Человека, как мы все знаем, от других живых существ отличает наличие у него разума. Именно разум придаёт смысл всем действиям человека и делает его ответственным за исполнение предписаний Всевышнего Аллаха. Быть разумным – значит уметь отличать добро от зла, хорошее от плохого. Однако не всё можно постичь разумом. Поэтому источником религии является не человеческий разум, а божественное откровение.
Говоря коротко о тех хороших качествах, которыми характеризуется разумный мусульманин, можно перечислить некоторые важные из них: искренняя вера, благие деяния, хороший нрав, соблюдение предписаний и запретов религии и отказ от дурного поведения. Однако все эти и другие качества объединяет в себе богобоязненность (таква).
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ
(смысл): «А кто будет бояться Аллаха, остерегаться наказания [исполнять Его повеления и отстраняться от Его запретов], тому Он создаст выход из любого затруднительного положения и даст (богобоязненному) пропитание (облегчит получение удела), откуда он и не рассчитывает». (сура Ат-Таляк, 2- 3)
Также Всевышний Аллах сказал:
وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يُكَفِّرْ عَنْهُ سَيِّئَاتِهِ وَيُعْظِمْ لَهُ أَجْرًا
(смысл): «Кто будет бояться Аллаха, остерегаться наказания [исполнять Его повеления и отстраняться от Его запретов], того Он очистит от плохих деяний (простит ему грехи) и увеличит награду за его благие деяния». (сура Ат-Таляк, 5)
Украшать себя благими поступками, которые приводят к вечному счастью в обоих мирах, это то, чего желает и над приобретением чего работает разумный и предприимчивый мусульманин.
Сообщается, что Му’аз (да будет доволен им Аллах) однажды спросил: «О Посланник Аллаха, скажи, какое дело позволит мне войти в Рай и отдалит меня от Ада?» В ответ Пророк ﷺ сказал:
لقد سألت عن عظيم وإنه ليسير على من يسره الله عليه : تعبد الله لا تشرك به شيئا ، وتقيم الصلاة ، وتؤتي الزكاة ، وتصوم رمضان ، وتحج البيت
«Ты задал вопрос о великом деле, однако, поистине, оно станет лёгким для того, кому Всевышний Аллах облегчит его: поклоняйся Аллаху и никому более наряду с Ним, совершай намазы, выплачивай закят, постись в месяц Рамадан и соверши хадж к Дому Аллаха».
А потом Пророк ﷺ сказал:
ألا أدلك على أبواب الخير ؟ الصوم جنة ، والصدقة تطفئ الخطيئة كما يطفئ الماء النار ، وصلاة الرجل في جوف الليل
«Не указать ли тебе на врата всех благ? Пост является щитом, садака гасит собой грех подобно тому, как вода гасит собой огонь; и ещё – намаз человека среди ночи», — после чего прочитал (такие аяты):
تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَا أُخْفِيَ لَهُمْ مِنْ قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«…те, которые отстраняются боками своими от лож (постелей), когда совершают ночные молитвы, моля Господа своего, испытывая страх пред Его наказанием и надеясь на Его вознаграждение, и те, кто из того имущества, которым Мы наделили их, расходуют на благое. И не знает же ни одна душа, какая услада уготовлена для них (верующих) как воздаяние за то, что они совершали в этом мире благие деяния». (сура Ас-Саджда: 16-17)
Потом Пророк ﷺ спросил:
ألا أخبرك برأس الأمر وعموده وذروة سنامه
«Не сообщить ли тебе о главном в этом деле, его столпе и его вершине?» Му’аз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Конечно, о Посланник Аллаха!», – и он сказал:
رأس الأمر الإسلام ، وعموده الصلاة ، وذروة سنامه الجهاد
«Главным в этом деле является Ислам, столпом его служит намаз, а вершина его – джихад».
Потом он сказал:
ألا أخبرك بملاك ذلك كله
«Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?»
Му’аз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Конечно, о Посланник Аллаха!», — и тогда он дотронулся до своего языка и сказал:
كف عليك
«Придерживай это».
Му’аз (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?», – и Пророк ﷺ воскликнул:
ثكلتك أمك ، وهل يكب الناس في النار على وجوههم ، أو قال على مناخرهم إلا حصائد ألسنتهم
«Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей в огонь Ада за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!» (Тирмизи).
Тот, кто охарактеризован этими качествами и придерживается вышеприведённых предписаний, является разумным мусульманином, получившим счастье в обоих мирах, достигшим довольства Всевышнего Аллаха, он обязательно войдёт в Рай и спасётся от огня Ада.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Смотрите также:
Нравственный облик мусульманина
Качества, которыми следует мусульманину украшать свою жизнь