Ещё недавно религию и науку считали совершенно несовместимыми, диаметрально антагонистическими понятиями. И это не удивительно, ибо основоположники господствовавшей тогда идеологии относились к религии враждебно: Ф. Энгельс видел в религии «акт самоопустошения человека», К. Маркс её называл «опиумом народа», а В. Ленин усматривал в ней «один из видов духовного гнёта».
Поскольку стереотипы той идеологии ещё сохранились в сознании некоторых людей, по сей день существуют различные мнения о взаимодействии науки и религии, о роли, значении и месте религии в жизни человека.
Разночтения и разногласия относительно роли религии, имеющиеся в обществе, обусловлены прежде всего отсутствием достаточных знаний о ней или же целенаправленным искажением незыблемых духовных ценностей.
Так что же такое религия?
Религия – это некая совокупность законов и предписаний, ниспосланных человечеству Господом через пророков и посланников (мир им), которые обязательно должен соблюдать каждый разумный человек, достигший совершеннолетия, с крепкой верой и глубокой искренностью.
Во все времена главной задачей религии были и остаются сохранение и укрепление изначально данного по рождению каждому ребёнку духовно-нравственного здоровья (чистоты), улучшение благосостояния народа через воспитание человека, сохранение чистоты учения от всевозможных искажений во имя достижения мира и согласия в обществе и соблюдение возложенных обязанностей.
Другими словами, религия – это правила жизни, оптимизированные Творцом с учётом всех тонкостей психологии и возможностей человека, следование которым гарантирует ему успех в этой жизни, начиная с личных и кончая международными отношениями, и счастье в вечной жизни.
124 тысячи пророков, из которых 313 были посланниками, получившими 104 Священных Писания, призывали свои народы к покорности, повиновению воле Господа, следуя Его повелениям и остерегаясь запретного.
Между ними существовала полная преемственность. В одном известном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится, что все пророки — братья, а религия у них одна. В Священном Коране по этому поводу говорится, что, поистине, религией от Адама (мир ему) и до Судного Дня является только покорность и повиновение Единому Творцу.
Каждый народ называл религию покорностью, а последователей – покорившимися. После прихода последнего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и ниспослания ему 104-й Священной Книги – Корана – на арабском языке, эти слова, естественно, начали цитировать на языке Корана.
«Ислам» дословно означает покорность, а «мусульманин» – человек, покорившийся Богу. И когда мы говорим о вероучениях авраамического, иудейского или христианского периодов как об отдельных религиях, то возникает вопрос.
Разве пророк Ибрахим (Авраам), которого Господь из уважения назвал Халилуллах, Муса (Моисей), которого Господь называл Калимуллах, или Иса (Иисус), которого Господь называл Рухуллах, не призывали к покорности, разве сами они и их последователи не были покорными?! Да. Призывали и были покорны.
Таким образом, правила жизни, ниспосланные Единым Творцом человечеству, не могут противоречить друг другу, хотя возможны изменения во второстепенных вопросах в соответствии с изменением условий жизни.
Нет сомнения в том, что все пророки (мир им) призывали к Единобожию, наставляя свой народ на путь истины. При этом они всего лишь доводили до людей истину, не принуждая их, а приводя к осознанному выбору.
Так что же такое наука?
С точки зрения религии, наука – путь изучения Вселенной и всего того, что в ней существует, посредством чего человечеству и раскрывается колоссальность сотворённого Господом. По этой причине религия воспринимает науку как путь проникновения в детали сотворённого Господом и, следовательно, поощряет её.
Ислам обязывает каждого мусульманина и мусульманку получать знания, начиная с колыбели.
Выдающиеся учёные прошлого и настоящего – о взаимоотношении религии и науки
Роджер Бэкон (1220–1292), которого современники прозвали «великий доктор», был прославленным английским учёным и богословом. Как исследователь он последовательно отстаивал точку зрения, согласно которой наука отнюдь не противоречит религии, а наоборот, может быть действенным орудием при убеждении атеистов в правоте тех, кто верует в Бога. Р. Бэкон говорил: «Наука обладает важнейшими достоинствами для того, чтобы укреплять людей в вере».
Знаменитый учёный Фрэнсис Бэкон (1561–1626), один из основателей научной методологии, был известен как человек глубоко религиозный.
Рассуждая о том, что научные исследования приближают человека к Творцу, он говорил: «Для того, чтобы не впасть в заблуждение, у нас есть две книги, которые мы должны прилежно изучать. Первая – Священное Писание, являющееся Откровением Бога. Вторая же – само творение, свидетельствующее о Его Мощи. Сначала нам следует изучить Священное Писание, заключающее в себе Божественные повеления. Затем нам следует перейти к исследованиям творений Бога, демонстрирующих нам Его величие. Второе есть ключ к первому...».
Галилео Галилей также говорил, что «природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, которую мы обязаны читать». Таким образом, он утверждал, что не может быть никаких противоречий между религией и наукой, потому что обе книги сотворены Богом.
«Глядя в книгу природы, мы, астрономы, будучи приверженцами религии Всевышнего, должны вознести Богу нашу хвалу», – говорил Иоганн Кеплер. Также на вопрос, зачем он занимается наукой, Кеплер отвечал: «Для того, чтобы почувствовать "вкус" творений Создателя».
Роберт Бойль часто подчёркивал, что наука должна быть неотделима от веры в Бога. Также он утверждал, что совершенство живых организмов есть явное свидетельство существования Бога: «Совершенство существующих в мире систем, в особенности же удивительные свойства и способности животных, их вызывающее восторг строение на протяжении веков были причинами того, что мыслители признавали существование Творца».
Исаак Ньютон, которого считают величайшим учёным всех времен, был одновременно математиком и физиком. В знаменитой книге «Законы математики» о причине, вдохновившей его на научные изыскания, Ньютон писал: «Как немощные рабы, мы нуждаемся в Боге. В меру нашего ума мы должны постигнуть мощь и величие Божественного Знания и предаться Ему».
Вильям Гершель – один из самых знаменитых астрономов XVIII века. «Астрономы-атеисты должны быть сумасшедшими», – говорил Гершель, выражая своё удивление тем, как учёный, занимающийся астрономией и непосредственно наблюдающий совершенный порядок, царящий во Вселенной, может не верить в Бога.
Майкл Фарадей был учёным, верившим в Бога и считавшим, что наука и религия должны находиться в гармонии. Он полагал: «Так как мир сотворён Единым Творцом, всё в природе является частью единого целого».
Сэмюель Морзе писал: «По мере увеличения моих знаний постулаты религиозных источников становятся яснее. Величие Бога осознаётся отчётливее. Будущее озаряется надеждой и радостью».
Джеймс Прескотт Джоуль, известный открытием первого Закона термодинамики, в 1864 был одним из инициаторов составления антидарвиновского манифеста, подписанного 717 учёными. Он говорил: «Познание законов природы есть познание Бога».
Луи Пастер, знаменитый учёный медицины, в особенности прославившийся своей микробиологической теорией болезней, говоря о необходимости гармонии между наукой и религией, писал: «Чем больше я изучаю природу, тем больше перед лицом творений Создателя возрастает моя вера в Него» и «Наука ведёт человека к Богу».
Вильям Томпсон (лорд Кельвин) – один из ведущих физиков девятнадцатого и начала двадцатого веков, автор «шкалы Кельвина», писал: «Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретёте веру в Бога». Ещё он писал: «Если мы посмотрим в самое основание жизни, наука в окончательной форме подтвердит существование Бога».
Альберт Эйнштейн – один из самых значительных учёных нашей эпохи, в то же время он был религиозным человеком. Он утверждал, что наука не может развиваться в отрыве от религии. В частности, он писал: «Чем больше открытий наука делает в физическом мире, тем больше мы приходим к выводам, которые неуклонно направляют нас к вере».
В заключение приведём высказывание Вернера фон Брауна – одного из самых известных в мире исследователей космоса: «...Мне очень трудно понять как учёного, отрицающего Бога, так и верующего человека, отрицающего развивающуюся науку».
Таким образом, если учёные предпочтут путь находящихся в полной гармонии науки и религии, согласно которому Господь в Священном Коране призывает размышлять о происхождении небес, земли, гор, звёзд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях и предписывает изучать их, то, несомненно, они увидят во всём сотворённом величие Творца и таким образом приблизятся к постижению Высшей Мудрости Создателя, сотворившего нас самих и всю Вселенную.
Да поможет Всевышний нам в постижении истины, да сохранит мир на земле, да наставит нас на путь Истины! Аминь!
ISLAMDAG.RU