Мы – те, о ком говорили: «Их книгами будут их сердца»

3 Август 2021
5754

Коран ниспосылался аятами, сурами, его заучивали наизусть. Множество сподвижников были хафизами Корана. О том, как собирали Коран, записывали и передавали в точности до каждой буквы и звука из уст в уста, в интервью порталу ISLAMDAG.RU рассказал доктор исламских наук, преподаватель магистратуры при Дагестанском исламском университете Мухаммад Магомедов.

- Во времена Пророка и праведных халифов сбор Корана – джам’ Аль-Куръан – проходил в три этапа:

1. сбор Корана при жизни Пророка Мухаммада ;

2. сбор Корана во времена халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах);

3. сбор Корана во времена халифа ‘Усмана (да будет доволен им Аллах).

Во времена Абу Бакра Корана в форме отдельно написанной книги не было. Что касается сбора Корана при жизни Пророка , то это означает запоминание Корана, то есть заучивание его наизусть. Пророк поручал записывать Коран писцам, которых у него было около сорока. Каждый раз, когда ниспосылалось откровение, он велел писцам записать его.

 

- На чём они записывали?

- На плоских камнях, на кожуре плодов, на шкурах животных, на том, на чём вообще можно было писать в то время. Не было достаточного количества бумаги, поэтому Пророк повелел им записывать на всём, на чём можно записать. Так записывали Коран во времена Пророка Мухаммада .

Основное внимание Пророк уделял заучиванию Корана наизусть. Ведь арабы не знали грамоты. Многие из них не умели читать и писать. Поэтому в основном для хранения той или иной информации они использовали свою память, а память у них была исключительная. С одного раза многие запоминали наизусть большие тексты. Стихосложение было так широко распространено среди арабов того времени, что они зачастую разговаривали между собой стихами.

 

- Память была хорошей только у молодых представителей этой народности, или это не зависело от возраста?

- У них у всех была такая память, независимо от возраста. Память они развивали с детства. Писать, как мы выше сказали, им было особо не на чём, следовательно, их книгами, тетрадями и чернилами являлась их память, полагаться им приходилось только на неё. Пророк на это обращал внимание.

В этом заключена великая мудрость, потому что другие ниспосланные небесные книги не были выучены наизусть, не были записаны, и они не сохранились. А Коран сохранился в двух видах: устном и письменном.

Это отличительная черта Корана относительно других книг, которые были ниспосланы Всевышним на время, и Аллах не дал им сохраниться. Коран же ниспослан до Судного дня, и поэтому Аллах взял его сохранение на Себя.

Сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) соревновались друг с другом в заучивании Корана наизусть и в его изучении. Эта Книга была для них драгоценностью, которой они дорожили, как зеницей ока.

Достоинством считалось заучивание Корана наизусть. Когда девушка выходила замуж, семья могла запросить в качестве махра обучение её чтению Корану. Они не сравнивали с этим никакие богатства. Коран был ценнее и золота, и серебра.

Сподвижники, оставляя отдых и сон, посвящали себя изучению Корана, даже ночью. Всю ночь они читали Коран, особенно в предрассветное время – стоял гул, похожий на жужжание роя пчёл. Вот так они запоминали Коран.

Как мы говорили в предыдущих интервью, если кто-то ошибался в какой-то букве, другой тут же его исправлял. Как в том случае, который мы приводили в пример, когда сподвижник ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) привёл к Пророку молодого человека из-за того, что услышал, как тот читал Коран немного иначе – не так, как Пророк учил Умара.

Когда какое-то племя принимало Ислам, Пророк отправлял к ним чтеца, который учил их Корану. Так он отправил в Медину Мус’аба бин ‘Умейра, ‘Абдуллаха ибн Умм Мактума. До того, как он переселился в Медину, он направил их туда, чтобы они обучали Корану и Исламу жителей Медины. Переселившись в Медину, Пророк отправил Му’аза бин Джабаля в Мекку, чтобы тот обучил Корану её жителей.

Сподвижник Пророка хафиз ‘Убада ибн Ас-Самит (да будет доволен им Аллах) говорил, что когда кто-то совершал хиджру, Пророк закреплял за переселившимся одного из сподвижников, чтобы тот обучил его Корану.

В мечети Пророка от чтения Корана всегда стоял характерный гул, поэтому Пророку пришлось велеть им читать тише, чтобы они не мешали друг другу.

 

- А какой объём текста из Корана вменялось выучить каждому новому ученику?

- Кто сколько сможет. Тех, кто знал весь Коран наизусть, было очень много. Огромный список хафизов приводится в книгах по истории. Список возглавляют четыре праведных халифа, далее идут имена других сподвижников, которые знали наизусть весь Коран.

 

- То есть все четыре праведных халифа – Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али – знали Коран наизусть?

- Да. Далее идут Муаз бин Джабаль, Абу Дарда, Анас ибн Малик, Абу Зайд (да будет доволен им Аллах) и т. д.

Их было много. В битвах при Ямаме и колодце Мауна погибло по 70 хафизов. Аль-Куртуби пишет: «В день битвы при Ямаме было убито 70 сподвижников, знающих Коран наизусть, и такое же количество было убито в битве при колодце Мауна».

У сподвижников, знающих Коран наизусть, была одна особенность – они были самыми храбрыми воинами и, не зная страха, нападали на врагов. Поэтому они чаще других становились шахидами.

 

- Почему именно они обладали особым бесстрашием?

- Кто больше знает, тот и сильнее. Поэтому среди тех, кто больше всех знал и изучал Коран, были самые неустрашимые воины. Учитывая, что хафизы погибали в битвах и с их уходом уходили знания, Абу Бакр, боясь за будущее, начал записывать Коран.

Учёный Ибн аль-Джазари, специалист коранических наук, писал, что при передаче Корана в основном опирались на его заучивание. В первую очередь рассчитывали на память, а не на то, что записано, потому что написано может быть одним образом, а произноситься – по-другому. Поэтому было недостаточно только прочитать Коран, нужно было получить его из уст в уста. Это особенность нашей уммы. Другие Писания – Таврат, Инджиль, Забур – никто не знал наизусть.

В достоверном хадисе, который передают со слов ‘Ияда ибн Химара аль-Муджаши’и, сообщается, что однажды во время своей проповеди Посланник Аллаха сказал:

وَقَالَ إِنَّمَا بَعَثْتُكَ لِأَبْتَلِيَكَ وَأَبْتَلِيَ بِكَ وَأَنْزَلْتُ عَلَيْكَ كِتَابًا لَا يَغْسِلُهُ الْمَاءُ

«Всевышний Аллах сказал мне: "Я послал тебя к людям, чтобы испытать тебя и подвергнуть их испытанию через тебя, и Я ниспослал тебе Писание, которое не смыть водой"». (Муслим, 2865)

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее: «Смысл слов "которое не смыть водой" таков: Писание, которое сохранено в сердцах, не может исчезнуть, напротив, оно останется на все времена».

 

- «Не смыть водой» – это фразеологизм?

- Да. Далее в хадисе говорится:

تَقْرَؤُهُ نَائِمًا وَيَقْظَانَ

«Писание, которое ты будешь читать во сне и наяву».

 

- А как это – читать Коран во сне?

- Это означает, что он будет помнить Коран и во сне. Имам Ан-Навави, комментируя это хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее: «Учёные сказали: "Эти слова подразумевают, что Коран будет сохранён для тебя во сне и наяву". Также есть мнение, что эти слова подразумевают, что он будет читать Коран с лёгкостью».

В предыдущих Писаниях умму Пророка Мухаммада описывают так: «Их книги – в их сердцах», то есть Коран будет храниться у них в сердце. Предыдущие уммы не могли заучивать свои Писания наизусть и читали только с Книги.

***

Пророк и его сподвижники уделяли огромное значение изучению Корана. Коран оставлял свой след в их жизни и душе, ведь те, кто лучше знал Коран, были лучшими и по своим человеческим качествам. Такова сила знаний, исламских знаний, которые и в наши дни богословы передают из уст в уста.

Беседовала Айша Тухаева

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

«То, что мы можем заучивать Коран наизусть – это чудо Всевышнего Аллаха»

Коран Мекки и Коран Медины

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.