Нужно ли прижимать ступни ног в коллективном намазе?

30 Декабрь 2023
3215

Коллективный намаз желательно совершать, плотно сомкнув ряды. Выполнение этой сунны, а также выравнивание рядов делает коллективную молитву полноценной и увеличивает награду всех её участников, в противном случае они её лишаются.

В наше время появились люди, чаще среди молодёжи, которые во время совершения коллективного намаза, якобы смыкая ряды, стоят, расставив ноги на ширину плеч, а то и шире. Они думают, что, прижимая таким образом ноги к ногам соседей, выполняют сунну Пророка ﷺ, но на самом деле, наоборот, противоречат этой сунне.

Пророк ﷺ призывал своих сподвижников выравнивать и смыкать ряды, не оставляя расстояния между собой. Это смыкание получается, когда молящийся прижимает своё плечо к плечу того, кто стоит рядом с ним, а смыкать ноги с ногами соседей необязательно, более того, смыкание стоп с оставленным расстоянием между плечами явно противоречит сунне Пророка ﷺ.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

رُصُّوا صُفُوفَكُمْ وَقَارِبُوا بَيْنَهَا وَحَاذُوا بِالْأَعْنَاقِ، فَوَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنِّي لَأَرَى الشَّيْطَانَ يَدْخُلُ مِنْ خَلَلِ الصَّفِّ كَأَنَّهَا الْحَذَفُ

«Смыкайте ваши ряды, сближайте их друг с другом (оставляя между рядами расстояние, примерно равное трём локтям) и держите шеи на одной линии (так, чтобы никто не находится ни впереди, ни позади всех остальных). Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, я вижу, как шайтаны проникают через промежутки подобно маленьким овцам хазаф (овцам мелкой пароды, которых разводили в Йемене)». (Имам Ахмад, 14017; Абу Дауд, 667; Ан-Насаи, «Сунан аль-Кубра», 5245)

Также от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

أَقِيمُوا ‌صُفُوفَكُمْ، فَإِنِّي أَرَاكُمْ مِنْ وَرَاءِ ظَهْرِي. وَكَانَ أَحَدُنَا يُلْزِقُ مَنْكِبَهُ بِمَنْكِبِ صَاحِبِهِ، وَقَدَمَهُ بِقَدَمِهِ

«Выстраивайте ваши ряды (выравнивая, заполняя и не оставляя расстояния между людьми), поистине, я вижу, что вы делаете у меня за спиной».

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «И один из нас всегда приставлял своё плечо к плечу рядом стоящего товарища, а свою ступню — к его ступне». (Бухари, 725; Муслим, 434)

В другой версии этого хадиса, которую передаёт Абу Дауд от Ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах), сообщается, что он (Ан-Ну’ман) сказал:

فَرَأَيْتُ الرَّجُلَ يَلْزَقُ مَنْكِبَهُ بِمَنْكِبِ صَاحِبِهِ وَرُكْبَتَهُ بِرُكْبَةِ صَاحِبِهِ وَكَعْبَهُ بِكَعْبِهِ

«И я видел, как человек прижимался плечом к плечу стоявшего рядом товарища, коленом – к его колену и щиколоткой – к его щиколотке». (Абу Дауд, 662)

Крупный учёный современности Нуруддин ‘Итр в своей книге «И‘лям аль-Анам фи шарх Булюг аль-Марам», комментируя эти хадисы, пишет следующее:

«Эти хадисы только обобщённо описали положение ног молящегося при стоянии в коллективном намазе, и это указывает на дозволенность ставить их, примыкая к стопам тех, кто молится рядом, или не примыкая к ним, если их плечи выровнены и прижаты друг к другу.

Однако в некоторых версиях хадиса, переданного от Ан-Ну‘мана ибн Башира, имеется разъяснение относительно особого положения ног. В этой версии, которую передал Абу Давуд, сообщается, что он (Ан-Ну‘ман ибн Башир) сказал: "И я видел, как человек прижимался плечом к плечу стоявшего рядом товарища, коленом – к его колену и щиколоткой – к его щиколотке".

Также в одной из версий этого хадиса, которую передаёт имам Аль-Бухари от Анаса, сообщается, что он (Анас) сказал: «Я видел, как один из нас прижимал свою лодыжку к лодыжке стоящего рядом товарища».

В наше время некоторые люди ошибочно утверждают, что молящемуся (в коллективном намазе) недостаточно выровнять своё плечо с плечом соседа по ряду, напротив, ему необходимо прижимать свою ступню к его ступне, иначе сунна не будет выполнена.

Много благочестивых людей так обманулись этим, что тоже широко расставляют ноги, чтобы прижать свои ступни к ступням стоящих рядом. При этом в их рядах видны промежутки между плечами молящихся, а их ноги разведены ради того, чтобы ступни были прижаты.

Они ошибочно утверждают, что именно это является сунной Пророка ﷺ, и приводят в качестве довода те два хадиса, которые мы привели выше – от Анаса и Ан-Ну‘мана ибн Башира.

Однако истина такова, что эти хадисы не указывают на то, что утверждают эти люди. Поистине, хадисов по этой теме так много, что они достигают уровня таватура (уровня хадиса, переданного большим количеством независимых друг от друга рассказчиков, недостоверность которых, согласно здравому смыслу, практически исключена), но, несмотря на это, они НЕ указывают на необходимость прижимать стопы.

Прижимание стоп встречается в действиях некоторых сподвижников и упоминается только в некоторых версиях двух хадисов, переданных от Анаса и Ан-Ну‘мана. Очевидно, что сподвижники, ставя так ступни, проявляли чрезмерное усердие, повинуясь велению Пророка ﷺ, а не делали конкретно то, что требовалось от них. Требовалось же лишь то, о чём прямым текстом сказал Пророк ﷺ в своих приказах.

 

Это мнение также подкрепляют следующие факты:

1. это является изменением сунны;

Когда говорят «человек», подразумевается его верхняя часть, а не его ноги. Эти хадисы приказывают смыкать плечи, следовательно, пренебрежение этим (смыканием плеч) и расставление ног как можно дальше друг от друга является введением новшества (бид‘а), а не следованием (Пророку ﷺ).

2. манера расставлять ноги, о которой мы написали выше, противоречит адабу;

Если кто-то встанет перед своим учителем или начальником таким образом, он его, несомненно, отругает.

3. очень трудно смыкать стопы, лодыжки и колени, как это понимается из буквального смысла одного из версий этого хадиса;

Обременение молящегося этой обязанностью запутывает его, его хушу‘ (смиренность в намазе) теряется. Это указывает на то, что в хадисе подразумевается только выравнивание и смыкание рядов, а не прижимание именно стоп.

4. преследование соседей ради смыкания стоп иногда причиняет вред молящимся, нарушая их смиренность, также молящимся причиняет вред соприкосновение ног, ибо каждый человек отличается теплотой и холодностью, а также грубостью и мягкостью.

Иногда молящиеся жалуются, что они чувствуют от этого (соприкосновения) что-то вроде удара током. Это и прочее указывает на то, что говорили имамы (учёные) в прошлом и в настоящее время: смыкание рядов является основной целью, а прижимание стоп – это второстепенное. Более того, сподвижники были очень худы, и им было легко прижимать стопы, смыкая ряды (прижимая только плечи)».

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что прижимание стоп и лодыжек к стопам и лодыжкам того, кто стоит рядом во время совершения коллективного намаза, не является самоцелью. Основной целью является смыкание рядов, даже если стопы не касаются стоп соседа.

Что касается сахабов, то они прижимали стопы из-за чрезмерного усердия в исполнении приказов Пророка ﷺ. Более того, сподвижники были крайне худыми, что позволяло им, плотно прижавшись плечами, без особого труда прижимать и стопы, не расставляя свои ноги.

То есть, когда сподвижники стояли, примкнув друг к другу плечами и свободно расставив ноги на комфортное расстояние, то ступни у них автоматически прижимались к тем, кто стоял рядом.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.