Чего Пророк Мух'аммад ﷺ опасался сильнее, чем Даджаля?

11 Ноябрь 2020
13392

Искренность является важнейшей составляющей поклонения верующего. Чистота в намерениях и деяниях, отсутствие фальши и лицемерия, выражение того, что на сердце – вот к чему должен стремиться каждый мусульманин.

Поклонение, совершённое не ради довольства Всевышнего и без искренности, неполноценно, ведь только наполненные чистотой помыслов и намерений деяния имеют значение перед Всевышним.

Каким бы полноценным ни было благодеяние, если в нём присутствует фальшь (рия) и оно совершается не ради довольства Всевышнего, а ради того, чтобы показать окружающим праведность, от него не будет пользы. Наоборот, такие деяния только вредят человеку.

Всевышний Аллаh, приводя пример искренности и показного в деяниях, в Священном Коране сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُبْطِلُوا صَدَقَاتِكُمْ بِالْمَنِّ وَالْأَذَىٰ كَالَّذِي يُنْفِقُ مَالَهُ رِئَاءَ النَّاسِ وَلَا يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۖ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ صَفْوَانٍ عَلَيْهِ تُرَابٌ فَأَصَابَهُ وَابِلٌ فَتَرَكَهُ صَلْدًا ۖ لَا يَقْدِرُونَ عَلَىٰ شَيْءٍ مِمَّا كَسَبُوا ۗ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ

(смысл): «О вы, которые уверовали! Не делайте ваши милостыни напрасными своими попрёками и обидами, подобно тому, кто тратит своё имущество ради показного перед людьми и не верует в Аллаhа и Судный день. Такой человек подобен скале, на которой есть почва, но едва по ней пройдётся ливень, как она остаётся голой. Они не владеют ничем из того, что приобрели, и пропадут их деяния, ведь Аллаh не ведёт неверных». (сура Аль-Бакара: 264)

В этом аяте Всевышний показывает нам положение человека, который совершает благодеяния напоказ. Он уподобляет его благие дела почве на скале. На первый взгляд, земля на скале кажется плодородной почвой, способной дать хороший урожай. А когда земля смывается, выясняется, что то был лишь мираж.

Всё показное, дурные намерения лишают верующего всякой пользы от своих деяний, потому что он совершал эти деяния ради подобных себе созданий Аллаhа, ради тех, кто не может принести ему ни пользы, ни вреда, и в то же время отказался от искреннего служения Тому, поклонение Кому приносит пользу.

Рия с точки зрения Ислама – это поклонение напоказ или совершение поклонения в наилучшем виде с целью добиться похвалы людей и оставить о себе хорошее впечатление. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) называл это явление скрытым ширком и крайне остерегал мусульман от него.

От Абу Са’ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллаh) передаётся:

خرجَ علَينا رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ ونحنُ نتذاكرُ المسيحَ الدَّجَّالَ فقالَ : ألا أخبرُكُم بما هوَ أخوفُ علَيكم عندي منَ المسيحِ الدَّجَّالِ؟ فقُلنا: بلَى يا رسولَ اللَّهِ ! فقالَ: الشِّركُ الخفيُّ ، أن يقومَ الرَّجلُ فيصلِّي فيزيِّنُ صلاتَهُ لما يرَى من نظرِ رجلٍ

«Однажды к нам вышел Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего), когда мы сидели и говорили о Даджале, и он сказал: "Не сообщить ли мне вам, чего я опасаюсь для вас больше, чем Даджаля?". Мы сказали: "Конечно, о Посланник Аллаhа". Он сказал: "Скрытый ширк: человек встаёт на молитву и начинает приукрашивать её, когда видит, что на него кто-то смотрит"». (Ибн Маджах, 4204; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 6832)

Появление Даджаля является одним из основных признаков наступления Конца света, и это станет величайшим испытанием для человечества. Перед его искушением смогут устоять только крепкие верующие, в чьих сердцах укоренилось знание, что поклонения не достоин никто, кроме Аллаhа.

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) сообщал о пришествии Даджаля, предостерегал свою общину от его смуты, разъяснил, что это будет человек, который явится в последние времена этого мира и заявит, что он есть Бог. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) в своих мольбах часто прибегал к защите Всевышнего Аллаhа от Даджаля.

Пришествие Даджаля будет тяжким испытанием для верующих, ведь он провозгласит себя Богом и будет заставлять людей поклоняться ему. Но, несмотря на ужасы, которые принесёт верующим Даджаль, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) опасался для них скрытого ширка (рия) больше, чем Даджаля.

Сподвижники разговаривали о смуте Даджаля, явно опасаясь её, и Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) сообщил им, что есть нечто, чего он боится для них даже больше, чем смуты Даджаля, это неискренность в намерениях и стремлениях и совершение поклонения и благодеяний напоказ перед людьми.

Верующий должен совершать поклонение и благодеяния искренне и только ради довольства Всевышнего, а желание услышать похвалу от людей не должно присутствовать в его сердце.

Если же верующий совершил благодеяние искренне ради довольства Аллаhа, но его за это похвалили люди, то в этом нет ничего предосудительного, ибо он не добивался этой похвалы. Стоить отметить, что при этом в душе этого человека не должно быть любви к похвале и восхвалению.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллаh) передаётся:

قِيلَ لِرَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَرَأَيْتَ الرَّجُلَ يَعْمَلُ الْعَمَلَ مِنَ الْخَيْرِ، وَيَحْمَدُهُ النَّاسُ عَلَيْهِ؟ قَالَ: تِلْكَ عَاجِلُ بُشْرَى الْمُؤْمِنِ

«Однажды Посланника Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) спросили: "Что ты скажешь о человеке, совершающем доброе дело, за которое его хвалят люди?". Он ответил: "Это скорая радостная весть, которую получает верующий уже в мире этом"». (Имам Ахмад, 21380; Муслим, 2642; Ибн Хиббан, 366)

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее:

«Это значит, что это является радостной вестью для человека уже в этой жизни и доказательством того, что Аллаh доволен им, любит его и внушает людям любовь к нему, и ему оказывают хороший приём и на земле. Это всё исключительно в том случае, если он сам не искал похвалы. Если же он искал похвалы, то подобное только порицается».

Важно, чтобы старания человека не оказались в конце концов напрасными, важно, чтобы главной целью любого действия верующего было довольство Аллаhа, а не мнение и оценка окружающих. Ведь если довольство и похвала Творца не являются единственной мотивацией, то все благодеяния человека превратятся в пепел, развеянный по ветру.

Даже если верующий совершает благодеяние, стремясь к довольству Аллаhа и в то же время к чьему-то ещё довольству наряду с Ним, то тем самым он совершает скрытый ширк. Ведь Всевышний не нуждается в каких бы то ни было сотоварищах, наоборот, все создания нуждаются в Нём.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle