«Наше село во все времена славилось алимами», – рассказывая о родном крае, говорит председатель совета имамов Карабудахкентского района.
Родом Каримулла Шихмурадов из селения Губден, но вырос в посёлке Манас. С малых лет он изучает исламские науки, и в этом его всегда поддерживал отец. Своё назначение председателем совета имамов Карабудахкентского района он воспринимает как уникальную возможность приносить пользу обществу и своей родине.
- У нас большое количество хафизов мирового уровня, функционирует большое медресе, да и село немаленькое, около 12 тысяч жителей. У нас детям с детства прививаются нормы Ислама. Народ у нас работящий, – продолжает Каримулла. – В Дагестане Губден известен большой численностью хафизов Корана.
- С самых малых лет детей отдают на обучение Корану?
- Даже до того, как они выучивают русский алфавит и начинают читать на русском языке, они уже знают арабский алфавит и умеют читать по-арабски.
- Вы начали обучение с шести лет, кто сподвиг вас на это?
- Отец не хотел так рано отдавать меня на обучение чтению Корана, так как считал, что я не отнесусь с должной серьёзностью к учёбе. Но мой старший брат учился Корану, и мне хотелось его догнать, я попросил отца, и он меня отпустил. В возрасте семи лет я уже завершил читать Коран и даже обогнал брата.
- Отец как-то поощрил вас за это достижение?
- Да. Он мне обещал велосипед и купил. В те годы это был очень хороший скоростной велосипед. Отец у меня был дальнобойщиком, ездил в другие страны и привёз из-за рубежа подарок, о котором я даже мечтать не мог.
- После школы куда пошли учиться?
- Когда мне исполнилось 9 лет, опять-таки я попросил отца отдать меня на учёбу. По соседству жил богослов, мои одноклассники обучались у него грамматике арабского языка.
Отец отпустил меня туда, но взял с меня обещание, что если я вступлю на путь обучения ильму, то уже не оставлю его. И вот с 9 до 17 лет я обучался у этого богослова. В 17 мне в голову пришла идея заняться чем-то другим. Я подошёл к отцу, чтобы посоветоваться, пойти мне учиться на юридический или лучше в школу милиции. Отец напомнил мне, что я дал слово продолжать обучаться исламским наукам.
И вот тогда я приехал в Махачкалу, поступил в ДИУ, окончил его. Очень благодарен отцу за то, что в нужный момент направил меня в правильное русло.
- В общеобразовательной школе вы учились одновременно с получением религиозного образования?
- Да. С утра до обеда я учился в школе, а дальше проходил уроки у муаллимов. На нашей улице жили три муаллима. Когда кто-то из них отправлялся в хадж, я шёл к другому, чтобы не терять время зря.
- Кто из ваших муаллимов вам наиболее запомнился?
- Наверное, любому мутаалиму западает в душу самый первый учитель. Ещё в Манасе у меня был учитель, его звали ‘Абдуллахаджи, он был муэдзином, затем стал имамом и более 14 лет работал имамом. Я благодарен ему по сей день, он обучал мутаалимов без выходных.
- Куда вы отправились работать после ДИУ?
- Меня направили в Каспийск, я там преподавал при мечети, вёл вечерние курсы, давал индивидуальные уроки, обучал намазу. После этого направили, там же в Каспийске, в посёлок, где я три года проработал имамом.
- С какими трудностями вы чаще всего сталкивались в работе?
- Самой трудной считаю работу с прихожанами. Люди разные бывают, могут надумать себе из ничего проблему. Бывают тяжёлые люди.
Самая больная тема для имама, наверное, проблема разводов. Казалось бы, ещё вчера заключил никах, радовался, что новая ячейка общества создана… Когда разводятся супруги, для имама это тяжело, он не должен оставаться равнодушным.
- Могли бы вы выразить несколькими словами или на примере конкретной истории какую-то мудрость, которой не хватает распадающимся семьям?
- Я жил в доме бабушки с дедушкой, мы и родители жили в одном доме с ними, они для меня наглядный пример. Они будили меня на утренний намаз, отправляли в школу.
Мой дедушка был очень строгим человеком, однако, когда бабушка была чем-то недовольна, он никогда не развивал конфликт. Он с улыбкой реагировал на происходящее. Улыбнётся и оставит. Нужно уступать. Он мудрый был, понимал, что человек может выйти из себя. Мужчина может развеяться, пойти с друзьями пообщаться, какой-то досуг себе устроить, а женщины не могут вырваться из круга домашних забот.
Буквально недавно был бракоразводный процесс. Молодая женщина разводилась с мужем. Я спрашиваю у её отца: «Вы как видите дальнейшую ситуацию? Какого решения вы хотите?» Меня удивил его ответ: «Мне главное, чтобы то, для чего я столько времени старался – её мебель – в целости и сохранности вернули». Вот для него что важно. То материальное, что накопил и отдал дочери.
- А из-за чего она хотела развестись с мужем?
- Я считаю, в чём бы ни была причина – если оставить их вдвоём, не вмешиваться, они помирятся. Если дочь постоянно рассказывает родителям о своих проблемах с мужем, они лишь усугубляют этот конфликт.
- Примером дедушки пользуетесь в своей семье?
- Да. Бывают моменты, когда надо просто подождать, пока человек остынет. Мы никогда не пожалеем о том, чего не сказали, но пожалеем о том, что сказали, пожалеем, что не промолчали, промолчавший человек не ошибётся.
- Вы сказали, что были сложности с прихожанами, с их восприятием того, что им советует имам.
- Пророк ﷺ говорил: «Когда вы не можете прийти к единому мнению, возвращайтесь к Корану и хадису». Во всех аспектах его жизни есть для нас пример, если удастся сопоставить какую-то ситуацию с его жизнью, привести пример, то проблему получится решить.
- Вы на данный момент председатель совета имамов Карабудахкентского района, какие там национальности представлены?
- Большинство – даргинцы и кумыки, но и многие другие национальности есть: табасаранцы, лакцы, аварцы, азербайджанцы. Все вместе уживаемся, хвала Аллаху.
- Какое образование помимо религиозного вы получили?
- Мне отец всегда говорил, чтобы я овладел каким-то ремеслом, дополнительной профессией. Ин шаа-Ллах, собираюсь что-то для себя выбрать.
- Вы окончили Дагестанский исламский университет, сколько лет длилась учёба? Вы создали семью после того, как полностью завершили обучение?
- Семь лет учился, а по окончании вуза женился.
- Почему только по окончании, хотели посвятить всё время учёбе?
- Да, именно так. У меня был интересный случай. Так как задолго до поступления в исламский вуз я уже обучался, то когда поступил, мои знания проверили и отправили сразу на третий курс. В тот же день приехал отец, привёз мои вещи и спросил меня, как обстоят дела. Я и рассказал, довольный и радостный, что меня сразу на третий курс перевели. Отец отругал меня: «Ты что, карьеру сюда делать пришёл – переступать через курсы?!», и настоял на том, чтобы я вернулся на первый курс.
- Период обучения в ДИУ вспоминаете?
- Конечно. Если о чём-то и мечтаю в жизни, то поступить туда опять. Когда к студентам во время нашего обучения приходили имамы, богословы, проводили беседы с нами, они все говорили: «Это ваше лучшее время, еда здесь – ваша лучшая еда, ваши друзья здесь – ваши лучшие друзья». Мы тогда этих слов так глубоко, как сейчас, не понимали.
Есть люди, при встрече с которыми сама собой возникает радостная улыбка, так вот, те ребята, с которым я хотя бы один год учился вместе, у меня вызывают радость на сердце, ностальгию по годам учёбы. У того, кто хоть один год отучился в ДИУ, моральные принципы, нравственные границы сохраняются на всю жизнь, по милости Аллаха.
- Свои проповеди вы читаете на родном языке?
- И на родном, и на русском. У нас в районе 11 кумыкских сёл, 10 даргинских и одно лакское. Кумыкский язык я понимаю, но говорить не умею. В родном селе читаю проповеди на даргинском языке, а в остальных на русском.
- Вы работали имамом в разных населённых пунктах, что вы почерпнули из этой миссионерской деятельности для себя?
- Каждый район специфичен. К примеру, в Каспийске живут и христиане, и мусульмане. Карабудахкентский район более религиозный, там встречаешь больше понимания.
Одна из учительниц из школы, где мы проводили беседы, призналась: «Когда вы позвонили, я подумала – что эти имамы могут нашим школьникам рассказать?» А теперь эти учителя сами звонят, приглашают, дети из тех школ подбегают на улицах, вопросы задают.
Будучи руководителем отдела просвещения в первое время, я не знал, за что взяться. Переживал. Потом привык. Сейчас мы курируем работу отделов просвещения, филиалов фонда «Инсан», распространителей газеты «Ас-Салам».
Наша функция – налаживать связь между государственными деятелями и между религиозными учёными, алимами. Бывают проблемы всего района, которые не могут решить в администрации, а если помогают имамы, то чаще всего задачи решаются благоприятным образом.
- Ваши цели в деле просвещения?
- Вот я школьникам, к которым прихожу на проповеди, говорю: «Мы не для галочки приходим, отчитать проповедь и уйти». Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Доведите от меня хотя бы одно слово…».
Стремлюсь к тому, чтобы у нас была высоконравственная молодёжь. Глядя на то, что сделал мусульманин хорошего, люди скажут: «Вот это Ислам»; сделал плохое – тоже скажут: «Вот это и есть Ислам».
- Отец доволен тем, как сейчас складывается ваша профессиональная деятельность?
- Я не задаю ему таких вопросов, но чувствую его поддержку. Всё то время, что я учился и учусь, он не позволял мне покупать книги на мои деньги, сам покупал и говорил: «Пусть хоть за это мне будет дано вознаграждение от Аллаха».
И сейчас он тоже спрашивает: «Есть какие-нибудь книги, которых у тебя нет?». Когда обучался, бывало, нас направляли учиться в филиалы вуза, в котором что-то было не достроено, где что-то надо доделать, отец мне говорил: «Если узнаю, что ты отклоняешься от этих работ, я тебя не прощу».
- Ваши пожелания мусульманам.
- Наверное, лучшие слова напутствия – это строчки аята (смысл): «Имейте богобоязненность, бойтесь Аллаха». Богобоязненный человек не обманывает, не сплетничает, не ругает других, не покушается на честь, достоинство другого человека.
То, чего сегодня не хватает людям, это богобоязненность. Если хороший человек внешне не поступает плохо по отношению к другим, но может допустить дурные мысли о другом человеке, то богобоязненный и этого себе не позволит. Прошу у Аллаха богобоязненности прежде всего для себя и всей мусульманской уммы.
Беседовала Айша Тухаева