Научно-технический прогресс. В нем польза или зло?

15 Февраль 2010
4031

Исламский взгляд

Научно-технический прогресс. В нем польза или зло?В одном из хадисов сообщается, что Всевышний говорит: «В конце времён Я распространю знания так, что ими будут обладать женщина и мужчина, взрослый и младенец».

Этот хадис сообщает о тех возможностях, которые человечество обрело сегодня в связи с научно-техническим процессом. Массовое распространение знаний началось с изобретением печатного станка, появление радио и телевидения сделали их еще более доступными, а благодаря Интернету любой человек, вне зависимости от местонахождения, одним кликом мышки может получить исчерпывающую информацию о любом интересующем его вопросе.

Поистине фантастические возможности, о которых предыдущие поколения даже мечтать не могли, доступны сегодня людям. Но вместе с тем, как мало тех, кто использует этот дар Всевышнего ради того, чтобы обрести Его довольство.

Всего несколько лет назад, чтобы найти интересующую нас информацию, приходилось обходить библиотеки или книжные магазины, в которых даже после многодневных поисков могли ничего не найти. Так обстояло дело в мегаполисах. А для жителей небольших городов задача ещё более усложнялась.

Сегодня, живя даже в деревне, можно путешествовать по виртуальным библиотекам, в которых собраны сотни тысяч книг.

Интернет предоставляет широчайшие возможности для распространения истинных знаний и учёным-богословам необходимо воспользоваться этой возможностью. Находясь в высокогорном селе и даже не выходя из дома, проповедник сегодня может иметь многотысячную аудиторию.

Рассмотрим некоторые формы реализации этих возможностей.

К примеру, можно зарегистрироваться на одном из форумов или в социальной сети и обсуждать с людьми интересующие их вопросы.

Учёный-богослов может также открыть свой интернет-дневник и публиковать в нём статьи по этим вопросам.

За относительно небольшие деньги сегодня можно приобрести видеокамеру или же диктофон. Имея такие устройства, учёный может записывать проповеди и лекции и выставлять их как в аудио– и видеоформате. На сайте islamdag.ru мы размещаем проповеди и лекции многих учёных, и к нам с разных концов планеты приходят отзывы благодарных слушателей. Но хотелось бы, чтобы число проповедников, подключённых к этой работе, было больше.

Или вот другой пример. Можно создать сайт и размещать на нём электронные версии книг, которые изучают студенты исламских учебных заведений. Учёные могли бы записывать аудио– и видеолекции по этим урокам, которые затем прикреплялись бы к учебникам. И каждый желающий имел бы возможность прослушать разъяснение нескольких учёных по какому-либо уроку. Также на интернет-ресурсе можно предоставить возможность вести обсуждения по каждому уроку.

Ограниченные размеры этой колонки не дают возможность описать все возможности, предоставляемые современными технологиями, но вышеописанного, полагаю, тоже достаточно, чтобы иметь представление о них. Главным условием реализации является освоение возможностей Интернета теми, кто уже владеет религиозными знаниями.

Любое, даже самое великое дело, начинается с первого шага. Нами создан сайт svetislama.ru, где имеется возможность обсуждать различные религиозные вопросы. Поэтому призываю алимов, имамов, всех тех, кто изучал религиозные науки, зарегистрироваться на этом сайте и принять в его работе самое активное участие, начав с ответов на вопросы, задаваемые пользователями ресурса. Администраторы сайта с удовольствием помогут вам, если возникнут какие-либо технические вопросы.

Абубакр Дациев

Почему наши дети, как заворожённые, часами сидят у монитора?

В чём причина компьютерной зависимости детей и подростков? Куда девается любовь к подвижным играм и потребность в дружбе, общении? Какие движущие силы заставляют простое увлечение компьютерными играми и чатами перерасти в постоянную потребность?

Компьютерная зависимость

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 1980-х годов американские учёные. В наше время термин «компьютерная зависимость» всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером очевиден и приобретает всё больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Давайте перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков.

1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял – так, телевизор бы ему всё смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно, сидя дома и не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.

3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. 4. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

4. Следующую причину психологи обозначили как «наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания». Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.

Вы, вероятно, спросите: «А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость?» Отвечу: конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;

– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;

– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;

– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Маргарита Мельникова

Опасно ли подросткам играть в компьютерные игры и вообще иметь дома компьютер?

Мы попросили известного психолога Алиасхаба Мурзаева ответить на вопрос: опасно ли подросткам играть в компьютерные игры и вообще иметь дома компьютер?

Вопрос неоднозначный и требует неоднозначного ответа. Сейчас в магазинах наблюдается широкий выбор дисков с различными играми и программами. Не все из них вредны, как и не все полезны. Начнём  с того, насколько опасно иметь в доме компьютер.

Да, действительно, в этом есть определённая доля опасности, поскольку компьютер может  полностью занять подростка и у него пропадёт интерес к подвижным играм и физическим упражнением. У многих подростков наблюдается выраженная игровая зависимость. Однако, с другой стороны, наличие компьютера дома позволяет контролировать время,  проведенное подростком за компьютером, а также может выступить в роли поощрения или наказания за какие-либо действия и что самое главное, это знание того, в какие игры играет подросток и каковы его интересы. Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются. Крайне нежелательно или даже запретно играть в игры, в которых много насилия, убийств и жестокости. Эти игры, безусловно, несут вред и опасность для развития подрастающего поколения. Родители должны чётко следить за тематикой игр,  а не жить по принципу «чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало». Надо советоваться с консультантами по продажам о характере той или иной игры, в чем её цель и т.д. Также недопустимо, чтобы подросток домашние задания выполнял, пользуясь готовыми ответами из Интернета – это не только отупляет, но и подавляет познавательную мотивацию.

Алиасхаба Мурзаев. Психолог

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.