Мусульмане и христиане

7 Октябрь 2010
3937

Отношение мусульман к иноверцам

Мусульмане и христианеЧасто говорят о том, что Ислам – толерантная религия. Тогда возникает вопрос: если Ислам толерантен, почему же некоторые мусульмане строят отношения по схеме «мы» и «они»?

Люди, которые раньше всегда были готовы придти на помощь соседям, справляли праздники с семьёй и занимались общественной работой, став мусульманами, начинают думать, будто у них нет ничего общего с «теми» - с людьми, бывшими их друзьями всего лишь несколько дней или недель назад. Очень часто они называют немусульман «кяфирами», произнося это слово как оскорбление. В чём же дело?

Как и во многих других случаях, проблема здесь не в Исламе, а в неправильном понимании его. Мусульмане жили среди последователей других религий со времён получения Откровения. Иногда при этом они были правителями.

Уже через 18 лет после смерти Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) мусульмане, возглавляемые Садом ибн абу Ваккасом, отправились к восточному побережью Китая. Они получили разрешение императора поселиться там и построить мечеть, которая стоит по сегодняшний день.

Казалось, что жизнь среди немусульман не создаёт для них неразрешимых проблем. Изучая историю, мы понимаем, что проблемы, с которыми сталкиваются исламские меньшинства, если у власти немусульмане, не новы. Мы должны помнить и о том, что мусульмане часто оказывались меньшинством, даже тогда, когда у власти были их братья по вере.

Ислам учит нас относится к другим с терпимостью.

Сегодня многие мусульмане, в том числе и выросшие в обществах, где существуют самые разнообразные культурные слои, часто сами создают себе проблему общения с «другими» - будь то немусульмане или даже мусульмане, придерживающиеся другой школы фикха (мусульманского права).

Однако в действительности Ислам учит нас относиться друг к другу с терпимостью и принимать то, что между нами существуют различия. Люди, говорящие на разных языках и имеющие разный цвет кожи – одно из знамений Аллаха и свидетельство Его могущества. Человек может обладать превосходством благодаря не своему происхождению, а своему поведению.

В прощальной проповеди Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Знайте, что каждый мусульманин – брат другому мусульманину. Ни у кого нет превосходства над другим, кроме как в богобоязненности и хороших поступках».

Таким образом, мы не должны думать, что мы лучше других и проявлять нетерпимость к чужому мнению. Хадисы и ранняя история Ислама свидетельствуют о том, что среди мусульман часто существовали разные мнения, однако же это не препятствовало мирно уживаться и сотрудничать друг с другом.

Что касается немусульман, то мы не должны ни на минуту забывать о доброте и справедливости по отношению к тем, кто не сражается с нами. К Асме бинт Аби Бакр в Медине пришли её мать – язычница и её дедушка в то время, когда действовал мирный договор между курайшитами Мекки и мусульманами. Асма спросила Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), должна ли она проявлять доброту по отношению к своей матери, и он ей ответил: «Да» (Сахих аль-Бухари). После этого был ниспослан следующий аят: «Не даёт вам Аллах запрета в отношении тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним - ведь Аллах любит справедливых!» (сура «аль-Мумтахина», аят 8).

Призывая к Исламу, мы не должны проявлять агрессивности по отношению к другим, с другой стороны, из-за вежливости и цивилизованности мы не должны забывать и о нашей миссии. Нам не следует молчать и стесняться доносить до людей слова Истины.

Долг мусульман – донести послание Ислама в ясном виде, без принуждения и нетерпимости. Если немусульмане не принимают донесённого до них послания, то следует, тем не менее, относиться к ним с добротой и мягкостью, предоставив суд над ними Аллаху Справедливому.

Мы должны помнить, что Аллах Милосердный даровал нам Ислам как путь к спасению. Исламское послание сохранилось в своей первоначальной чистоте, и в этом уникальность нашей религии. Это послание обращено ко всем людям мира. Наш долг – донести его до них самым прекрасным и эффективным способом. Мы должны быть свидетелями перед людьми, как словами, так и делами.

Наши соседи остаются нашими соседями, и наши родственники остаются нашими родственниками. Хотя они могут и не разделять нашей веры, они, тем не менее, заслуживают нашего уважения, доброты и справедливого обращения. Существует много хадисов, касающихся отношений с соседями, и при этом ни в одном из них не сказано, что это касается только соседей – мусульман.

Например, Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Я слышала слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Джабраил (ангел Джибрил) так настоятельно советовал мне относиться к соседям с добротой, что я подумал, что он мне будет сказано убеждать меня предоставить им (право на) наследство» (Муслим).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен либо произносить добрые слова, либо хранить молчание; тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен относиться к своему соседу с добротой; тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен проявлять гостеприимство» (Муслим).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также передаёт слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Никто из вас не должен мешать своему соседу укрепить балку в стене своего дома» (Муслим).

Терпимость означает способность принимать то, что люди придерживаются различных идей, верований, имеют разные ценности и обычаи. Она не означает согласия с теми, чьи взгляды отличаются от наших, она означает лишь признание их права на несогласие с нами.

Такая терпимость может проявляться на различных уровнях: индивидуальном, групповом и государственном. Именно терпимость является основой соблюдения прав человека, существования в обществе многообразия (в том числе и культурного) и власти закона. Если бы каждый должен был думать и действовать так же, как мы, то не могло бы быть и речи о правах человека. Коран напоминает нам: «Для всякого народа Мы устроили обряд поклонения, которым они поклоняются. Пусть же они не спорят с тобой из-за этого дела. Призывай к Господу твоему, ведь ты на прямом пути! А если они с тобой препираются, то скажи: «Аллах лучше знает то, что вы делаете! Аллах рассудит вас в День воскресенья в том, в чём у вас часто бывали разногласия» (сура «аль-Хадж», аяты 67-69).

Терпимость подразумевает, что мы не должны ни уничтожать, ни осквернять места поклонения немусульман, а также запрещать любые обряды, не связанные с Исламом. Конечно же, имеется в виду, что мы надеемся на такое же отношение к нам и со стороны немусульман.

Мы должны вести диалог с немусульманами, и в первую очередь – с людьми Писания для того, чтобы лучше понять друг друга. При этом нам следует фокусировать внимание на том, что между нами много общего.

Такой диалог не означает, что мы можем в чём-то отступать от нашей религии или отрицать какие-либо аспекты Ислама. Однако, отгораживаясь от немусульман и отказываясь вступать с ними в диалог, мы выглядим в их глазах «странными» и можем стать жертвой предрассудков. Мы также должны сотрудничать с немусульманами в искоренении несправедливости, распущенности, гомосексуальных связей, абортов и других недугов современного общества.

Нам, мусульманам, заповедано совершенствовать общество, в котором мы живём, поощрять хорошее и удерживать от неодобряемого. И это надо делать не только в среде мусульман. Мы должны быть активными членами общества, что должно проявляться не только в отстаивании своих прав, но также в борьбе за господство справедливости.

Мы не должны скрывать свою принадлежность к Исламу, нам следует с гордостью нести Ислам как факел всюду, куда бы мы ни шли. Люди должны знать, что мы руководствуемся исламскими принципами.

Наше участие в жизни общества необязательно должно иметь политический характер, хотя это также важно. Оно должно означать активную роль, например, в работе с детьми и молодёжью, а также в других областях. Важно сотрудничать с окружающими нас немусульманами, чтобы общество улучшалось и все больше соответствовало исламским стандартам.

Пусть Всевышний наставит нас на истинный путь! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.