Коран Мекки и Коран Медины

6 Июль 2021
13045

В Священном Коране есть мекканские и мединские аяты, и у тех, и у других есть ряд особенностей. Почему это важно знать всем мусульманам?

Потому что это история нашей религии, история её зарождения и распространения света Ислама по всему миру, и каждое событие в этой истории значимо, важно, и в каждом кроется мудрость, урок и совет, который поступает к нам через расстояние в 1430 лет.

И в Мекке, и в Медине мусульмане с трепетом в сердце ждали ниспослания аятов все 23 года, в течение которых открывался Пророку Коран.

На наши вопросы отвечает Мухаммад Магомедов – доктор исламских наук, преподаватель магистратуры Дагестанского исламского университета.

 

- В истории ниспослания аятов Корана различаются два периода: период, когда аяты ниспосылались Пророку Мухаммаду в Мекке, его называют мекканский период, и период, когда аяты открывались Пророку в Медине, это мединский период. Есть ли какие-то особенности, присущие мекканским и мединским аятам?

- Нельзя сказать, что то, о чём говорилось в аятах, ниспосланных в Мекке, не упоминалось в аятах, ниспосланных в Медине. Особенности содержания аятов, которые ниспослались в Мекке, такие – в них было обращение к многобожникам, говорилось об идолопоклонстве и тех сомнениях, которые посещали не принимающих Ислам мекканцев; был вопрос – почему они придерживаются идолопоклонства?

В первую очередь ведь нужно было, чтобы у человека появилась истинная вера и правильные убеждения. А для этого нужно было довести до многобожников, что то, что они делают, неправильно, противоречит логике. Поэтому в Коране приводились разные доказательства, примеры, которые доказывали недействительность поклонения идолам и таких верований.

 

- Можете привести какой-нибудь из этих аятов?

- Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ وَإِن يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئًا لَّا يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَالْمَطْلُوبُ

(смысл): «О люди (многобожники)! Всевышний Аллах привёл пример того, чему поклоняются помимо Аллаха – так слушайте его внимательно и поразмышляйте над этим. Поистине, те божества, которым вы поклоняетесь помимо Аллаха, никогда не смогут создать даже одну муху, даже если эти божества соберутся все вместе для этого. А если что-нибудь (например, благовоние, которые они наносят на эти божества) у тех божеств похитит муха, то они не смогут спасти похищенную вещь от мухи (несмотря на слабость и ничтожность мухи). Слаб и просящий (многобожник, который просит блага у божества), и просимый (божество). Каждый из них ничтожен и слаб. («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Хадж: 73)

В Коране имеется множество подобных аятов, которые сподвигают на размышление.

Когда ниспосылались такие аяты, многобожники приводили в качестве доказательства тот факт, что их отцы, деды тоже поклонялись идолам, что это путь их предков. И тогда Всевышний Аллах, наставляя их, говорил, что нельзя человеку быть до такой степени униженным, нельзя не размышлять над тем, что делали отцы, слепо и бездумно следуя за ними.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ شَيْئًا وَلَا يَهْتَدُونَ

(смысл): «Неужели они так слепо следуют за своими отцами, даже если их отцы ничего не смыслили и не шли верным путём (были глупцами и невеждами, у которых нет ума, защищающего их от зла, и разума, озаряющего им путь)?»  («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 170)

Вот это является первой особенностью мекканских аятов Корана. Мекканский период был временем закладки фундамента Ислама и призыва к единобожию, поскольку арабы того времени были увлечены поклонением идолам. Прежде чем рассказать им о намазе, о закате, о посте, о тех обязанностях, которые предпишет им Аллах, нужно было исправить их вероубеждение. Поэтому в мекканских аятах в основном говорится об идолопоклонстве.

 

- А на многих людей повлияли эти аяты, эти разъяснения об их идолах?

- Конечно.

Второе, что говорится в мекканских аятах, это то, что эти аяты открыли людям глаза. Мекканские аяты подталкивали их к размышлениям о том, что происходит в этом мире.

Доводы, доказательства, разные методы, разные формы – и всё для того, чтобы направить их, открыть им глаза. И вслед за этим Всевышний Аллах призывает язычников признать Единственность Аллаха, убедиться в Его Единственности и в неправильности их поклонения идолам.

Говорилось также о воскрешении в Судный день, о том, что будет справедливый отчёт и Суд, также был призыв уверовать в откровения, которые ниспосылаются Пророку . Это тоже было в мекканских аятах.

Третье: в мекканских аятах говорилось о некоторых мерзких обычаях мекканцев. К примеру: убийство детей, кровопролитие, захоронение живьём дочерей. К тому же они ни во что не ставили честь людей и присваивали имущество сирот. В этих аятах Всевышний Аллах призывал их оставить эти мерзкие обычаи.

 

- А какие у них были ценности, если они честь ни во что не ставили, даже детей убивали? Какими были нормы в их обществе?

- У них были и хорошие качества, к примеру, гостеприимство. Щедрость была им присуща. Но наряду с этим были и плохие качества. К примеру, боясь бедности, многобожники убивали своих детей.

 

- Только девочек?

- Нет, они и мальчиков, и девочек убивали из-за страха бедности. Причём не только грудных, а даже уже подросших. Рождение девочек они вообще считали позором, и убийство девочек даже вошло в традицию у язычников Мекки.

Четвёртое, что содержится в мекканских аятах, это усул аль-ахляк, то есть основы нравственности – права людей, их социальные границы и нормы. Всевышний Аллах разъяснил это в мекканских аятах в таком виде, чтобы они сами стали ненавидеть своё неверие, ослушание, свои злобу и чёрствость сердец.

В то же время мекканские аяты Корана раскрывают суть хороших нравственных качеств, к примеру – вера, знания, любовь, взаимоуважение, искренность, уважение к родителям, друг к другу, к соседям, чистота сердца. Обо всех этих хороших качествах рассказывается в мекканских аятах.

Ещё одна особенность мекканских аятов – это повествование о предыдущих пророках (мир им) и их общинах.

 

- То есть все истории пророков (мир им), которые мы читаем, были ниспосланы ещё в Мекке?

- Да. И для чего это рассказывалось? Это было для Пророка весточкой, что его братья пророки (мир им) тоже подвергались испытаниям, и в конце концов Аллах дал им победу над врагами, что враги Ислама всегда остаются в проигрыше. Сколько бы ни продолжалась вражда, Аллах даёт победу Своему пророку.

Как мы говорили в предыдущей статье, это было и одной из причин ниспослания аятов. С каждым аятом и вахью к Пророку приходило успокоение. В этих аятах помимо истории его братьев пророков (мир им) было для него и утешение.

Есть у мекканских аятов и другая особенность – они все короткие. И суры короткие, и аяты. Почему? Потому что мекканцы были людьми красноречивыми. Самым выдающимся достижением у них считалось умение красноречиво говорить, это умение у них ценилось выше золота и серебра, поэтому даже из двух слов они могли понять тот глубокий смысл, который в них был заключён. Тот смысл, который не поняли бы другие люди, они могли раскрыть.

Они даже разговаривали друг с другом в стихотворной форме, без подготовки, спонтанно выдавая рифмованную речь. И она не была лишена смысла, она была красноречивой.

 

- Интересно то, что такие высокоинтеллектуальные люди могли вместе с тем закапывать детей. Там, где есть развитие, образование, по моему мнению, нет места столь низменным проявлениям человеческой личности.

- Значит, разума и образования недостаточно, сначала должно быть воспитание.

Это то, что касается мекканских аятов.

А что касается мединских аятов и мединских сур, то в них в основном рассказывается о тонкостях, законах шариата, о деталях всех ахкамов: имущественных, социальных, государственных, личных прав людей, военных действий.

Обо всём, что касается жизни людей, их поклонения, столпов Ислама, рассказывается в мединских аятах и сурах (Аль-Бакара, Ан-Ниса, Аль-Маида). Потому что мекканский период, как мы выше сказали, был периодом закладки фундамента веры, и в это время Коран призывал людей к вере в Аллаха, в откровения, чтобы они последовали за Пророком , а уже когда Пророк переселился в Медину, и большая часть арабов приняли Ислам, им уже нужно было знать об обязанностях мусульман: как совершать намаз, соблюдать пост и так далее. Поэтому в мединских аятах больше всего говорится об этом.

В мединских аятах содержится призыв людей Писания к Исламу; предмет диспутов мусульман с людьми Писания; разоблачение тех доктрин, которые были изменены людьми Писания, разъяснения, что они не на правильном пути, что они не принимают истину.

Также в них говорится о том, что они искажали книги Аллаха, ведь они хорошо знали, что говорится в их книгах о Пророке Мухаммаде . И в Инджиле, и в Таврате говорилось о Пророке . Поэтому мединские аяты призывали их размышлять, вспоминать свою историю. В сурах Аль-Бакара, Али-Имран Всевышний Аллах призывает людей к Исламу.

Ещё одна особенность мединских аятов – они длинные. Почему? Жители Медины не были так красноречивы, остроумны и образованны, как мекканцы. Как мы знаем, арабы были «умма уммийя», так называли их. Да, мекканцы не умели писать, читать. Но их память, их красноречие были высшего уровня, несмотря на то, что они не умели писать и читать.

А у жителей Медины не было этого, поэтому они не могли всё понимать так, как мекканцы. И им нужно было чуть больше разъяснения, поэтому аяты, ниспосланные в Медине, были длиннее.

 

- Скажите, почему никто не смог написать такой же стих, как аят?

- Ну, это же речь Аллаха. Потому что Коран — это самое большое чудо, дарованное нашему Пророку . И, как обычно, Всевышний Своих пророков (мир им) одаривал чудесами. И чудо бывало из той категории, в которой данный народ превосходит другие.

Поэтому пророку Мусе (мир ему) Всевышний Аллах дал такое чудо, чтобы его народ уверовал, что это не по человеческим возможностям. Пророку Исе (мир ему) Он дал дар воскрешать мёртвых, исцелять больных, это было важно для его народа.

И, как мы говорили, курайшиты были самыми красноречивыми людьми, поэтому Аллах дал Пророку Мухаммаду такую книгу, сочинить подобную которой было выше человеческих возможностей.

В течение 23 лет Аллах передавал им в откровениях: «Сочините от себя книгу похожую на Коран». Когда они не смогли сочинить его, им было передано веление сочинить хотя бы десять сур.

И после этого Всевышний Аллах сказал им: «Сочините хотя бы самую короткую суру». И этого безбожники не смогли сделать. Тогда Всевышний передал им: «Вы не смогли и не сможете».

С этой целью был ниспослан Коран, чудо, которое останется с нами до Судного дня. Все чудеса, которые показывал Пророк , не вечны, сейчас ведь с нами нет ни одного из чудес Пророка . А Коран останется до Судного дня. Каждое столетие учёные открывают что-то новое в Коране.

 

- То есть он неисчерпаем?

- Да.

***

Книга, которая хранится дома практически у каждого мусульманина. Такая на вид обычная и вместе с тем чудесная, прекрасная, сложная и простая одновременно. Зачастую её суры и аяты трудно заучить наизусть, но раз ступив на этот путь, с него уже невозможно сойти, за исключением редких случаев.

И это подарок для каждого, чьё сердце Всевышний открыл для Священной Книги, ведь Он не всем дал это. Любить что-то легче, когда хорошо знаешь это. Мы учимся любить Коран как чудо нашего Пророка , путешествуя по разделам науки «Улум Аль-Куръан».

Беседовала Айша Тухаева

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

«То, что мы можем заучивать Коран наизусть – это чудо Всевышнего Аллаха»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.