‘Усман ибн ‘Аффан رضي الله عنه

11 Сентябрь 2021
5151

‘Усман ибн ‘Афаан ибн Абу Аль-‘Ас ибн Умайя ибн ‘Абд Аш-Шамс ибн ‘Абдуманаф ибн Кусайю ибн Киляб ибн Мурра ибн Луайю ибн Галиб ибн Фихр Аль-‘Адави Аль-Курайши, обладатель двух сияний, родился в Мекке через 6 лет после Года слона.

Его мать Арва бинт Курайз ибн Раби‘а была дочерью Умму Хаким бинт Абдульмутталиба, которую прозвали Аль-Байзаъ. Она приходилась сестрой-близнецом отцу Пророка Мухаммада Абдуллаху. Соответственно, Умму Хаким была тётей Посланника Аллаха , а сам ‘Усман приходился ему сыном двоюродной сестры.

Как было отмечено выше, ‘Усман ибн ‘Аффан получил прозвище «Обладатель двух сияний». Под двумя сияниями подразумеваются обе дочери Пророка Рукия и Умм Кульсум (да будет доволен ими обоими Аллах). Посланник Алаха сначала выдал за ‘Усмана свою дочь Рукию (да будет доволен ею Аллах), а когда она покинула этот мир, выдал за него вторую дочь Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах).

От Абдуллаха ибн ‘Умара ибн Абана Аль-Дуу‘фи передаётся, что его дядя Хусайн Аль-Дуу‘фи спросил у него:

 يَا بُنِيَّ تَدْرِي لِمَ سُمِّيَ عُثْمَانُ ذَا النُّورَيْنِ؟ قُلْتُ: لَا أَدْرِي قَالَ: لَمْ يَجْمَعِ اللهُ بَيْنَ ابْنَتَيْ نَبِيٍّ مُنْذُ خَلَقَ اللهُ آدَمَ إِلَى أَنْ تَقُومَ السَّاعَةُ لِغَيْرِ عُثْمَانَ بْنِ عَفَّانَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، فَلِذَلِكَ سُمِّيَ ذَا النُّورَيْنِ

«О сын мой, знаешь ли ты, почему ‘Усмана прозвали обладателем двух сияний (Зун-Нурайни)?».

Абдуллах ответил, что не знает. Дядя сказал:

«Со времён сотворения Адама (мир ему) до Судного дня не было человека, который женился бы на двух дочерях Пророка, кроме ‘Усмана ибн ‘Аффана رضي الله عنه.  Поэтому его и прозвали Зун-Нурайни». (Байхаки, «Сунан Аль-Кубра», 13427)

‘Усман ибн ‘Аффан был широкоплечим человеком среднего роста, с тонкой светлой кожей с румянцем, с орлиным носом и мощными икрами, с длинными предплечьями, которые покрывали густые волосы. У него была красивая улыбка, а волосы его спускались ниже ушей.

Согласно наиболее достоверной версии, он был светлокожим. У него было красивое лицо, он был ширококостным, у него были густые волосы на голове и пышная борода, которую он красил в рыжий цвет.

 

Как ‘Усман женился на дочери Пророка Рукие

Дочь Посланника Аллаха Рукия была замужем за ‘Утбой, сыном Абуляхаба, её сестра Умм Кульсум была замужем за другим сыном Абуляхаба ‘Утайбой. Когда была ниспослана сура Аль-Масад, в которой осуждался Абуляхаб и прямо говорилось, что он и его жена будут ввергнуты в пылающий огонь, в котором будут гореть, Абуляхаб и его жена Умм Джамиль бинт Харб потребовали от своих сыновей, чтобы они развелись с дочерями Пророка . Исполняя указание родителей, ‘Утба и ‘Утайба расстались со своими жёнами до того, как вступить с ними в интимные отношения.

Услышав о том, что Рукия развелась с мужем, ‘Усман обрадовался и поспешил к Посланнику Аллаха , чтобы присвататься к ней. Пророк Мухаммад сразу согласился и выдал Рукию за него. Невесту к ‘Усману отвела мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах).

‘Усман в то время считался самым красивым юношей среди курайшитов и, как говорится, был завидным женихом. А что касается Рукии, то она была достойной такого жениха невестой.

Поэтому в то время говорили, что самая красивая пара, которых когда-либо видели люди, это Рукия и её муж ‘Усман.

 

Женитьба ‘Усмана на дочери Пророка Умм Кульсум

Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах) известна только под этим прозвищем (куньей), и нет сведений о том, как звучало её настоящее имя. Однако Аль-Хаким передаёт слова Мус‘аба Аз-Зубайри, что её звали Умайя и она была старше Фатимы (да будет доволен ею Аллах).

От Са‘ида ибн Мусайяба предаётся, что когда ‘Усман овдовел после смерти дочери Пророка Рукийи дочь ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) Хафса также овдовела. Тогда ‘Умар пришёл к ‘Усману и поинтересовался, не желает ли он жениться на Хафсе.

‘Усман слышал, как Посланник Аллаха упоминал Хафсу, и потому промолчал в ответ. ‘Умар рассказал об этом Пророку, и Посланник Аллаха ему ответил: «Разве ты не желаешь лучшего, чем это? Я женюсь на Хафсе, а за ‘Усмана выдадим ту, что лучше, чем она – Умм Кульсум».

Когда в месяц Ша‘бан в 9 году хиджры Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах) покинула этот мир, ‘Усман сильно переживал это горе. Он очень печалился из-за смерти Умм Кульсум, и Посланник Аллаха , увидев его печаль и уныние, сказал: «Если бы у нас была третья дочь, мы выдали бы и её за тебя, о ‘Усман!».

Это говорит о безмерной любви Пророка к ‘Усману и свидетельствует о верности ‘Усмана Посланнику Аллаха. В этих словах Пророка также заключатся отрицание того, что люди считают зловещим знамением в подобных ситуациях. Ведь всё происходит по предопределению Всевышнего Аллаха, и никто не сможет это изменить.

‘Усман и во времена джахилии (в доисламский период) был наидостойнейшим человеком своего племени. Люди его племени очень любили и уважали его. Во времена джахилии он ни разу не поклонялся идолам, не совершал непристойные поступки и не пил вина.

‘Усман и до Ислама был образованным человеком, знал родословные арабов, мудрые пословицы и историю. Он много путешествовал, побывал в Шаме и Эфиопии, жил вместе с неарабскими племенами, изучал их быт, традиции и обычаи, о которых не было ранее известно в Мекке.

‘Усман успешно занимался торговым делом, которое он унаследовал от своего отца, и преуспел в этом. Поэтому он считался одним из почтенных людей рода Бану Умайя и среди курейшитов, ибо в мекканском обществе того времени чем богаче был человек, тем большим почётом он пользовался.

Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, он начал призывать и других к Исламу. Абу Бакр был дружелюбным человеком, с которым можно было очень легко найти общий язык, за что его и любили люди.

Люди часто обращались к нему по торговым делам и советовались с ним по тем или иным житейским вопросам. Многие из них вели с Абу Бакром долгие приятные беседы на разные темы. И в этих беседах он начал постепенно призывать к Исламу тех, кому он больше всех доверял.

Благодаря его прекрасному призыву ‘Усман ибн ‘Аффан, Зубайр ибн Аль-‘Аввам, ‘Абдуррахман ибн ‘Авф, Са‘д ибн Абу Ваккас, Тальха ибн ‘Убайдуллах (да будет доволен ими всеми Аллах) пришли в Ислам.

Когда Абу Бакр рассказал ‘Усману о Пророке и об Исламе и призвал принять новую религию, ему было 33 года. ‘Усман незамедлительно, без всяких разговоров согласился со всем, что рассказал ему Абу Бакр.

Он так быстро ответил на призыв Абу Бакра, как будто долго ждал этого. Так ‘Усман получил особый статус сподвижника, который одним из первых уверовал и опередил других. ‘Усман был четвёртым из первых уверовавших мужчин.

После принятия Ислама отношение курейшитов к ‘Усману изменилось. Это принесло ему очень много проблем и страданий. Дядя ‘Усмана Аль-Хакам ибн Аль-‘Асс поймал его и связал. Дядя пригрозил, что не развяжет его, пока не оставит новую религию и не вернётся к религии своих предков. ‘Усман ответил, что он никогда не оставит эту религию. Увидев его стойкость, Аль-Хакам отстал от него и отпустил.

‘Усман был одним из тех, кто переселился в Эфиопию в первый и во второй раз. Вместе с ним в Эфиопию отправилась его жена, дочь Посланника Аллаха Рукия (да будет доволен ею Аллах).

Усман ибн ‘Аффан покинул это мир на 82-м году жизни. Он пал шахидом от рук смутьянов, которые устроили беспорядки в Медине. Он был похоронен на кладбище Баки‘, где захоронено более десяти тысяч сподвижников Пророка .

История сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилуется Всевышний Аллах над обладателем двух сияний, да будет доволен им и да приведёт его к довольству.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

Абу Бакр Ас-Сиддик رضي الله عنه

‘Умар ибн Аль-Хаттаб رضي الله عنه

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.