Зачем искать спонсоров, если ты и есть спонсор для неимущих?
Как и у любого человека, у меня есть друзья. Среди них есть бедные, есть богатые, есть «средние», которые находятся между двумя первыми категориями. В наше время малоимущим можно стать так же быстро, как в период перестройки люди становились богатыми, успев «урвать кусок» из государственного «пирога».
Люди боятся бедности и бедных людей сильнее, чем повисший на тонкой веревке над пропастью человек боится упасть вниз. Но почему? Бедность – это не болезнь, приобретаемая в результате халатного отношения к своему здоровью, бедность – это испытание Всевышнего, которым наделялось большинство пророков.
Попробую по памяти описать диалог двух давних близких друзей. Ситуация типичная для нашего времени, пусть и постыдная для одной из сторон.
Друг (бедный): Ассаламу алайкум. Как дела? Как здоровье?
Друг (богатый): Ваалайкум ассалам. Хорошо, даже отлично. А у тебя как? Какие проблемы? Ты говори, не стесняйся, я обязательно помогу, ты только скажи.
Друг (бедный): Серьезно? Пусть Всевышний будет тобой доволен. Мне нужно 10 мешков цемента для того, чтобы достроить правую стену своего дома. У тебя случайно не осталось несколько мешков после строительства бизнес-центра рядом с парком, о котором ты рассказывал в прошлый раз?
Друг (богатый): Ой, вот только не цемент, именно его как раз нет. Закончился. Но ты скажи, я же друг, я обязательно помогу, чем смогу. Ты только скажи.
Друг (бедный): Да одарит тебя Всевышний за одно намерение. Мне еще нужно немного досок для того, чтобы мог залатать дыры на крыше. А то во время дождя вода просачивается прямо в комнату, где спят дети. А сырость в доме вызывает у них кашель.
Друг (богатый): Эх, вот буквально вчера последние доски я отдал в строительную фирму своего друга. Он тоже достраивает многоэтажный дом. Досок нет. Но ты только скажи, чем я могу помочь, я ради тебя готов на все. Говори, не стесняйся.
Подобный диалог может продолжаться бесконечно. Можно было бы усомниться в его достоверности, но это реальная история, свидетелем которой был я. Смешно и грустно: разговор продолжался минут пять, и менее состоятельный брат по вере всё перечислял и перечислял свои проблемы, решение которых он так сильно надеялся найти в могуществе друга и его желании помочь. Но на любую просьбу ответом служила незамысловатая отговорка. И «проблемный» брат, на каком-то этапе поняв, что ничего не получит от «щедрого» друга, просто перевел разговор на другую тему.
Но ведь наш Пророк (мир ему и благословение) тоже был бедным. Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) умер, в моем доме не было ничего, что можно поесть живому существу, кроме половины ячменной лепешки на полке. Я ела ее до тех пор, пока мне не стало казаться, что прошло долгое время. Тогда я измерила ее, и она закончилась» (приводят Бухари и Муслим). Неужели если бы мы жили во времена Пророка (мир ему и благословение), то мы не были бы его друзьями? Или мы тоже сказали бы: «Извини, тут другу отдал…» Даже представить противно эту мерзкую ситуацию.
Почему те братья по вере, в руках которых есть достаточно средств для помощи близким и родным, проходят мимо нуждающихся, мимо «слез голода»? Почему они не видят в себе самом человека, имеющего возможность помочь? Почему думают, что дружба с бедным невыгодна, неприбыльна, неперспективна? Ведь истинной наградой такой дружбе будет ничто иное, как довольство. Разве это не повод задуматься о своем состоянии, о той его части, которая может быть необходимой для больного соседа, родственника, брата по вере или просто незнакомого человека? Зачем искать спонсоров, если ты и есть спонсор для неимущих? Почему кто-то, а не ты, в конце концов?