي في آخرين عن أبي هريرة رضي الله عنه

1049. Саид бин Марджана говорит, что слышал, как Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха сказал: "В одну часть ночи (или с наступлением последней трети ночи) Аллах янзилю (букв.: нисходит) к небу ближнего мира, вопрошая: "Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)?" Затем Он говорит: "Кто одолжит прекрасный заем, Тому Кто не беден и справедлив?"”.

 -1051-1050أنا أبو إسحاق، قال: سمعت الأغرّ، يقول: أشهد على أبي سعيد وأبي هريرة رضي الله عنهما أنهما شهدا على رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه قال: " إن الله عز وجل يمهل حتى يمضي ثلثا الليل ثم يهبط فيقول: هل من سائل؟ هل من تائب؟ هل من مستغفر من ذنب؟ " فقال له رجل: حتى يطلع الفجر؟ فقال: «نعم» . [ص:373] أخرجه مسلم في الصحيح من حديث غندر عن شعبة، وقال: «فينزل» بدل قوله: «ثم يهبط» . وبمعناه قاله منصور عن أبي إسحاق عن الأغر أبي مسلم: «ينزل إلى السماء الدنيا»

1050-1051. Абу Исхак говорит, что слышал, как Аль-Агарр свидетельствовал, что Абу Саид и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) засвидетельствовали, что Посланник Аллаха сказал: “Аллах ждёт, пока пройдёт две трети ночи, потом спускается (яһбит'у) и вопрошает: "Есть ли просящий? Есть ли кающийся? Есть ли просящий о прощении грехов?"”. Его спросили: “И так до наступления рассвета?” Он ответил: “Да”. Муслим привёл этот хадис от Гандара, а тот – от Шу‘бата, и вместо “спускается” (“яһбит'у”) сказал “нисходит” (“янзилю”). Подобное передал Мансур от Абу Исхака, а тот – от Аль-Агарра, отца Муслима: “Нисходит к небу ближнего мира”.

 -1052عن نافع بن جبير بن مطعم، عن أبيه، رضي الله عنه، عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: " ينزل الله عزّ وجلّ إلى سماء الدنيا في ثلث الليل فيقول: هل من تائب فأتوب عليه؟ هل من داع فأستجيب له؟ هل من مستغفر فأغفر له؟ قال: وذلك في كل ليلة".

لفظ حديث الواسطي وهو أتمّ. وقد روي في معنى هذا الحديث عن أبي بكر الصديق، وعلي بن أبي طالب، وعبد الله بن مسعود، وعبادة بن الصامت، ورفاعة بن عرابة، وجابر بن عبد الله، وعثمان بن أبي العاص، وأبي الدرداء، وأنس بن مالك، وعمرو بن عبسة، وأبي موسى الأشعري وغيرهم رضي الله عنهم عن النبي صلى الله عليه وسلم، وروي فيه عن عبد الله بن عباس وأم سلمة وغيرهما رضي الله عنهم

1052. Нафиъ бин Джубайр передаёт от своего отца, что Посланник Аллаха сказал: “С наступлением последней трети каждой ночи наш Всевышний Господь янзилю (букв.: нисходит) к небу ближнего мира, вопрошая: "Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его? Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?"”. Далее он сказал: “И так каждую ночь”. Подобное передано от Абу Бакра Ас-Сыддика, ‘Али бин Абу Талиба, ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, ‘Аббада бин Самита, Рифа‘а бин Арабата, Джабира бин ‘Абдуллаха, ‘Усмана бин ‘Абульвакаса, Абу Дарды, Анаса бин Малика, ‘Амра бин Абасата, Абу Мусы Аль-Аш‘ари и от других, а те передали от Пророка . Также это передано от ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, Умму Салямы и от других (да будет доволен ими Аллах).

-1053 ثنا موسى بن داود، قال: قال لي عباد بن العوام: قدم علينا شريك بن عبد الله منذ نحو من خمسين سنة، قال: فقلت له: يا أبا عبد الله، إنّ عندنا قومًا من المعتزلة ينكرون هذه الأحاديث. قال: فحدّثني بنحو من عشرة أحاديث في هذا، وقال: أمّا نحن فقد أخذنا دينَنا هذا عن التابعين عن أصحاب رسول الله صلّى الله عليه وسلّم، فهم عمّن أخذوا؟

1053. Муса бин Давуд говорит, что ‘Аббад бин ‘Аввам сказал ему: “К нам прибыл Шарик бин Абдуллах где-то 50 лет назад, и я сказал ему: "О Абу Абдуллах, у нас есть люди из числа муътазилитов, которые отрицают эти хадисы", тогда Шарик рассказал мне около десяти хадисов об этом (о нузуле), а затем сказал: "Что касается нас, то мы переняли эту нашу религию от таби‘инов, от сподвижников Посланника Аллаха , а у кого же свою религию взяли они?!"”.

–1054 إسحاق بن راهويه يقول: دخلت على عبد الله بن طاهر فقال لي: يا أبا يعقوب، تقول: إنّ الله ينزل كلّ ليلة؟ فقلت: ويَقدِر. فسكت عبد الله.

1054. Исхак бин Рахувайхи сказал: “Однажды я зашёл к ‘Абдуллаху бин Т'ахиру, и он сказал мне: "О Абу Я‘куб! Ты говоришь, что Аллах янзилю (букв.: нисходит) каждую ночь?" Я сказал: "Он всемогущ (и способен на это)". И ‘Абдуллах замолчал”.

–1055 إسحاق بن راهويه يقول: دخلت على عبد الله بن طاهر فقال لي: يا أبا يعقوب، تقول: إنّ الله ينزل كلّ ليلة؟ فقلت: أيّها الأمير إنّ الله تعالى بعث إلينا نبيّا، نقل إلينا عنه أخبارًا بها نحلّل الدماء، وبها نحرّم، وبها نحلّل الفروج، وبها نحرّم، وبها نبيح الأموال وبها نحرّم، فإن صحّ ذا صحّ ذاك، وإن بطل ذا بطل ذاك. قال: فأمسك عبد الله.

1055. Абу Аль-‘Аббас говорит: “Мой доверенный друг рассказал мне, что он услышал, как Исх'ак бин Рахувайхи говорил: "Я зашёл к ‘Абдуллаху бин Т'ахиру, и он сказал мне: "О Абу Я‘куб! Ты говоришь, что, поистине, Аллах янзилю (букв.: нисходит) каждую ночь?" Я ответил: "О правитель правоверных, Всевышний Аллах отправил к нам Пророка , тот передал от него рассказы, посредством которых мы дозволяем и запрещаем проливать кровь, посредством которых мы дозволяем и запрещаем себе женщин, посредством которых мы дозволяем и запрещаем имущество, и если они достоверны, значит и эти (хадисы о нузуле) достоверны, а если они ложны, то и те ложны". И тогда Абдуллах промолчал"”.

-1056  أحمد بن سلمة يقول: سمعت إسحاق بن إبراهيم الحنظلي، يقول: جمعني وهذا المبتدع ـ يعني إبراهيم بن أبي صالح ـ مجلس الأمير عبد الله بن طاهر، فسألني الأمير عن أخبار النزول فسردتها، فقال إبراهيم: كفرت بربّ ينزل من سماء إلى سماء. فقلت: آمنت برب يفعل ما يشاء. قال فرضي عبد الله كلامي وأنكر على إبراهيم. هذا معنى الحكاية.

1056. Ахмад бин Салама говорит: “Я слышал, как Исх'ак бин Ибрахим аль-Ханзали (Рахувайхи) говорил: "Я и этот нововведенец – Ибрахим Ибн Абу Салих – пошли на собрание амира Абдуллаха Ибн Тах'ира. Амир спросил меня о хадисах о нузуле (букв.: нисхождении Аллаха), и я их перечислил. Тогда Ибрахим сказал: "Я не верую в Господа, который янзилю (букв. спускается) с неба на небо". Тогда я сказал: "Я уверовал в Господа, который делает всё, что пожелает"". Далее он сказал: "‘Абдуллаху понравилась моя речь, и он высказал порицание Ибрахиму"”. Это суть истории.

-1057  إسحاق بن إبراهيم يقول: دخلت يوما على طاهر بن عبد الله بن طاهر، وعنده منصور بن طلحة، فقال لي: يا أبا يعقوب، إنّ الله ينزل كلّ ليلة؟ فقلت له: تؤمن به؟ فقال طاهر: ألم أنهك عن هذا الشيخ، ما دعاك إلى أن تسأله عن مثل هذا؟ قال إسحاق: فقلت له: إذا أنت لم تؤمن أنّ لك ربا يفعل ما يشاء، لستَ تحتاج أن تسألني.

 

1057. Исх'ак бин Ибрахим (Рахувайхи) говорит: “Однажды я зашёл к Т'ахиру бин ‘Абдуллаху бин Т'ахиру, и у него был Мансур бин Т'альха. И он (Мансур) сказал мне: "О Абу Я‘куб! Ты говоришь, что Аллах янзилю (букв.: нисходит) каждую ночь?" Я сказал: "Ты сам в это веришь?" Тогда Т'ахир сказал: "Разве я тебе не запретил задавать вопросы этому шейху? Что заставляет тебя спрашивать его о подобном?" Исхак сказал: "Я ему сказал: "Если ты не веришь, что у тебя есть Господь, который совершает, что пожелает, то нет у тебя необходимости задавать мне вопросы"”.

قلت: فقد بيّن إسحاق بن إبراهيم الحنظلي في هذه الحكاية أنّ النزول عنده من صفات الفعل، ثمّ إنّه كان يجعله نزولا بلا كيف، وفي ذلك دلالة على أنّه كان لا يعتقد فيه الانتقال والزوال.

Шейх (Байхаки) говорит: Исх'ак бин Ибрахим аль-Ханзали (Рахувайхи) в этой истории разъяснил, что нузуль (букв.: нисхождение), по его мнению, относится к атрибутам действия (сыфату аф‘ал), и он не вдавался в его образ/форму. В этих словах есть указание на то, что он не был убеждён, что оно обозначает перемещение и покидание места.

 

 -1058 قال إسحاق بن راهويه: سألني ابن طاهر عن حديث النبي صلّى الله عليه وسلّم ـ يعني في النزول ـ فقلت له: النزول بلا كيف. قال أبو سليمان الخطابي: هذا الحديث وما أشبهه من الأحاديث في الصفات كان مذهب السلف فيها الإيمان بها، وإجراءها على ظاهرها ونفي الكيفية عنها.

1058. Исх'ак бин Рахувайхи сказал: “Ибн Т'ахир спросил меня о хадисе Пророка , то есть о нузуле, и я ему сказал: "Нузуль понимается без образа"”.

Абу Сулейман аль-Хатт'аби говорит: “Отношение саляфов к этому хадису и ему подобным хадисам о атрибутах было таково: верить в них и проходить их как есть, с отрицанием формы (образа) в их отношении”. После он назвал следующие рассказы:

  1059- ثنا أبو زرعة، ثنا ابن مصفى، ثنا بقية، ثنا الأوزاعي، عن الزهري، ومكحول، قالا: أمضوا الأحاديث على ما جاءت.

1059. Авза‘и передаёт, что Зухри и Макхул сказали: “Оставьте эти хадисы, как они пришли”.

–1060 ثنا الوليد بن مسلم، قال: سئل الأوزاعي ومالك وسفيان الثوري والليث بن سعد عن هذه الأحاديث التي جاءت في التشبيه فقالوا: أمرّوها كما جاءت بلا كيفيّة.

قال أبو سليمان: وقد روينا عن عبد الله بن المبارك أنّ رجلا قال له، كيف ينزل؟ فقال له بالفارسية: (كدخدائ كارخويش كن) ينزل كما يشاء.

1060. Валид бин Муслим говорит: “Авза‘и, имама Малика, Суфьяна Саври и Лейса бин Са‘да спросили об этих хадисах, в которых есть уподобление (Аллаха творениям), и они сказали: "Оставьте их, как они пришли, без придания образа (формы)"”.

Абу Сулайман сказал, что некий человек спросил ‘Абдуллаха бин Мубарака: “Как Аллах янзилю (букв.: спускается с неба)?” Он на персидском ему ответил: “Аллах янзилю, как он этого хочет”.

1061- ثنا محمد بن سلام، قال: سألت عبد الله بن المبارك. فذكر حكاية قال فيها: فقال الرجل يا أبا عبد الرحمن، كيف ينزل؟ فقال عبد الله بن المبارك: «كدخاي كارخويش كن» ينزل كيف يشاء.

 

1061. Мухаммад бин Салам говорит: “Я спросил ‘Абдуллаха бин Мубарака, дальше он рассказал историю, в которой говорится: "И один человек сказал ему: "О Абу Абдурахман, как Аллах янзилю (букв.: спускается с неба)?" ‘Абдуллах бин Мубарак ответил на персидском (и добавил): "Янзилю, как он этого хочет"”.

قال أبو سليمان رحمه الله: «وإنّما ينكر هذا وما أشبهه من الحديث من يقيس الأمور في ذلك بما يشاهده من النزول الذي هو نزلة من أعلى إلى أسفل، وانتقال من فوق إلى تحت، وهذا صفة الأجسام والأشباح، فأما نزول من لا يستولي عليه صفات الأجسام فإنّ هذه المعاني غير متوهّمة فيه، وإنّما هو خبر عن قدرته ورأفته بعباده، وعطفه عليهم واستجابته دعائهم ومغفرته لهم، يفعل ما يشاء، لا يتوجّه على صفاته كيفية، ولا على أفعاله كمّية، سبحانه ليس كمثله شيء وهو السميع البصير».

Абу Сулейман говорит: “Эти и подобные ему хадисы отрицают те, кто строят аналогии с вещами, которые они наблюдают в своей жизни, например, нисхождение, представляющее собой спуск или перемещение сверху вниз.

Это является свойством тел. Что же касается нузуля (букв.: нисхождения) Того, Кому не свойственны качества тел, то такой смысл невообразим в отношении Него. Однако он (этот хадис) является сообщением о Его могуществе, милости к Своим творениям и жалости к ним, о Его ответе на их мольбы. Он творит то, что желает. Воображение не постигает Его атрибуты и Его действий невозможно посчитать, преславен Он, нет ничего, подобного Ему, Он Слышащий, Видящий”.

وقال أبو سليمان رحمه الله في «معالم السنن»: وهذا من العلم الذي أمرنا أن نؤمن بظاهره، وأن لا نكشف عن باطنه، وهو من جملة المتشابه الذي ذكره الله تعالى في كتابه فقال: {هو الذي أنزل عليك الكتاب منه آيات محكمات هنّ أم الكتاب وأخر متشابهات}[آل عمران : 7] فالمحكم منه يقع به العلم الحقيقي والعمل، والمتشابه يقع به الإيمان والعلم الظاهر، ويوكّل باطنه إلى الله عزّ وجلّ، وهو معنى قوله: {وما يعلم تأويله إلا الله} وإنّما حظّ الراسخين أن يقولوا: آمنا به كلٌّ من عند ربّنا. وكذلك ما جاء من هذا الباب في القرآن كقوله عزّ وجلّ: {هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام والملائكة وقضي الأمر} وقوله: {وجاء ربك والملك صفا صفا} والقول في جميع ذلك عند علماء السلف هو ما قلناه، ورُوي مثل ذلك عن جماعة من الصحابة رضي الله عنهم.

Абу Сулейман (да смилуется над ним Аллах) в труде “Маалиму Сунан” говорит:

“Это принадлежит к тому виду знаний, в которые нам велено уверовать и внутреннюю суть которых – не раскрывать. Это из категории неясного (муташабихат), которую Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге: "Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых неясен (муташабихат)". (Калам Шариф, сура Аль ‘Имран: 7)

Ясное из Корана нужно знать и практиковать, а в неясное (муташабих) нужно верить и знать, а суть в том, чтобы уповать на Аллаха, таков смысл Его слов: "Но (истинного) толкования этого не знает никто, кроме Аллаха".

Удел тех, кто углубился в знания – сказать: "Мы уверовали в него (аят с неясным смыслом). Всё (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа", и также всё то, что говорится в этом разделе Корана, например, слова Аллаха: "Неужели они ждут только того, чтобы явился к ним Сам Аллах в День Суда в сени облаков и ангелы? И тогда уже будет решено дело всех созданий.” (Сафват ат-Тафасир, сура Аль-Бакара: 210) и также слова Аллаха: "И придёт (суд или наказание) твоего Господа, и ангелы — рядами" (Калам Шариф, Аль-Фаджр: 22). Мнение саляфов относительно всех их – такое же, какое мы назвали. Нечто подобное передаётся от группы сподвижников (да будет доволен ими Аллах)”.

وقد زلّ بعض شيوخ أهل الحديث ممّن يرجع إلى معرفته بالحديث والرجال، فحاد عن هذه الطريقة حين روى حديث النزول، ثمّ أقبل على نفسه، فقال: إن قال قائل: كيف ينزل ربنا إلى السماء؟ قيل له: ينزل كيف يشاء. فإن قال: هل يتحرّك إذا نزل؟ فقال: إن شاء يتحرّك وإن شاء لم يتحرّك. وهذا خطأ فاحش عظيم، والله تعالى لا يوصف بالحركة، لأنّ الحركة والسكون يتعاقبان في محلّ واحد، وإنّما يجوز أن يوصف بالحركة من يجوز أن يوصف بالسكون، وكلاهما من أعراض الحدث، وأوصاف المخلوقين، والله تبارك وتعالى متعالٍ عنهما، ليس كمثله شيء.

Некоторые шейхи Ахлю-аль-хадис, к мнению которых относительно хадисов и их передатчиков прислушиваются, ошиблись. И они сошли с этого пути (пути саляфов), когда передали хадис о нузуле, обратились к себе и начали задаваться вопросом: “Если некто спросит о том, как наш Господь янзилю (букв.: нисходит) к небу ближнего мира”, мы ответим ему: “Нисходит, как пожелает”, а если он спросит: “Двигается, когда совершает нузуль, или нет?”, то ответим: “Если пожелает, двигается, если не пожелает, нет”.

Это является грубой ошибкой. Всевышнему Аллаху не свойственно движение, потому что движение и покой следуют друг за другом. Движение можно приписать тому, кому свойствен покой, и оба они свойственны творениям и являются их атрибутами, Аллах же возвышен и чист от этого, нет ничего, подобного Ему.

فلو جرى هذا الشيخ على طريقة السلف الصالح ولم يُدخل نفسه فيما لا يعنيه لم يكن يخرج به القول إلى مثل هذا الخطأ الفاحش. قال: وإنما ذكرت هذا لكي يتوقّى الكلام فيما كان من هذا النوع، فإنه لا يثمر خيرا ولا يفيد رشدا، ونسأل الله العصمة من الضلال، والقول بما لا يجوز من الفاسد والمحال.

Если бы этот шейх пошёл путём праведных саляфов и не занялся бы тем, что его не касается, то его слова не привели бы к такой грубой ошибке.

Далее (Хатт'аби) говорит: “Я рассказал об этом, чтобы люди остерегались речи о подобном, так как это не приносит блага. Мы просим у Аллаха защиты от заблуждения и от разговоров о пагубном и абсурдном”.

وقال القتيبي: قد يكون النزول بمعنى إقبال على الشيء بالإرادة والنية، وكذلك الهبوط والارتفاع والبلوغ والمصير، وأشباه هذا الكلام، وذكر من كلام العرب ما يدلّ على ذلك. قال: ولا يراد في شيء من هذا انتقال - يعني بالذات - وإنّما يراد به القصد إلى الشيء بالإرادة والعزم والنية. قلت: وفيما قاله أبو سليمان - رحمه الله - كفاية، وقد أشار إلى معناه القتيبي في كلامه، فقال: لا نحتم على النزول منه بشيء، ولكنا نبيّن كيف هو في اللغة، والله أعلم بما أراد.

Кутайби сказал: “Нузуль (букв. нисхождение) иногда используется в смысле "захотеть что-то, намереваться сделать что-то", так же дело обстоит со словами "һубут'" ("опускаться"), "иртифа‘" ("возвышение"), "булюг" ("дохождение"), "масыр" ("пребывание") и им подобными”. После этого он привёл примеры для каждого слова из арабского языка и сказал: "Но ни в одном из них не имеется в виду переход сущностью, а только намерение совершить что-то"”.

Я (Байхаки) скажу: того, что сказал Абу Сулейман (да смилуется над ним Аллах), достаточно. В своей речи на это указал и Кутайби, он говорит: “Мы не привязываем к слову "нузуль" ничего из этого (лексический смысл), мы просто объясняем, как оно (используется) в языке, а Аллах лучше знает, что он имел в виду (под этими словами)”.

وقرأت بخطّ الإمام الأستاذ أبي عثمان رحمه الله في كتاب «الدعوات» عقيب حديث النزول: قال الأستاذ أبو منصور - يعني الحمشاذي - على إثر الخبر: وقد اختلف العلماء في قوله: «ينزل الله» فسئل أبو حنيفة عنه فقال: ينزل بلا كيف. وقال حماد بن زيد: نزوله إقباله. وقال بعضهم: ينزل نزولا يليق بالربوبية بلا كيف، من غير أن يكون نزوله مثل نزول الخلق بالتخلّي والتمكّن، لأنه جلّ جلاله منزّه عن أن تكون صفاته مثل صفات الخلق، كما كان منزّها عن أن تكون ذاته مثل ذات الغير، فمجيئه وإتيانه ونزوله على حسب ما يليق بصفاته من غير تشبيه وكيفيّة. ثمّ روى الإمام رحمه الله عقيب حكاية ابن المبارك حين سئل عن كيفية نزوله، فقال عبد الله: «كد خداي كارخويش كن» ينزل كيف يشاء. وقد سبقت منه هذه الحكاية بإسناده وكتبتها حيث ذكرها أبو سليمان رحمه الله.

Я прочитал текст имама, устаза Абу Усмана (да смилуется над ним Аллах) в книге “Да‘ват” после хадиса о нузуле: “Устаз Абу Мансур – то есть аль-Хамшави – сказал после этого хадиса: "Учёные впали в разногласия относительно слов Пророка "Янзилю (нисходит) Аллах".

У Абу Ханифы спросили об этом, и он сказал: "Янзилю не имеет образа", Хаммад бин Зайд сказал: "Нузуль – это обращение". Другие сказали: "Янзилю в таком виде, какой подобает его Господству, без образа, не подобно спусканию творений с освобождением места и заниманием места, потому что Он – свят Он и велик – пречист от того, чтобы Его качества были подобны качествам творений, так же, как Он чист от подобия другим. Его маджиъ (приход), итян (прибытие), нузуль (спускание) происходит так, как это соответствует Его атрибутам, без уподобления и образа (формы)".

Далее имам (Абу Усман) (да смилуется над ним Аллах) приводит историю об Ибн Мубараке, в которой его спросили о форме нузуля, и Абдуллах сказал: "Янзилю, как Он захочет"”. Эту историю я приводил с цепочкой от Абу Сулеймана (да смилуется над ним Аллах).

-1062 وأخبرنا أبو عبد الله الحافظ، قال سمعت أبا محمّد أحمد بن عبد الله المزني يقول: «حديث النزول قد ثبت عن رسول الله صلّى الله عليه وسلّم من وجوه صحيحة» وورد في التنزيل ما يصدّقه وهو قوله تعالى: {وجاء ربك والملك صفّا صفّا}[ الفجر : 22] والمجيء والنزول صفتان منفيتان عن الله تعالى، من طريق الحركة والانتقال من حال إلى حال، بل هما صفتان من صفات الله تعالى بلا تشبيه، جلّ الله تعالى عمّا يقول المعطّلة لصفاته والمشبّهة بها علوا كبيرا.

1062. Абу ‘Абдуллах Аль-Хафиз передал нам, что он слышал, как Абу Мух'аммад Ах'мад ибн ‘Абдуллах Аль-Музани говорил: “Хадис о нузуле подтверждён и достоверно передан от Посланника Аллаха . В Коране есть то, что подтверждает это – слова Всевышнего Аллаха: "И придёт (суд или наказание) твоего Господа, и ангелы в ряд" (Аль-Фаджр :22). Нузуль (букв.: нисхождение) и маджиъ (букв.: приход) – это два атрибута, не присущие Всевышнему Аллаху в виде движения и перехода с одного состояния в другое. Эта два атрибута Аллаха, подобных которым нет [ни у кого из творений]. Всевышний Аллах чист от того, что говорят те, кто отрицают его атрибуты, и те, кто уподобляет Его творениям”.

-1063  عن عائشة، رضي الله عنها قالت: تلا رسول الله صلى الله عليه وسلم: { هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِنْ عِنْدِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُوْلُوا الأَلْبَابِ [ آل عمران:7 ]. قالت: قال رسول الله صلّى الله عليه وسلّم: «إذا رأيتم الذين يتّبعون ما تشابه منه فأولئك الذين سمّى الله عزّ وجلّ فاحذروهم» . رواه البخاري، ومسلم في الصحيح عن القعنبي.

1063. От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся следующее: “Посланник Аллаха прочитал аят "Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых неясен (муташабихат). И те, чьи сердца заблуждаются, следуют за неясными аятами, желая [добиться] смуты и [получить такое] толкование [какое им понравится]. Но [истинного] толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: "Мы уверовали в него (аят с неясным смыслом). Всё (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа". Однако принимают наставление только обладатели разума». (Калам Шариф, сура Аль ‘Имран: 7) ‘Аиша сказала, что Посланник Аллаха сказал: "Если вы увидите тех, кто следует аятам с неясным смыслом (муташабихат), то они и есть те, о ком говорит Аллах, свят Он и велик, так сторонитесь же их"”. Передали от Ка‘наби имамы Бухари и Муслим». Конец слов имама Байхаки.

Пусть Аллах покажет нам истину истиной и поможет нам следовать ей, пусть покажет ложь ложью и поможет сторониться её. Благословление и приветствие Его рабу и Посланнику Мух'аммаду , его семье, сподвижникам и тем, кто идёт по его пути, до Судного дня. Амин!

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муса Багилов

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.