
Всевышний создал огонь Ада для наказания тех, кто ослушался его и не соблюдал его предписания. Тот, кто отверг посланников Всевышнего и не уверовал в Него, будет навечно ввергнут в Геенну, если покинет этот мир с этими убеждениями.
Что касается тех, кто уверовал в Аллаха и принял всё, с чем пришёл его Посланник ﷺ, то они войдут в Рай по милости Всевышнего, если покинут этот мир уверовавшими. Если у них были грехи и Всевышний Аллах не простит им эти грехи, то они, получив наказание за них, в конце концов войдут в Рай.
Одним из важных источников, указывающих на это, считается хадис, переданный от ‘Итбана ибн Малика Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Помимо этого, в хадисе содержатся ценные советы от Посланника Аллаха ﷺ, описывается его отношение к сподвижникам и уважение, которое они проявляли к нему.
От Махмуда ибн Ар-Раби‘а Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что сподвижник Посланника Аллаха ﷺ ‘Итбан ибн Малик (да будет доволен им Аллах), который был участником битвы при Бадре, однажды пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, поистине, зрение моё ослабело. Обычно я проводил молитвы с людьми из моего племени, а во время дождя в овраге, отделяющем мой дом от моих соплеменников (от их мечети), текут потоки воды, и тогда мне трудно перебираться через него. И я хотел бы, о Посланник Аллаха, чтобы ты пришёл ко мне и помолился где-нибудь в моём доме, а потом я сделаю место, где ты помолишься, местом для своих молитв».
На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я сделаю это, ин шаа-Ллаh».
‘Итбан (да будет доволен им Аллах) сказал:
«А на следующее утро, когда солнце поднялось уже высоко, Посланник Аллаха ﷺ, пришёл ко мне вместе с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах). Он попросил разрешения войти, и я пригласил его в дом.
Войдя внутрь, он не стал садиться, а сразу спросил: “Какое место твоего дома ты выбрал для моей молитвы?”, – и я показал ему место, выбранное мной для его молитвы. После этого Посланник Аллаха ﷺ, встал там и начал молитву, произнеся вступительный такбир (Аллаhу Акбар). Мы встали за ним, выстроившись в ряд. Он совершил молитву в два рака’ата, завершив её словами таслима.
А после этого я задержал его, предложив отведать хазиры (нечто вроде каши или густого супа), приготовленной специально для него.
Между тем люди, жившие по соседству, стали собираться в моём доме, и в конце концов в доме собралось много мужчин. Один из них спросил: “А где же Малик ибн ад-Духшун?” Другой ответил: “Это лицемер, который не любит Аллаха и Посланника Его”.
Услышав это, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلَا تَرَاهُ قَدْ قَالَ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، يُرِيدُ بِذَلِكَ وَجْهَ اللهِ؟
“Не говори так! Разве ты не видел, что он сказал: "Ля иляhа иля Ллаh (Нет бога, кроме Аллаха)", – стремясь к довольству Всевышнего Аллаха?”
Тот человек сказал: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше, что же касается нас, то клянусь Аллахом, мы видим его лицо и его отношение к лицемерам”.
На это Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فَإِنَّ اللَّهَ قَدْ حَرَّمَ عَلَى النَّارِ مَنْ قَالَ: لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، يَبْتَغِي بِذَلِكَ وَجْهَ اللَّهِ
“Поистине, Аллах сделает запретным для огня того, кто искренне скажет: "Ля иляhа иля Ллаh (Нет бога, кроме Аллаха)", – стремясь к довольству Всевышнего Аллаха”». (Бухари, 425; Муслим, 33)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Этот хадис указывает на то, что нет ничего предосудительного в том, чтобы человек всегда совершал намаз в определённом месте своего дома. Что же касается того, чтобы человек взял для себя определённое место в мечети, на котором он постоянно совершает намаз, то запрет на это приводится в другом хадисе. Это запрещено из-за опасности впасть в показное и тому подобного.
Этот хадис также указывает на то, что следует защитить честь человека, о котором говорят что-то плохое, когда он чист от этого (от того, что говорят о нём). Он также указывает на то, что человек, который умер в единобожии, не останется навечно в Аду».
Свидетельство о единобожии, которое содержится в словах «Ля иляhа илля Ллаh», является фундаментом нашей веры. Эти слова означают, что нет божества, заслуживающего и достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха.
Достоинство этих слов перед Всевышним очень велико, ведь по Его милости в Рай войдёт каждый, кто умрёт уверовавшим в то, что нет ничего достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, и Мухаммад – ﷺ Посланник Аллаха.
Помимо вышеприведённого хадиса ещё множество преданий от Пророка ﷺ указывают на достоинство формулы единобожия и восхваляют того, кто уверовал, произнёс эти слова и покинул этот мир с этими убеждениями.
От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ مَاتَ وَهُوَ يَعْلَمُ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ دَخَلَ الْجَنَّةَ
«Тот, кто умер, зная, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, войдёт в Рай». (Муслим, 26)
Также от Абу Аль-Асвада передаётся, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал:
أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَعَلَيْهِ ثَوْبٌ أَبْيَضُ وَهُوَ نَائِمٌ، ثُمَّ أَتَيْتُهُ وَقَدِ اسْتَيْقَظَ، فَقَالَ: مَا مِنْ عَبْدٍ قَالَ: لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، ثُمَّ مَاتَ عَلَى ذَلِكَ إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ. قُلْتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ قَالَ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ. قُلْتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ قَالَ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ. قُلْتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ قَالَ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ عَلَى رَغْمِ أَنْفِ أَبِي ذَرٍّ
«Я пришёл к Пророку ﷺ, на нём была белая одежда, и он спал. Затем я ещё раз к нему пришёл, и он уже проснулся. И он сказал мне: “Каждый раб, который скажет: " Ля иляhа илля Ллаh (Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха)", – войдёт в Рай”.
И я спросил его: “Даже если он совершал прелюбодеяние и крал?” Он сказал: “Даже если совершал прелюбодеяние и крал”. Я ещё раз спросил: “Даже если совершал прелюбодеяние и крал?” Он сказал: “Даже если он совершал прелюбодеяние и крал”. Я ещё раз спросил: “Даже если совершал прелюбодеяние и крал?” И он сказал: «Даже если совершал прелюбодеяние и крал. Даже вопреки Абу Зарру”». (Бухари, 5827; Муслим, 94)
На основании этих хадисов кто-то может подумать, что человеку, чтобы войти в Рай, достаточно искренне произнести формулу единобожия (то есть слова двух свидетельств), и он может не совершать никаких действий и не поклоняться. Однако это далеко не так.
Человек будет спрошен за каждое действие и бездействие и будет наказан за все грехи, если Всевышний не пожелает простить его. А из всего вышеприведённого вытекает, что тот, кто умер с правильным убеждением, не останется навечно в Аду и, получив своё наказание, обязательно войдёт в Рай.
Муслим Абдулаев