Можно ли проводить похороны ночью?

6 Декабрь 2021
5063

Сколько бы ни жил человек, его жизнь в этом мире рано или поздно заканчивается. После его смерти обязанностью тех, кто остался в живых, являются похороны усопшего по канонам шариата.

С телом умершего должны быть совершены четыре обязательных действия: омывание, заворачивание в саван, совершение джаназа-намаза и похороны, то есть погребение в могиле.

Как только человек покидает это мир, следует немедленно приступить к этим действиям, и откладывать их нежелательно. Следовательно, если ко времени похорон наступила ночь, не следует оставлять их до утра.

Преобладающее большинство учёных (джумхур) единогласны в том, что хоронить умершего ночью можно и в этом нет нежелательности. Это мнение также является более аргументированным в шафиитском мазхабе.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Дозволяется хоронить умерших ночью, и в этом нет нежелательности (караха). Этому мнению противоречит только один учёный – Аль-Хасан Аль-Басри, который аргументирует своё мнение хадисом, который передал имам Муслим».

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَطَبَ يَوْمًا، فَذَكَرَ رَجُلًا مِنْ أَصْحَابِهِ قُبِضَ فَكُفِّنَ فِي كَفَنٍ غَيْرِ طَائِلٍ، وَقُبِرَ لَيْلًا، فَزَجَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ ‌يُقْبَرَ ‌الرَّجُلُ ‌بِاللَّيْلِ حَتَّى يُصَلَّى عَلَيْهِ، إِلَّا أَنْ يُضْطَرَّ إِنْسَانٌ إِلَى ذَلِكَ

«Как-то во время хутбы Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) упомянул одного из своих сподвижников, которого после кончины завернули в плохой и недостаточно длинный саван и похоронили ночью. Затем Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) запретил хоронить ночью, пока по покойному не совершат заупокойную молитву (в присутствии большого количества людей), если только люди не будут вынуждены поступить так». (Муслим, 943; Абу Давуд, 3148)

Далее Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет:

«Однако этот хадис не является доводом, потому что достоверно передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), а также и праведные халифы делали так (хоронили умерших ночью)».

Также от Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен Аллах) передаётся следующее:

‌رَأَى ‌نَاسٌ ‌نَارًا ‌فِي ‌الْمَقْبَرَةِ، ‌فَأَتَوْهَا فَإِذَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْقَبْرِ، وَإِذَا هُوَ يَقُولُ: نَاوِلُونِي صَاحِبَكُمْ فَإِذَا هُوَ الرَّجُلُ الَّذِي كَانَ يَرْفَعُ صَوْتَهُ بِالذِّكْرِ

«Однажды люди увидели огонь на кладбище и пришли туда. Они увидели, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спустился в свежевырытую могилу и сказал: "Подайте мне вашего товарища". Оказалось, что скончался человек, который громко поминал Аллаха». (Абу Давуд, 3164; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 578)

Кроме того, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был похоронен ночью (имам Ахмад, 11839), также ночью были похоронены Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан (да будет доволен ими всеми Аллах).

Имам Ан-Навави, комментируя вышеприведённый хадис, на который опирается Аль-Хасан Аль-Басри, согласно которому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил хоронить усопших ночью, в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж» пишет следующее:

«Учёные расходятся во мнениях относительно ночных похорон. Аль-Хасан Аль-Басри посчитал их нежелательными, если на то нет крайней необходимости. И этот хадис является доводом, на который он опирался.

Однако преобладающее большинство ранних и поздних учёных сказали, что в этом нет нежелательности. Доводом в пользу своего мнения они приводят тот факт, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) и множество саляфов были похоронены ночью и никто из сахабов не возразил против этого.

Также они аргументируют своё мнение хадисом о чёрной женщине и человеке, который подметал мечеть. Этот человек умер ночью, и люди тут же похоронили его. Утром, когда они сообщили Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что он умер и его похоронили ночью, тот сказал: “Что помешало вам сообщить мне об этом?” Они ответили: “Ночь была тёмной, и мы не хотели беспокоить тебя” (Бухари, 1247). Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не высказал им порицания (за то, что они похоронили человека ночью).

А на хадис, которым Аль-Хасан Аль-Басри аргументирует нежелательность хоронить ночью, они ответили тем, что в этом хадисе причиной запрета на похороны ночью был пропуск намаза.

Ведь он (Пророк) не запретил хоронить ночью вообще, а порицал именно тот случай, который приводит к пропуску намаза, уменьшению количества людей, совершающих джаназа-намаз, или к ошибке в заворачивании в саван».

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что хоронить усопшего ночью дозволено и в этом нет нежелательности. Однако лучше сделать это днём, чтобы на похоронах и на джаназа-намазе присутствовало как можно больше людей, и при омывании и погребении покойного не было затруднений и упущений.

Известный учёный шафиитского мазхаба Зайнуддин Аль-Малибари в своей книге «Фатх Аль-Му‘ин» пишет об этом следующее:

«Нет нежелательности (караха) в том, чтобы похоронить умершего ночью, однако делать это лучше днём, чем ночью».

Абу Бакр Ад-Димьяти в своей книге «И‘анат ат-талибин», комментируя вышесказанные слова Аль-Малибари «…лучше днём…», пишет следующее:

«То есть предпочтительнее. Это потому, что хоронить днём желательно (мандуб) в противоположность похоронам ночью, ведь ночные похороны не являются желательными (мандуб), чтобы это было предпочтительнее. Хоронить днём предпочтительнее, если нет риска, что при откладывании похорон состояние тела изменится, а если такой риск имеется, откладывать погребение запрещается (харам)».

В любом случае предпочтительнее хоронить умершего днём, если откладывание не приведёт к изменению тела. Однако не запрещается хоронить ночью, и в этом нет нежелательности, хотя, когда похороны проходят ночью, могут быть допущены ошибки при омывании тела, заворачивании в саван и погребении.

Однако в наше время, когда есть возможность провести все эти действия при свете фонарей или ламп, вероятность таких упущений минимальна, поэтому в похоронах ночью нет ничего предосудительного.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.