Смысл жизни человека

27 Январь 2010
10006

Смысл жизни человекаКаждый обладающий разумом, пытаясь понять смысл жизни, ставит перед собой вопросы: зачем и для чего он пришёл в этот мир; куда он идёт, оставив всё, что так дорого ему?

Известно, что различные культуры и цивилизации по-разному трактовали предназначение и смысл жизни и место человека в обществе. Тем не менее, когда приближается смерть, у многих появляется растерянность,  так как не могут найти логических ответов на все эти вопросы. Большинство людей и сегодня не находят ответа на главный вопрос: для чего они живут?

Во все времена человек связывал смысл жизни и своё предназначение с тем, что больше всего дорого ему. Так, каждый человек хотел бы, чтобы у него всегда были живы родители, чтобы всё хорошо было у родственников, если же он мужчина, чтобы у него была красивая, благочестивая жена, дети, престижная работа, т.е. чтобы он был богат и знаменит. Можно было бы допустить, что в этом есть какой-то смысл, если бы не смерть. Всегда и во все времена знание о её неизбежности разрушает человеческое миропонимание. Смерть, как правило, приходит внезапно и забирает у человека всё, что он любит и что ему так дорого.

Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное» (Имам  аль-Газали, «Сущность сочинений о суфизме»).

Также Пророк (мир ему и благословление) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним (Имам ан-Навави, «Сады праведных»).

Если бы смысл жизни заключался в накоплении богатства или в обретении славы, тогда человек всё это забирал бы с собой. Мы видим, что всё накопленное человеком в этом мире (богатство, слава и т.д.) к конечной цели его жизни отношения не имеет.

В чём же причина любви человека к этому миру? Виной тому многочисленные болезни, постигшие общество. Болезнь, посеянная безверием, делает неспособным многих людей увидеть во всём, что нас окружает, могущество Творца. Невежество людей дошло до того, что считается нормой допустить случайное возникновение жизни. Современная же наука прямо указывает на существование Всевышнего. Математические расчёты показывают, что вероятность возникновения даже одной молекулы белка равна нулю, не говоря уже о клетке и более сложных организмах.

Всё, что нас окружает, включая нас самих, прямо свидетельствует об Аллахе.

Всевышний в Священном Коране говорит о том, что Он создал джиннов и людей только для поклонения Ему. Всевышний также сказал: «Я был, и ничего не было, как сокрытое сокровище, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали». Аллах создал человека, чтоб он познал своего Творца, а всю эту Вселенную и всё, что в ней существует, создал для человека, чтобы, изучая себя и этот мир, он продвигался в познании Аллаха и посвятил себя Ему.

Из сказанного следует, что познание Аллаха невозможно без поклонения Ему, а само поклонение становится более совершенным, когда человек продвигается в познании Аллаха. Что же такое поклонение? Это совершение добра и воздержание от зла.

Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает к ним Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным. Всевышний любит нас и хочет нам счастья, поэтому указывает верную дорогу к нему. Но если человек сам выбрал зло, то он и получает в итоге то, что выбрал.

Человек - самое совершенное творение Бога. В чём же заключается его совершенство? Чем он так сильно отличается от других творений? В человеке, по воле Аллаха, объединились два начала – дух и плоть, это и есть его особенности. Они дают человеку самые совершенные возможности познания и служения Аллаху.

Так, Ангелы поклоняются только духовно, поскольку не обладают плотью, у них нет возможности поклоняться телом. Более того, Ангелов не одолевают плотские страсти и соблазны. Животные же, хотя и обладают телом, лишены духовности. Поэтому они обуреваемы страстями и неспособны к поклонению. Поскольку в человеке объединяются два начала – животное и ангельское, – он способен подняться в своём совершенстве выше Ангелов, а может и опуститься ниже животного.

В качестве примера мы хотим привести кораническую историю взаимоотношений между Адамом (мир ему!) и дьяволом или, как его именуют в Исламе - иблисом, которая помогает понять этапы духовной эволюции человека и препятствия, которые приходится преодолевать на этом пути.

До сотворения Адама (мир ему!) иблис пребывал святым повелителем правоверных сотни тысяч лет, и ангелы совершали намаз под его предводительством. Во всём мире не было места, где бы иблис ни совершил поклонение. А когда был создан Адам (мир ему!), Аллах сделал его Своим халифом (наместником) и повелел всем ангелам поклониться человеку. Ангелы, видя только внешнюю, телесную форму Адама (мир ему!), удивились этому приказу. Они говорили: «Его потомки будут склонны к грехам. Почему же мы должны такому поклониться?». На это Всевышний сказал: «Я знаю то, чего вы не знаете». Истинная сущность человека, его сокровенная тайна, которую ангелы не могли усмотреть за внешней формой, известна Аллаху.

Все ангелы поклонились Адаму (мир ему!), кроме иблиса. «Я лучше его, меня Ты сотворил из огня, а его – из глины», - сказал иблис Всевышнему. «С меня достаточно преклонения перед одним Аллахом», - продолжил он, ослеплённый завистью и гордыней. Но отказавшись преклониться перед халифом Аллаха Адамом (мир ему!), он вышел из повиновения и самого Аллаха. В результате чего Всевышний проклял иблиса и навечно изгнал его из Рая, лишив всякой милости. Тогда иблис поклялся, что будет сбивать людей с пути истины, обольщать их и вводить в грех. На это Аллах ответил, что каждый раз, когда люди искренне раскаются в своих грехах, Он будет их прощать. Как известно, Адам (мир ему!) со временем был выведен из Рая за свою ошибку. Но в отличие от иблиса, он сразу же раскаялся в ослушании Аллаху. «Сами себе причинили мы зло», - говорил Адам (мир ему!), осуждая себя за содеянное.

Из этой истории следует вывод, подтверждающий, что Адам (мир ему!) занимает высокое положение в духовной иерархии, а грех иблиса проистекает прежде всего из его духовной слепоты и неспособности видеть смысл за формой. И в его словах предвосхищены многие кардинальные грехи человечества: гордыня, зависть, неповиновение.

Адам оступился, движимый страстью, а иблис – из-за заносчивости и гордыни.

Вот почему Адам тут же попросил прощения, а раскаянью второго помешала гордость.

Адам свой проступок взял взаймы – вот почему он сразу раскаялся;

Иблис согрешил по природной склонности и к драгоценному раскаянью дорогу найти не мог.

С каждым дыханием избранные Адамовы сыны шепчут: «Сами себе мы причинили зло».

Каждый миг ты нуждаешься в Боге – об этом открыто скажи, не противься, подобно упрямому иблису.


Джалал ад-дин Руми

Пусть Всевышний поможет нам истинное видеть - истинным, а ложное - ложным. Амин!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.