Заучивание с осмыслением – путь к достижению успехов в науке

28 Октябрь 2009
1805

Заучивание с осмыслением – путь к достижению успехов в наукеУрок - две строчки,

Чтение - две тысячи раз,

Размышление над прочитанным - два дня.

 Этим заголовком мы хотели бы подчеркнуть необходимость именно заучивания, потому что необходимость осмысления вряд ли кто будет отрицать.

Для прежних ученых заучивание, сопровождающее понимание, было само собой разумеющимся. Аль-Халил сказал: «Выбирайте в книгах небольшую часть с тем, чтобы заучить, и читайте как можно больше с тем, чтобы понять».  Есть люди, которые проводят время, заучивая не самое нужное. Несмотря на то, что всякое знание есть благо, лучше всего начинать с наиболее важного и лучшего.  Существуют разделы знаний, которые немыслимы без заучивания, особенно, если речь идет о  начинающих учащихся. И ищущий  знания должен обратить свое внимание на это.

Наиболее важным из того, что следует заучивать, являются следующие разделы знаний, приводимые в порядке своей значимости: знание шести основ веры (иман); знание пяти основ Ислама; знание  ихсана (тасаввуф), то есть науки об очищении сердца от пороков; знание смысла шахады и обязательных, недопустимых и возможных качеств (сифаты) Аллаха; знание как уверовать в ангелов; знание имен ангелов и пророков, упомянутых в Коране и хадисах; знание обязательных, недопустимых и возможных сифатов пророков; знание жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), имен предков, детей и жен Пророка (мир ему и благословение), хотя бы вкратце; знание того, как уверовать в Судный день; знание обязательных составных частей (арканов) и условий (шурутов) намаза и поста; знание о закате и хадже; знание об особо распространенных среди людей грехах; знание грехов языка, глаз, ушей, рук, ног и утробы и. т. д.

Говоря о подобных областях знаний, ученые восхваляют стремление человека  заучивать наизусть, побуждают к этому и наставляют:

Кому даровано судьбой запоминать,

Тот истины бесспорно постигает,

А кто не смог сберечь такой бесценный дар,

Тот с заблуждением своим не совладает.

Аль-Халил ибн Ахмад сказал: «Я записывал все, что слышал, и заучивал все, что записывал». Для большинства ищущих знания в наше время заучивание с осмыслением представляется тягостным занятием, и они пренебрегают им, увлекаясь беспрестанным чтением, поскольку заботятся лишь о собственном удовольствии. Они берутся за легкое и малополезное, отстраняясь от трудного, растрачивая и попусту тратя время. Один ученый сказал: «Я не видел ничего более тягостного для человека, чем заучивание и повторение приобретенного знания. И тот, кто не учил, сожалеет об этом».

 Средства, помогающие заучивать Священный Коран

Сильное желание, искреннее намерение и просьба о помощи Великого и Могущего Аллаха.

Понимание достоинства заучивания Корана, того, что человек, заучивающий Коран, берется хранить в своем сердце слова Аллаха, ниспосланные Им своему Посланнику (мир ему и благословение). Что может быть достойнее сего?! Это лучшее, на что может человек потратить время, это лучшее, к чему он может устремить свои  желания.

3) Постоянное и, если это возможно, ежедневное чтение Корана. Необходимо составить ежедневный  план занятий для заучивания определенного числа аятов. Это количество определяется в зависимости от человека, наличия у него свободного времени и условий жизни.

И, тем не менее, надлежит строго следовать намеченному плану занятий и не отступать от него.

Регулярно повторять все заученные аяты один за другим.

Стараться понимать хотя бы общий смысл аятов.

Заучивание - не самоцель

В основном заучивают лишь для того, чтобы понять и извлечь что-то новое. Это одно из важнейших средств осмысления, и следует остерегаться, чтобы заучивание не потеряло своего истинного предназначения - понимания. Ученику необходимо стараться понять урок непосредственно с помощью преподавателя или же размышляя, обдумывая и многократно повторяя. Если  урок мал, а ищущий знания многократно повторяет его и размышляет над ним, тогда он хорошо поймет его. В одном мудром изречении  говорится: «Запоминание двух букв лучше, чем просто услышать  все, что написано в книгах, которых можно нести на спине двумя ношам, а понимание двух букв лучше, чем запомнить две стопки книг».

Если ищущий знания будет пренебрегать пониманием урока и не постарается понять его, то это войдет в его привычку. И он уже не сможет понять даже легкую часть урока. Поэтому ему не следует пренебрегать пониманием а, наоборот, необходимо стараться понять урок и настойчиво просить Всевышнего помощи в этом. Поистине, Аллах   отвечает на обращенную к Нему мольбу и не разочаровывает тех, кто надеется на Его милость и прощение.

Говорят, что заучивание без понимания - это враг ума, поскольку тот, кто заучивает, лишь подражает. Поиск нового приводит  человека к твердой уверенности и глубокой убежденности, а когда человек постоянно заучивает без понимания, это вредит его изысканиям.  Однако, когда он пренебрегает заучиванием, постигнутые знания не задерживаются в его сердце. Поэтому крайне желательно, чтобы заучивание сопровождалось и пониманием.

Если ученик заучивает и не понимает того, что учит, а лишь непрестанно повторяет, то проблема не в заучивании, а в человеке, который, не использует своих способностей к осмыслению и размышлению, предавшись слепому подражанию. Он похож на человека, который учит слова на неизвестном ему языке, повторяя их только языком, когда сознание занято чем-то иным.

Умение запоминать - это еще не способность приобретения знаний. Кто больше внимания будет уделять запоминанию, нежели приобретению навыков, тот не сможет свободно разбираться в вопросах знаний. Поэтому тот, кто научился только заучивать, ничего толком не смыслит ни в какой области знаний,  и когда он обсуждает что-либо или спорит, его способности к знаниям ограничены. И если кто думает, что способности человека к знаниям - это заучивание, тот ошибается.

Хотим обратить внимание и на то, что те, кто порицает  заучивание, имеют в виду заучивание, лишенное осмысления и понимания. А что касается тех, кто побуждает к нему, то они имеют в виду заучивание, которое противопоставляет простому записыванию познаний на бумаге, не запоминая их. И они говорят:

Знание - не то, что мы храним лишь в сумках,

А то, что в грудь запало к нам, а не осталось только в книжках.

Говорят: «Одна буква в уголке твоего сердца лучше, чем десять в твоих книгах». Аль-Амаш сказал: «Заучивайте собранное вами знание, поскольку человек, который его собирает, но не учит, подобен человеку, который сидит за столом, берет кусок за куском и бросает назад. Когда же он насытится?!».

Заучивание текстов, их осмысление и извлечение нового можно  сравнить с маслиной, брошенной в пресс для выжимания масла. Заученный текст - это та маслина, брошенная в пресс, это продукт, из которого выжимают масло. А пресс - это обдумывание, размышление и непрестанное осмысление текста. И каждый раз, когда учащийся заучивает уроки,  это должно сопровождаться размышлением и осмыслением, т.е. знанием и пониманием.

Невозможно говорить, что настоящий пример не убеждает учащегося в необходимости заучивать, поскольку эти тексты (знания) у него всегда под рукой, даже если он их не выучил. Но, не заучив, он не сможет в полной мере извлечь из них пользу, они ускользнут от него. Лучшим примером этого послужит то, как если бы мы представили двух ученых, которые хотят растолковать ту или иную суру из Священного Корана и оба одинаково способны понимать и извлекать новое. Но один из них знает эту суру наизусть, а другой нет. И несомненно, что тот, кто знает ее наизусть, поймет ее лучше и извлечет больше содержащихся в ней смыслов.

Случай с имамом Аль-Газали

Однажды на караван с которым имам Аль-Газали направлялся в путь напали разбойники. Аль-Газали рассказывает: – Они отобрали у меня все мои вещи, а когда стали уходить, я последовал за ними. Меня заметил их старший, который, пригрозив мне, сказал: "Горе тебе, возвращайся назад, а не то ты погибнешь". Я сказал ему: "Ради Аллаха, прошу тебя возвратить мне только мои книги. Вам нет от них никакого толка, а мне они очень нужны". Тот спросил: "Что это за книги?" Я ответил: "Те, что в той торбе. Я очень много трудился над ними, слушал, писал и познал то, что в них". Он посмеялся и сказал: "Как же ты можешь знать то, что в них? Ведь когда мы их у тебя забрали, ты остался без знаний!" Затем он повелел своим людям вернуть их мне.

Далее имам Аль-Газали говорит: "Тогда я обратился к самому себе и сказал: "Поистине эти слова Аллах специально вложил в уста тому человеку, чтобы направить меня на более правильный путь в моей учебе". И когда возвратился из города Горгона, я изучал эти книги в течение трех лет, пока не выучил их наизусть, чтобы не остаться без знаний, если на меня нападут разбойники".

Омаров М. А. и Каримов М. О.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.