Сказано: «Не унизился человек, кроме как оставив уважение, и не возвеличился, кроме как проявляя уважение».
Эта цитата из книги «Таълим аль-Мутааллим» побудила меня перечислить некоторые из адабов (проявлений уважения) по отношению к учёному или учителю. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет – пусть продаст меня, если хочет – освободит, а хочет – пусть держит в рабстве» (книга «Таълим аль-Мутааллим»). Это слова величайшего из сподвижников, того, которому был обещан Рай при жизни.
Кто-то скажет: «Учитель тоже должен быть соответствующим!» Но это будет всего лишь попыткой оправдания своему неуважительному поведению по отношению к учителю и собственному невежеству. Ведь Али (да будет доволен им Аллах) не говорит о видах учителей. Он сказал: «...тому, кто обучит…».
Имам аш-Шафии, великий учёный, авторитет всей общины сегодняшних дней, вставал при появлении пастуха. Когда его спросили, почему он так поступает, он ответил: «Этот пастух научил меня определять, когда собака становится половозрелой». Казалось бы, что такое узнать о чём-то, что даже не касается религии! Однако великий имам признавал, что пастух – учитель, и как к учителю проявлял к нему должное уважение.
Во времена имама аш-Шафии белые листы бумаги были дефицитом. И когда однажды имам нашёл на дороге белый листок, поднял его и сделал дуа: «О Аллах! Не дай знания тому, кто не уважает учителя и не уважает белый лист бумаги!»
Уважение – это то, что исходит от сердца человека. Уважение не изучают в школах и не преподают, ведь сколько бы ни говорили об уважении, но если у человека нет любви к учителю, навряд ли оно будет проявляться к нему.
Есть очень много проявлений уважения к учителю или просто к учёному, но мы приведём основные из возможных.
Не секрет, что самым большим и сильным учителем для всей общины был наш Пророк (мир ему и благословение), а сподвижники оставили нам пример поведения и отношения в присутствии учителя (Пророка, мир ему и благословение). Сподвижники не поднимали головы и голоса перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение).
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Если ты являешься учеником (мутаалимом), то ты должен соблюдать следующие пункты уважения перед учителем:
1) Первым приветствовать учителя и спрашивать разрешения войти к нему.
2) Не быть многословным перед учителем.
3) Не начинать речь без разрешения учителя.
4) Не задавать вопрос, не спросив разрешения.
5) Не возражать словам учителя, говоря: «Кто-то же сказал по-другому, чем вы!»
6) Не противоречить мнению учителя (на виду у людей), для того чтобы люди подумали, что ученик знает больше учителя.
7) Не советоваться с кем-то в присутствии учителя, то есть не переговариваться с кем-то в его присутствии.
8) Не оборачиваться по сторонам, быть смиренным и с опущенной головой, как в молитве, и не смеяться (чрезмерно и бесконтрольно), когда учитель обращается.
9) Не задавать вопросы на ходу или когда учитель занят чем-то. Так же и по дороге домой.
10) Когда учитель встал, то пусть ученик тоже встанет.
11) Пусть ученик не испортит своё мнение об учителе из-за деяний, внешне противоречащих довольству Аллаха на первый взгляд. То есть нельзя быть строгим в отношении учителя, просто нужно воздерживатся от плохого мнения, ведь учитель более сведущ в тайнах. Пусть ученик вспомнит историю пророков Хизри и Мусы (мир им), когда Хизри (мир ему) по воле Аллаха знал то, что не знал Пророк Муса (мир ему).
Сегодня Аллах открыл нам знания, вся хвала Ему, и можно найти достойных учителей. Но при этом человек начал пренебрегать учёными, учителями, а так поступать нельзя.
Пусть каждый знает, что учёные стали учёными только лишь из-за уважения к учителям. В истории жизни великих учёных нет случая, что они проявили халатность и неуважение к учителю. Каждый человек думает, что, прочитав несколько книг, он уже «учёный», и, конечно, ошибается в этом.
Да поможет нам Аллах соблюдать уважение к наставникам и учителям!