Кумух. Новое медресе как символ возрождения

2 Декабрь 2020
2840

Селение Казикумух – когда-то столица средневекового государства, центр Казикумухского шамхальства, сейчас центр Лакского района. Жители Кумуха одними из первых в Дагестане приняли Ислам. Надпись об этом, датированная 778 годом, до сих пор сохранилась на стене старинной Кумухской мечети.

Арабские наместники, потомки Пророка Мухаммада и его сподвижников выбрали именно Кумух – центральную часть Дагестана – для распространения Ислама. С VIII века мечеть не раз реставрировалась, но она и по сей день остаётся той же самой мечетью, в стенах которой совершил намаз Абульмуслим – человек, который сыграл немалую роль в зарождении Ислама на Кавказе.

Позже этот край прославили такие имена, как Али Кабир, Джамалудин Казикумухский, его сын Абдурахман и многие другие. Со временем Страна советов, введя атеистический режим, основательно подкосила религиозные устои, но Лакский район сегодня уверенно возрождает традиции религии.

Недавно в Кумухе состоялось открытие медресе имени Джамалудина Казикумухского. Об открытом впервые за сто лет в селении медресе мы побеседовали с имамом Лакского и Кулинского районов Шамилем Багандалиевым.

- Вас недавно назначили имамом Лакского и Кулинского районов, с каким настроем вы приступили к работе на новом месте?

- К работе приступил с энтузиазмом и позитивным настроем, и команда собралась хорошая. Имамы сёл обоих районов являются очень ответственными людьми, я рад работать с такой командой и рад работать в этих районах. Ведь испокон веков здесь проживали (и их посещали) выдающиеся в Исламе люди: сподвижники Пророка , его прямые потомки. Их могилы сохранились на этих землях. Также на эти земли приходили, оставались жить сельджукские правители, потомки Эртугрула, которые в своё время прибыли сюда с целью проповедовать Ислам. Здесь же они похоронены.

Именно с Лакского и Кулинского районов началось распространение Ислама по всему Дагестану. В этих краях родились и выросли такие люди, как Сайфулла-кади Башларов и Джамалуддин Казикумухский. Для меня честь работать здесь по направлению Муфтията РД.

 

- Какие основные цели ставите перед собой? И может быть, каких-то уже удалось достичь?

- Наверное, о каких-то значимых результатах ещё рано говорить. Но на сегодняшний день мы провели маджлис в Духовном центре имени пророка Исы (мир ему), где собрали представителей лакского народа со всех районов и городов республики.

Хотя мы не ожидали, но этот маджлис посетили не только лакцы из Дагестана, но и из разных уголков России. Из Калининграда всей семьёй приехали лакцы, которые обосновались там много лет назад. Ещё прибыли из Екатеринбурга, они побывали в Дагестане впервые, прилетев сюда именно на маджлис лакского народа. Приехали лакцы и из других городов СКФО.

Присутствовало более тысячи человек. Люди познакомились со своими земляками. Царила дружеская, почти семейная атмосфера. Все посетившие радовались и были под большим впечатлением, поэтому было решено собирать такие мероприятия ежегодно.

 

- Расскажите, пожалуйста о буднях имама.

- Каждый день я со своими помощниками интересуюсь нуждами населения. Если того требует ситуация, приходим в гости, спрашиваем, чем можем быть полезны, и оказываем материальную, религиозную, моральную поддержку. Людям пожилого возраста и не только им помогаем, если нужна какая-то физическая помощь.

Мы должны всегда поддерживать народ, как учит нас многоуважаемый Муфтий Дагестана, когда горе, мы должны быть рядом, когда радость – тоже, когда нужна помощь – помогать, чтобы народ был доволен.

На сегодня стоит задача назначить для каждого села обоих районов имамов, которые будут решать все религиозные, обрядовые, социальные вопросы населения. Эти имамы будут находиться непосредственно в том населённом пункте, к которому прикреплены, чтобы ни одно село не оставалось без ответственного за него имама.

Мы работаем над тем, чтобы усилить работу местных филиалов благотворительного фонда «Инсан», чтобы помогать всем нуждающимся. Также работают отделы просвещения, их работа сейчас активно ведётся, имамы повышают уровень знаний во всех областях наук – как религиозных, так и светских. Они, в свою очередь, будут просвещать население.

Активно ведётся подписка на газету «Ас-Салам», зачастую мы дарим подписку на неё, а эффект от распространения этой газеты невозможно переоценить.

 

- Расскажите, где до этого вы работали имамом, и сложно ли было покидать уже привычное место и перебираться на другое?

- До этого я работал в Левашинском районе, в котором я родился и вырос, был председателем имамов района. Это крупный район в Горном территориальном округе с 68 населёнными пунктами. В каждом селе этого района работали имамы, опытные специалисты с большим стажем работы. Мы все очень тесно сработались.

Мы, работники Муфтията, всегда готовы покинуть то место, где работали несколько лет, и отправиться туда, куда нас направило руководство. Для нас это практика, это укрепляет наш опыт.

 

- Каковы особенности работы имама, когда он только приступает к своим обязанностям в новом районе?

- Я считаю, важно найти правильный подход к местному населению, установить с жителями контакт, чтобы они знали тебя как имама, чтобы ты всех знал, построить обратную связь.

 

- Расскажите, пожалуйста, когда было открыто первое медресе в Казикумухе? Каким было духовное прошлое этого селения?

- Здесь во все времена были примечетские мактабы, в разные периоды в них обучались люди. Но вот медресе такого формата в Лакском районе не было. Здесь мутаалимы будут обучаться религиозным наукам и изучать духовное наследие шейха Джамалудина Казикумухского. Ведь именно из Казикумуха распространялось по Дагестану исламское просвещение, но в годы коммунизма этот процесс был серьёзно подорван. То, что было до коммунизма, и то, что после – это огромная разница. Сейчас в этой области идёт возрождение.

Медресе имени Джамалудина Казикумухского

В новом медресе уже учатся студенты из Лакского района, и это только начало. И на эти земли вернётся свет религии, по милости Аллаха. Отсюда выйдет много выдающихся специалистов в сфере Ислама, как это было раньше, ведь они потомки тех великих людей, что жили тут раньше.

 

- Как обстояла ситуация с духовным просвещением в Кумухе в советские годы атеизма?

- В советские годы антирелигиозная пропаганда, которая велась в республике в целом и отдельно в Лакском районе, была неравномерной, настолько, что если порой на два соседних района был, к примеру, один коммунистический штаб, отвечающий за искоренение религии и религиозных устоев, то в одном Казикумухе работали 70 таких штабов.

Столько штабов не было ни в одном районе, и они провели такую работу, что просто с корнями вырвали весь религиозный дух, исказили богатое религиозное наследие, как только возможно. Но Всевышний Аллах взял на Себя дело сохранения религии: даже в то время здесь оставались люди, которые втайне соблюдали, изучали, распространяли Ислам, и благодаря таким людям он не исчез полностью.

 

- Когда и как началось духовное возрождение в Кумухе после развала СССР?

- Духовное возрождение в сёлах Лакского района шло очень медленно. Фактически религиозных людей после работы коммунистов над районом не оставалось. Но старики передавали знания своим детям и внукам, обучали их Корану, азам Ислама.

Потом, когда появилась возможность поступать в исламские учебные заведения, они в небольшом количестве, но начали поступать. И вот уже выпускники Дагестанского исламского университета приезжали сюда и поднимали религиозный дух, обучали местных жителей Исламу.

В 2017 году наш Муфтий отправил сюда реликвии, среди которых были очень значимые для всех мусульман вещи. Тогда даже совсем далёкие от религии люди начинали изучать Ислам. Тот год можно назвать особенным. С 2017 года заметен ощутимый скачок исламского развития в Лакском районе. И всё это стараниями нашего Муфтия, он лично переживает за исламское развитие, ведёт работу в этом направлении, вносит большой вклад в развитие Ислама в этом краю.

В сёлах Лакского района уже в пяти сёлах завершают строительство мечетей. В тех сёлах, в которых не было мечетей, уже начинают стройку, и сами жители изъявляют желание организовать строительство мечети в селе, в котором её уже очень давно не было.

 

- Как и в какие сроки проходило строительство первого за сто лет в Казикумухе медресе?

- Предыдущие имамы уже внесли большой вклад в это строительство, практически завершили его, оставалось немного. Когда я заступил на должность имама, мы всем коллективом решили сделать упор на завершение строительства медресе, потому как образование – самая важная вещь, и поднять религиозный дух можно только через знания. И хвала Аллаху, нам удалось это сделать.

 

- Расскажите, как восприняли местные жители строительство медресе, какими впечатлениями делились?

- Очень благожелательно восприняли. Они хорошо знают свою историю, историю своего края. Знают биографию своих выдающихся предков, какими они были религиозными людьми. Люди в селе поздравляли друг друга, это была большая радость.

Местное руководство, администрация района тоже высказалась положительно об открытии медресе. Это ведь будущее наших детей. Если дети будут получать правильное религиозное образование и воспитание, они не встанут на путь наркомании, алкоголизма. Это не просто школа, в этом медресе будут воспитывать детей. Поэтому благоразумные люди могут только радоваться такому событию.

 

- Расскажите о значимости медресе и факта его открытия в селении.

- Кумух – это центр Лакского района. Любому человеку, который хоть чуточку знает историю лакского народа, на ум сразу приходит Казикумух. Здесь похоронено около 40 праведников. Факт открытия медресе говорит ещё о том, что Джамалудин Казикумухский был выдающимся жителем Кумуха; это всё для того, чтобы люди знали и не забывали историю своего народа.

А история у нашего края славная. В древней мечети Кумуха сохранилась надпись на арабском языке, гласящая о том, что жители этой местности приняли Ислам в 162 году по хиджре, это 777-778 год по григорианскому календарю.

О том, что мечеть построена местными жителями по наказу шейха Абульмуслима, тоже есть надпись на стене мечети. Там же написано, что лакцы (лаки) приняли Ислам в 162 году по хиджре.

Достоверность этих надписей подтверждена учёным-этнографом, антропологом, археологом, географом А. Н. Анучиным. В его «Отчёте о поездке в Дагестан летом в 1882 г.» есть запись: «Кази-Кумух большой аул, известный своими мечетями и базаром. Из мечетей замечательна Коньмизид (Хъун мизит), большая мечеть… Мечеть эту построил Магомед-хан, а увеличил и расширил Сурхай-хан. На южной стороне мечети есть арабская надпись, гласящая, что жители приняли ислам в 162 году по хиджре».

 

- Шамиль Магомедсаламович, расскажите пожалуйста, какие у вас как у имама Лакского и Кулинского районов планы, к каким результатам в вашей деятельности вы стремитесь?

- Стремлюсь к тому, чтобы это место стало центром притяжения для всех жителей районов, которые хотят получать религиозное образование, истинные знания об Исламе, которые наши предки получали от своих предков, а те – от своих предков, и так по цепочке, восходящей до самого Пророка Мух'аммада .

Здесь жили люди, которые проповедовали Ислам и учили Исламу население. И мы будем стремиться к тому, чтобы на этой земле вновь появились такие люди из числа местных жителей, из подрастающего поколения. Чтобы они стали не только религиозными деятелями, но и были подкованы во всех областях знаний – как светских, так и религиозных.

 

- Какие у вас пожелания к учащимся этого медресе?

- Прошу Всевышнего, чтобы все, у кого есть возможность, приходили сюда, обучались, особенно во время летних каникул, когда многие из городов приезжают к себе на родину.

У нас есть образовательные возможности и для детей, и для взрослых. Искренне желаю, чтобы в этом медресе усердно учились мутаалимы, получали религиозное образование. И не только образование, ведь эти знания воспитывают дух и благородные нравы истинных мусульман.

Это первое медресе, которое открылось в селении Кумух за последние сто лет. Оно носит имя Джамалудина Казикумухского, духовного наставника имама Шамиля. А значит, в нём заложена благодать этих выдающихся мусульман, а также всех тех, кто участвовал в строительстве медресе и становлении Ислама уже в наши дни.

Медресе построено недавно, но уже является символом возрождения религии и религиозных знаний на земле, которая когда-то была крупнейшим идеологическим центром Ислама в Дагестане и на всём Восточном Кавказе.

Беседовала Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.