Дом жениха

18 Январь 2013
1009

На последнем заседании Совета алимов муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев критично высказался о том, что в некоторых сельских общинах республики появился и закрепился обычай жениться только после того, как у потенциального мужа появится основательный дом. Эту тенденцию подтвердил и член Совета алимов Мухаммад Гаджиев, который привёл конкретные примеры.

А так как люди зачастую склонны к подражательству, то достаточно нескольким семьям повторить одно и то же действие, как оно приобретает статус неписаного закона. Тем более что в селениях и в городских общинах выходцев из конкретного села общественное мнение оказывает серьёзное давление на каждого его представителя. Попытка вырваться из-под тисков этого давления влечёт цоканье языком и косые взгляды: «У нас так не принято!» (словно речь идёт о неком Божественном законе).

Таким образом, человек уступает общественному давлению – и…

Что это будет означать в данном случае?

Отдельный собственный частный дом – удовольствие, мягко говоря, весьма недешёвое. У молодого человека в возрасте 20–25 лет его, как правило, нет, и зачастую ему неоткуда взяться. Откладывание женитьбы до тех пор, пока не накопятся средства на этот самый дом, означает, что до 30–35–40 лет мужчина остаётся неженатым...

Само по себе наложение подобных требований является сильнейшей провокацией для склонения человека к грехам и поступкам, недозволенным в Исламе. Для того чтобы годами хранить вынужденное «монашество» (в самом расцвете половой активности), у многих мужчин не хватит ни силы воли, ни духовной дисциплины. А значит, эти мужчины, продолжая «копить на дом», будут поддерживать отношения с какими-то женщинами вне брака, а то и вовсе ударятся в многочисленные беспорядочные контакты со множеством партнёрш.

(Напомним, что в Исламе любая сексуальная связь вне брака рассматривается как серьёзнейший грех перед Богом – будь то более-менее постоянные любовницы или случайные девицы на одну ночь.)

Муфтий подчеркнул, что данный обычай – вступление в брак только при наличии отдельного частного дома – придуман людьми и не имеет никакого отношения к Исламу. Зачем поклоняться нашим обычаям (адатам)? – задался вопросом Ахмад-хаджи Абдулаев. Шариат этого не требует, ещё раз напомнил он.

Вводя подобные придуманные предсвадебные нормы, люди серьёзно усложняют себе жизнь. Чтобы не отстать от других, чтобы не стать «посмешищем», человек влезает в серьёзные долги – и следующий достаточно длительный отрезок его жизни превращается в напряжённую нервотрёпку по возвращению этих долгов. Нередко часть нагрузки ложится и на его родителей.

Кстати, всё происходящее подтверждает пророческий хадис о состязании людей в строительстве домов напоказ друг другу. К сожалению, наше общество всё больше погрязает в «вещизме», в погоне за материальными ценностями, в самоутверждении через наличие таковых символов обеспеченности. И зачастую стремление к ним связано не с острой жизненной необходимостью, а с желанием «быть не хуже других». Так человек втягивается в круговорот, конца которому нет...

Таковы печальные последствия отхода от тех ясных принципов (для чего мы вообще живём и как жить правильно), которые предлагает людям исламская религия.

Эти принципы подменяются придуманными «народными обычаями». Тут и выясняется, что, если идти на поводу у таких новшеств, для создания молодой семьи не подходит ни один более-менее реальный вариант, будь то приобретение скромной 1–2-комнатной квартиры, проживание с родителями, временная аренда съёмного жилья и прочие возможности. Все эти и другие варианты отвергаются, и вводятся невыполнимые для большинства молодых людей условия вступления в брак.

Муфтий предостерёг верующих от подобной «теории частного дома», а также от прочих завышенных предсвадебных материальных требований. В конце концов, по Шариату счастье обретения семьи доступно любому человеку, а не только богатому и зажиточному. Да, Ислам возлагает на супруга обеспечение элементарного набора жизненных условий (чем питаться, где жить, во что одеться и т. д.), но шик, роскошь и прочие материальные излишества в обязательный перечень никак не входят. И даже небогатый человек, которому в ближайшем будущем не «светит» отдельный частный дом, никак не может быть лишён права на семейное счастье.

Альберт Мехтиханов

Источник: газета «Молодежь Дагестана».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.